Главная Новости Аналитика и комментарии

Протоиерей Всеволод Чаплин: На нас возложена задача не только беречь межнациональный мир во имя единства России, но и беречь единство России во имя мира

Посмотрим, кто прав в историческом споре: тот, кто пытается растворить этносы, народы, а теперь и религии в плавильном котле — или те, кто бережно охраняет целостность, органичность разных человеческих сообществ.
Программа «Комментарий недели» телеканала «Союз» от 28 июня 2014 года с протоиереем Всеволодом Чаплиным, председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества «Слова Святейшего в Тюмени. Молитва о мире».

Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте.

21-22 июня этого года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Тюменскую область. Он совершил богослужение в Тобольске, в древнем Кремле, посетил храмы и монастыри этого региона. Во время этого посещения Святейшим Патриархом было сказано много слов, которые относятся к историческому выбору русского народа и всех народов исторической Руси, к современному пониманию православными христианами своей миссии в обществе.

В Тюмени состоялся форум Всемирного Русского Народного Собора на тему «Стратегия диалога: единство России и межнациональный мир». Форуму предшествовало создание регионального отделения Всемирного Русского Народного Собора, в которое вошли журналисты, представители органов местной власти, творческая интеллигенция, преподаватели вузов, предприниматели — то есть люди самых разных направлений жизни, самых разных призваний, которые объединились, чтобы вместе думать о будущем русского народа и предлагать различные пути разрешения общенародных проблем.

Одной из особенностей — может быть, главной особенностью Тюменского отделения собора становится то, что оно планирует заниматься вопросами межнациональных отношений. Это естественно для данного региона, где живут люди разных национальностей, в том числе значительное количество людей, принадлежащих к мусульманским народам, и значительное количество людей украинского происхождения. И именно в Тюмени, именно в Западной Сибири, куда русские люди пришли, встретившись с людьми других национальностей и научившись жить с ними в этом непростом регионе в мире, естественным видится акцент отделения Всемирного Русского Народного Собора на межнациональные отношения.

Тему этих отношений очень подробно освятил Святейший Патриарх Кирилл, выступая на Тюменском форуме Всемирного Русского Народного Собора. Вот что было сказано Его Святейшеством: «Не только межнациональный мир является залогом единства России. Совершенно справедливо и то, что единство России, притягательная сила нашего государства, объединяющая миссия российской цивилизации являются залогом межнационального мира на огромных пространствах Евразии. Потому на всех нас — на тех, кому дороги наша страна и наша цивилизация, созданное нами содружество народов, — возложена двуединая задача: не только беречь межнациональный мир во имя единства России, но и беречь единство России во имя межнационального мира».

Сильный и единый российский народ, сильный и единый русский народ способны создать основу для межнационального диалога как на территории Российской Федерации, так и во всей Евразии, а, может быть, и в мире. Именно достойное самоощущение русского народа и российского народа, единство, которое нужно охранять, защищенность от разрушительных внешних влияний при способности воспринимать все то положительное, что может приходить извне, — именно эти качества всегда помогали нам и помогут, хочется надеяться, в будущем вступать, безбоязненно и эффективно, в диалог с самыми разными народами и с самыми разными цивилизациями.

Об этом много было сказано в ходе тюменского форума Всемирного Русского Народного Собора. Было сказано и о том, что из себя должны представлять национальные объединения, связанные с русским народом. Вот что сказал Его Святейшество: «Чрезвычайно важно подчеркнуть, что, в противовес разделяющему, конфликтному, болезненному национализму, Всемирный Русский Народный Собор опирается на русскую национальную традицию, обладающую огромным созидательным потенциалом; на ту традицию, которая, вдохновляясь христианскими идеалами братской любви, объединила и русский народ, и всю многонациональную Россию, обеспечив прочный межнациональный мир».

Вот такое самосознание русских людей и в целом российского народа делает по-настоящему возможным межнациональный диалог. Сегодня многие пытаются сказать, что этничность, национальные особенности должны раствориться в плавильном котле, должны уйти в прошлое как вещи, якобы мешающие человеческому прогрессу и мирным отношениям между народами. Но наш опыт показывает, что именно сохранение национального характера и поддержание национальной культуры делают по-настоящему свободной, достойной и счастливой жизнь людей, делают их способными во всей целостности своего мировосприятия и своей культуры, входить в нормальный диалог с другими людьми.

И не случайно Святейший Патриарх, выступая в Тюмени, еще раз поддержал идею создания русских культурных центров, которые сегодня востребованы людьми во многих городах, во многих областях, учитывая особенно то, что многие национальные меньшинства имеют свои культурные центры — и это очень хорошо. Будем надеяться, что культурные центры появятся и у русского народа.

Святейший Патриарх сказал также следующее: «Гармонизация межнациональных отношений возможна не на пути отказа от национальных чувств или подавления национального сознания, а на пути осознания принадлежности наших народов к общей, созданной совместным трудом цивилизации, которая не упраздняет ничьей национальной идентичности и не умаляет ничьего национального достоинства. Россия, которая подчеркивает важность национального, этнического, культурного факторов, которая никогда не посягала и не должна посягать в будущем на ограничение этих факторов при условии осознания всеми народами и этносами своей принадлежности к единой цивилизации, единой российской общности, являет для всего мира пример построения добрых отношений между людьми разных национальностей и религий. Цивилизации, которая не противопоставляла, а объединяла народы. Цивилизации, которая имеет огромные заслуги и достижения в прошлом и которая, безусловно, найдет собственный путь в будущее».

Собственный путь в том числе, в сфере межнационального диалога, путь, который доказал свою жизнеспособность в течение многих веков, действительно можно быть осознан нами сегодня как достойный путь в будущее. И посмотрим, кто прав в историческом споре: тот, кто пытается растворить этносы, народы, а теперь и религии в некоем плавильном котле — или те, кто бережно охраняет целостность, органичность разных человеческих сообществ, особенно традиционных, и заботится о том, чтобы эти сообщества имели достойные отношения друг с другом.

Святейший Патриарх сказал и о том, как важно хранить целостность христианского миропонимания и верность Церкви своей миссии — об этом шла речь в слове на вручении архиерейского жезла новорукоположенному епископу Енисейскому и Лесосибирскому Никанору. Надо отметить, что впервые в истории древнего Тобольска в соборе этого города, в Тобольском Кремле совершилась архиерейская хиротония. И вот что сказал Его Святейшество: «Миссия Церкви во все времена неизменна. Она не может зависеть от предпочтений внешнего мира, модных тенденций и навязываемых стереотипов. Ее задача была и остается прежней: свидетельствовать об Истине, как бы рискованно это ни было, свидетельствовать и ближним и дальним, обличать неправды творящих беззакония, неустанно напоминать людям о вечных и непреходящих нравственных ценностях, вести за собой народ нелегким, но спасительным путем веры. Она делает и будет это делать постоянно, несмотря на то, что ее Евангельский призыв многим современникам мешает пребывать в привычном состоянии греха и духовной расслабленности. Люди не любят, когда их беспокоят, когда к ним приходят и говорят: у соседа беда, ему нужно помочь. Не каждый может оторваться от своего ложа, не каждый может впустить эту тревожную весть в свою собственную жизнь. Но Церковь пробуждает совесть людей, она требует встать со своего ложа и идти навстречу Божией правде, чтобы творить дела милосердия даже тогда, когда кажется, что совершить их так трудно».

Не бояться говорить Божию правду, не бояться свидетельствовать об Истине Христовой тогда, когда многим это неприятно, многих это беспокоит, многие пытаются восставать против этой Истины — вот в чем задача Церкви. Не приспосабливаться, не угождать вкусам и модам окружающего нас общества, особенно тогда, когда эти вкусы и моды прямо противоположны Евангелию, а свидетельствовать его во время и не во время, словом и делом — вот об этом очень ясно сказал верующим людям сегодняшней России, сегодняшнего русского мира, всей сегодняшней православной цивилизации Святейший Патриарх Кирилл.

Было сказано многое и о том, в чем состоит долг современного воина. Не случайно слова об этом прозвучали 21 июня, в канун годовщины начала Великой Отечественной войны. Святейший Патриарх возложил цветы к мемориалу Памяти, и около этого памятника было сказано следующее: «Когда наступил час, когда нужно было всю надежду на будущее, всю радость жизни разменять на смерть и исчезновение из этой жизни, люди не дрогнули. А почему они не дрогнули? Потому что у них были ценности, которые выше человеческой жизни. Когда мы поклоняемся памяти героев, мы утверждаем, что в нашем народе сохраняется и сегодня убеждение в том, что есть ценности, ради которых можно и нужно отдать жизнь. И одной из таких ценностей является Отечество и народ наш в его совокупности. Потому что если не защитить Отечество и народ, то не будет и будущего».

Как правильно эти слова звучат в момент, когда многие пытаются сказать: «Нет и не может быть ценностей выше потребления, выше житейского комфорта, выше стяжания, а уж тем более выше здоровья, а уж тем более выше земной жизни». Христианское миропонимание — совсем другое. Оно несовместимо с животной или полуживотной жизнью ради материальных благ и ради выживания в этом мире. Упомянутые слова действительно очень расходятся с установкой многих в современном мире. Не нужно бояться этих слов, не нужно бояться того, что мы свидетельствуем, в том числе людям, которым это очень не нравится.

Христианин живет ради вечного блага, ради вечной жизни, которая стяжается — в том числе, очень часто, по обстоятельствам испорченного грехом мира — через жертвенность. Через способность отдать свою жизнь ради веры, ради Отечества, ради народа, ради ближних. Но, конечно, понимая, что современному человеку нужно быть внутренне готовым к самопожертвованию и к защите веры, святынь и ближних, Церковь всегда надеется на то, что любые человеческие противоречия разрешатся миром. Когда Святейший Патриарх встречался с юными учащимися Президентского кадетского корпуса — людьми, которые готовят себя к военной службе и находятся практически в одном пространстве со взрослыми курсантами военного училища, — он обратился к ним следующими словами: «Мы молимся о том, чтобы никогда наши солдаты, офицеры реально не жертвовали жизнью. Но это не означает, что надежда на мир должна ослаблять наши усилия по воспитанию молодежи, в том числе и в способности защищать Отечество».

О людях, защищающих свой народ, Церковь молится всегда. И особо в эти же дни в Тюмени Святейший Патриарх молился о мире. Там была впервые за Патриаршей службой произнесена особая молитва об Украине, которую Его Святейшество благословил читать во всех храмах Русской Православной Церкви за каждой Божественной литургией. Итак, несколько дней до этого Церковь молилась, а в воскресенье уже во всех храма была вознесена эта молитва, и молился сам Патриарх. И на следующий же день начались консультации между сторонами противостояния. Впервые за все последнее время. Консультации, которые дают некоторую надежду на мир и на справедливое разрешение существующих противоречий.

Эта программа пишется в середине недели, а выйдет она в субботу. И никто не знает, что произойдет к тому времени. Но все-таки, как я убежден, именно благодаря этой мощной церковной соборной молитве впервые встретились представители враждующих сторон, и появилась надежда на примирение, на начало настоящих переговоров.

Уже на следующий день, 24 июля, Святейший Патриарх сказал о начавшихся консультациях следующее: «Дай Бог, чтобы стороны как можно скорее пришли ко взаимоприемлемым решениям, обеспечивающим права и свободы всех граждан Украины вне зависимости от их политических взглядов и ценностных предпочтений».

Напомню и другие слова Его Святейшества, сказанные в обращении к господину Порошенко после его избрания президентом Украины. «Надеюсь, — сказал Святейший Патриарх, — что навсегда прекратится кровопролитие, что никто не будет притеснен или унижен, что реализуется жизненный, мировоззренческий и культурный выбор каждой группы населения страны». А вот что было сказано 3 мая, после печальных событий в Одессе: «В условиях современной Украины не может объявляться единственно возможной и общеобязательной лишь одна из политических позиций. Это гибельно для страны. Убежден, что от попыток утвердить свою точку зрения силой следует отказаться раз и навсегда. Необходимо, пока еще есть такая возможность, услышать друг друга и постараться не только разрешить нынешние противоречия, но и обновить верность христианским духовным и нравственным ценностям, которые сформировали народ Украины, обогатили его мудростью и правдолюбием».

Будем надеяться, что переговоры не только приведут к остановке военных действий, но и помогут жителям разных регионов страны, людям с разными политическими убеждениями полностью реализовать те свои чаяния и то свое видение будущего, которые они считают для себя предельно важными. Будем надеяться, что действительно не будет силой продавливаться одна из множества точек зрения, иногда противоречащих друг другу, только учет каждой из которых может обеспечить мирное будущее в непростой ситуации, которая сегодня складывается.

Будем надеяться, что сохранится верность христианским ценностям народа Украины, созданного этими ценностями. Будем надеяться, что сохранится характер Украины как по преимуществу православной страны — сильной своим религиозным чувством, сильной христианской совестью своего народа, могущей уверенно смотреть в будущее только тогда, когда это будущее связывается с именем Господа Иисуса Христа и с Его заповедями.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.