Главная Церковь Люди Церкви Праведники Новомученики

Протокол одного допроса

5 ноября 1937 года на Бутовском полигоне под Москвой в числе других расстрелянных за веру, за Христа, за проповедь, среди тысяч новомучеников Бутовского полигона был расстрелян священник Владимир Амбарцумов. Об отце Владимире мы писали не раз: публиковали его житие, воспоминания его дочери Моли Бога о нас: Часть 1, Часть 2, Часть 3. Сегодня мы хотим познакомить читателей с протоколом допроса отца Владимира.

5 ноября 1937 года на Бутовском полигоне под Москвой в числе других расстрелянных за веру, за Христа, за проповедь, среди тысяч новомучеников Бутовского полигона был расстрелян священник Владимир Амбарцумов. Об отце Владимире мы писали не раз: публиковали его житие, воспоминания его дочери Моли Бога о нас: Часть 1, Часть 2, Часть 3.

Сегодня мы хотим познакомить читателей с протоколом допроса отца Владимира.

Управление народного комиссариата

внутренних дел СССР по Московской области

Управление государственной безопасности

1937 г. Сентября мес. 20 дня.

Протокол допроса

Я, политрук войск НКВД Клевин, допросил в качестве обвиняемого:

1.   Фамилия Амбарцумов                                              

2.   Имя и отчество Владимир Амбарцумович

3.   Дата рождения 1892 — 20 сентября

4.   Место рождения г. Шемаха Аз. ССР

5.   Местожительство Никольско-Архангельское, дом 212

6.   Нац. и гражд. (подданство) армянин

7.   Паспорт

8.   Род занятий научный сотрудник-физик Института им. Обуха

9.   Социальное происхождение мещанин. Имущества не было

10. Социальное положение:

а)       до революции учащийся,

б)      после революции служащий.

11. Состав семьи сын Евгений Владимирович Амбарцумов 19л.
Учится
Пединститут, г. Москва; дочь Лидия Владимиров
на Амбарцумова 15 лет. Учится в Салтыковской
средней
школе

12. Образование Физико-математический ф-т окончил в 1917
году в г. Москва

13. Партийность Не состоял

14. Каким репрессиям подвергался: судимость, арест и др.

а)       до революции Не судился

б)      после революции 1920, был арестован в г. Самара орг.
ВЧК и осужден
без последствий; 1932г. арестован,
орг. ОГПУи осужден условно на 3 года.

15. Какие имеет награды при сов. власти Не имею

16. Категория воинского учета-запаса и где состоит на учете
На учете не состоит по сост. здоровья

17. Служба в Красной армии, когда и в качестве кого, отношение к воинской повинности Не служил

18.       Служба в белых и др. к.-р. армиях (когда и в качестве кого)
Не служил

I 1 ). Участие бандах, к.-р. организациях и восстаниях Не участвовал

20. Сведения об общественно-политической деятельности Не

нес

Показания обвиняемого Амбарцумова Владимира Амбарцумовича

20 сентября 1937 г.

Вопрос: Когда, где, за что арестовывались и судились?

Ответ: В 1920 г. в г. Самара был арестован органами ВЧК в связи с делом Христианского студенческого кружка и подозрением меня, как члена этой организации, в контрреволюционной деятельности. После того как я был доставлен в г. Москва, следствием не было установлено наличие политического преступления и я был освобожден из-под стражи через 11/2 м-ца. В 1932 г. в г. Москва я был вновь арестован по подозрению в контрреволюционной деятельности, в связи с арестом ряда лиц, с коими я имел связь. Но ввиду того, что моя к/рев, деятельность не была установлена, ибо я ею не занимался, меня осудили к 3 г. высылки условно и из-под стражи освободили, как я понял, за связь с лицами, подозревавшимися в активной к/р деятельности.

Вопрос: Назовите лиц, осужденных и высланных в 1932 г. за к/рев, деятельность, с коими вы поддерживали тогда связь, и укажите, где они сейчас.

Ответ: Мечев Сергей — священник. Где он находится в настоящее время, мне не известно, и связи с ним не имею с 1932 г.; Борделиус Сергей — священник. Мне известно, что он умер. Кроме этих людей, я никого не помню.

Вопрос: В каких контрреволюционных организациях, когда и где вы вообще состояли?

Ответ: Я никогда ни в каких к/революционных организациях и группах не состоял.

Вопрос: А чем вы тогда объясняете арест членов Христианского студенческого кружка, фактически занявшегося к/революционной деятельностью?

Ответ: Прежде всего я глубоко убежден, что советская власть религиозных людей не понимала и не понимает по сие время, поэтому совершенно естественно, уже тогда возниким подозрения н том, что Христианский студенческий кружок, проповедующий христианскую веру среди студенческой молодежи, занимается к/революционной деятельностью. Я этот факт категорически отвергаю, а поэтому не могу считать себя состоявшим в к/революционной организации.

Вопрос: Назовите известных вам по 1920 году членов Христианского студенческого кружка и укажите, где они находятся в настоящее время.

Ответ: Руководителями этой организации были: Марцинковский Владимир Филимонович — лектор, примерно в 1921 году был выслан из пределов СССР за границу. Где он находится, мне неизвестно и связи с ним я не имею; Шереметьева Анна Сергеевна (бывшая графиня) — умерла, примерно, в 1933 году. Фамилий рядовых членов организации я не назову, ибо не нахожу нужным.

Вопрос: Расскажите следствию, какую роль вы играли в Христианском студенческом кружке в 1920 г.

Ответ: В городе Куйбышеве — бывшая Самара — я был активным руководителем организации, являясь председателем.

Вопрос: Назовите круг ваших родственников и близких знакомых, и укажите где они живут, чем занимаются.

Ответ: Брат — Амбарцумов Аршак Амбарцумович, живет в гор. Москва, Вспольный переулок д. № 19, кв. 9, работает инженером Главугля; сестра — Амбарцумова Наталья Амбар-цумовна, проживает г. Москва, Владимиров проезд, д. № 6, работает учительницей глухонемых. Что касается своих знакомых, то я их просто не назову, ибо не хочу компрометировать своей судьбой. Должен еще указать тетку — Кноблох Ольгу Андреевну, которая выслана в Кировскую область в 1935 году из Сталинградского края — г. Красноармейска, а за что, мне не известно.

Вопрос: Укажите, кто из ваших знакомых репрессирован, куда выслан и поддерживаете ли вы с ними связь.

Ответ: Письменную связь я имею с находящейся в ссылке (Николаево, Нагорского р-на, Кировской обл.) теткой — Кноблох. А что касается моих знакомых, то из таковых репрессированных нет.

Вопрос: Следствие располагает данными, что вы у себя на квартире проводили тайные богослужения. Дайте показания поэтому вопросу.

Ответ: Тайных богослужений у себя на квартире я не проводил. Начиная с 1931 года, я бросил работать как священник, и с тех пор богослужениями не занимаюсь вообще, хотя сана с себя не снимал — не отказался.

Вопрос: Имели ли место случаи, когда во время личного богослужения присутствовали посторонние люди?

Ответ: Таких случаев не было.

Вопрос: Знаете ли гр-на Шпака, когда и где с ним встречались?

Ответ: Такого гр-на по фамилии Шпак я не знаю, и никогда нигде не встречал. Видимо, речь идет о Шике Михаиле Владимировиче, которого в последний раз я встречал в 1934 году.

Вопрос: Где сейчас находится Шик М.В. и чем он занимается?

Ответ: Где находится Шик, мне не известно, но, по слухам от знакомых мне людей, он, якобы, арестован.

Вопрос: Следовательно, вы Шиком интересовались, знали, где он живет, работает и, вероятно, поддерживали связь до последнего времени?

Ответ: Я знал, что он живет где-то за городом, знал, что занимается литературной деятельностью, а связи с ним не поддерживал.

Вопрос: По поводу чего у вас с Шиком во время встречи в 1934 году был разговор?

Ответ: Насколько мне помнится, разговор шел о личных служебных делах, тем более что Шик подыскивал себе работу.

Вопрос: Следствие располагает данными, что вы с Шиком встречались и в последующее время — в 1936—37 гг., и вели разговоры контрреволюционного характера.

Ответ: Таких встреч и разговоров к/революционного характера не было.

Вопрос: Что представлял Шик в прошлом?

Ответ: Кто такой Шик по социальному происхождению мне неизвестно, но знаю, что он был священником примерно до 1930г.

Вопрос: Вы обвиняетесь как участник контрреволюционной организации церковников, дайте показания по этому поводу.

Отпет: Виновным себя в участии в контрреволюционной организации церковником я не признаю, о такой организации мне ничего не известно и политические вопросы меня вообще не интересуют.

Вопрос: Вы даете неправдивые показания, следствие требует правдивых показаний.

Ответ: Я считаю, что мои показания правдивы. Других показаний дать не могу.

Вопрос: Вы указали, что «советская власть религиозных людей не понимала и не понимает», таким образом, на этой почве вы высказали явную враждебность к соввласти. Объясните это положение.

Ответ: Я враждебно к советской власти не настроен, и мой ответ так рассматривать нельзя. Но я считаю, что органы власти относятся ко всем служителям культа с подозрением в контрреволюционной деятельности на том основании, что ряд исторических моментов характеризует отдельных лиц из них именно с этой стороны. И эти подозрения особенно ощути мы в острые моменты классовой борьбы. Вот на этом основании я формулировал свое объяснение.

Вопрос: Из каких соображений вы указали, что родились в г. Шемаха, а в автобиографии значитесь уроженцем г. Сара това?

Отпет: Фактически я родился в Шемахе, а крещен в Саратове, ввиду переезда родителей, поэтому ввиду временного документа я указал в автобиографии местом рождения г. Саратов.

Вопрос: Признаете ли вы себя виновным в том, что хранение изъятой при обыске фотокарточки царя Николая II есть явление контрреволюционного порядка?

Ответ: Виновным себя не признаю, т.к. карточка принадлежала покойным родителям и была в этом году возвращена мне со шкатулкой старых фотографий домкомом по ул. Кречстниковский переулок дом № 7, где я проживал до 1923 года. Фамилии домкома не помню. Между прочим, фотокарточка мною была изъята для уничтожения, но затерялась среди вещей. Сам по себе факт признаю контрреволюционным.

Вопрос: Расскажите, о каком «московском женском тесном кружке» идет речь на изъятой у вас при обыске открытке с текстом священного писания, датированной 6/Х-1922 г., и кто члены этой организации?

Ответ: Эта организация есть женская часть Студенческого христианского союза. Я уже указывал, что одним из руководителей организации была Шереметьева (умершая), кроме того, открытка принадлежит Марии Жучковой, живущей со мною в качестве воспитательницы детей в г. Москва с. Никольско-Архангельское д. 212. Она в прошлом являлась одним из членов организации «московский женский тесный кружок». Остальных я не указываю по причинам, выше изложенным мною.

Вопрос: Объясните, что за гражданка Сидорова Мария Федоровна (Москва, ул. Красина, № 27, кв. 33), о которой вам пишет репрессированная и высланная тетя Кноблох?

Ответ: Из написанного мне письма следует, что у моей тети в ссылке есть знакомая Эрна Карловна Бауэр, которая, видимо, просила через меня установить, где проживает Сидорова М.Ф., чего я сделать не сумел. Необходимо это ей для того, чтобы знать, жива ли Сидорова. Что за гр-ка Сидорова, мне не известно.

Продолжение допроса Амбарцумова Владимира Амбарцумовича

21/ IX -37

Вопрос: Вы на следствии 20/ IX -37 заявили, что категорически отвергаете контрреволюционную деятельность Христианского студенческого кружка в 1920 г. Чем объяснить такую уверенность и гарантию в отношении этой организации и людей?

Ответ: На основании устава этого кружка, как сама организация, так ее члены должны были быть аполитичными. Поэтому я категорически заявляю, что ни сам кружок, ни его члены контрреволюционную деятельности не могли проводить.

Вопрос: Вы вчера отказались дать показания в отношении лиц, входивших в организацию в 1920 г., известных вам сейчас как по месту жительства, так и по месту работы. Следствие настаивает, чтобы вы перечислили их.

Ответ: Так как я не усматриваю в деятельности этой организации ничего контрреволюционного, то я окончательно отказываюсь называть фамилии ее членов.

Вопрос: 20. IX с.г. вы точно так же отказались назвать круг наших деловых и бытовых связей, т.е. людей, с коими вы имеете связь и общение в настоящее время. Следствие требует перечислить их.

Ответ: Личных знакомств у меня нет, кроме отношений по службе и по договорным работам. А работал я в следующих учреждениях: основная работа — Институт по изучению профессиональных болезней им. Обуха, гигиенический отдел, метеорологическая лаборатория. Здесь я был связан с руководством, с научными работниками, как-то: д-р З.Б. Смелянский, профессор А Летавет, д-р БружесА.П., В.И. Брунштейн, Э.Г. Брускина, А.Е. Малышева, М.В. Поповидр., кроме тогоя выполнял договорные работы по следующим учреждениям: 11аучно-исследовательский институт картофельного хозяйства, там я знал проф. Лорга А.Г. и Е.М. Успенский и др.; Научно-исследовательский институт свекловичной промышленности — профессор Е.В. Зубовский и Д.Н. Тверской; Научно-исследовательский институт крахмально-паточной промышленности — Тарман и А.Н. Сутулов; Научно-исследовательский институт кожевенной промышленности — А.А. Авилов и 11.11. Флетэ. Это я назвал учреждения, с коими я был связан ./ к > 1 о верными работами, и лиц, имевших отношение ко мне по работе. Могу назвать еще — Комиссия телемеханики и автоматики при Академии наук; в Комиссии по борьбе с обледенением самолетов и б. Контора расчетных приборов Союза оргучета. В этих учреждениях есть ряд лиц, с коими я был связан по роду своей работы.

Вопрос: Назовите круг лиц, посещавших вашу квартиру, и расскажите о характере разговоров с ними.

Ответ: О том, что квартиру посещали мои брат и сестра, я уже говорил, а в отношении других показания давать я категоричсски отказываюсь. Разговоры, которые я вел, носили характер семейно-бытовой, религиозный и научный. Причем должен указать, что эти разговоры не носили политического характера, и я, в частности, считаю, что политические проблемы не являются главными проблемами ни в жизни отдельных людей, ни в жизни общества.

Вопрос: вы на следствии 20.10     указали, что бывали за границей. Дайте подробные показания поэтому вопросу.

Ответ: С марта 1913 до 1 августа 1914 г. я жил и учился и Берлине, в Высшем техническом училище. Я учился на собственные средства, работая в качестве домашнего учителя и студентом-практикантом.

Вопрос: Кто у вас в Германии имеется из знакомых по прошлому времени вашего пребывания в Берлине?

Ответ: Мои знакомые — Л.Ф. Нэтцель со своей семьей, А.Михнер. У первого я работал, а у второй жил. С 1914 г. я связей с заграницей никаких не поддерживал и не поддерживаю в настоящее время.

Вопрос: Следствие находит, что ваши показания неискренни, и требует еще раз от вас правдивых показаний.

Ответ: Еще раз уверяю, что мои показания только правдивы, и контрреволюционной деятельности я никогда не проводил.

Вопрос: Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении?

Ответ: Виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю.

Показания обвиняемого Амбарцумова Владимира Амбарцумовича

Продолжение допроса

12 октября 1937 г.

Вопрос: Когда и при каких обстоятельствах вы познакомились с Шиком Михаилом Владимировичем?

Ответ: С Шиком я знаком с зимы 1928—29 гг., и с осени 29 г. я с Шиком хорошо познакомился, когда двадцатка с моим отзывом пригласила его в церковь «Соломенная сторожка» священником, я в это время замещал настоятеля церкви.

Вопрос: Когда и где вы встречались последний раз с Шиком М.В.?

Ответ: Последняя моя встреча была с Шиком М.В. осенью 1934 г. в Москве, я его случайно встретил на Арбате и пошли к нему на квартиру.

Вопрос: Следствие располагает дачными, что вы с Шиком М.Н. встречались в начале 19.17 i : и требует от вас правдивого показания.

Ответ: В начале 1937 г. я с Шиком М.В. не встречался.

Вопрос: Зачитываю вам показания обвиняемого, вашего единомышленника Шика М.В. от 3/ VI -37 г., о том, что вы у него были два раза в городе Малоярославце в 1935—36 гг. и два раза был у вас на квартире обвиняемый Шик М.В.

Ответ: Да, я, Амбарцумов В.А., целиком подтверждаю показания Шика М.В. о том, что я был у него два раза в городе Малоярославце и он у меня был два раза на квартире в селе Никольское, встречи были у нас в 1935—36 году.

Вопрос: Почему вы скрывали от следствия встречи с Шиком М.В. в начале 1937 г.?

Ответ: Встречи с Шиком М.В. в начале 1937 г. я скрывал от следствия лишь только потому, что я боялся, что буду обвинен, как участник к/р. организации церковников, будучи связан с арестованным Шиком М.В.

Вопрос: Цель поездок к Шику М.В. в город Малоярославец в 1935-36 гг.?

Ответ: Цель моих поездок к Шику М.В. в гор. Малоярославец в 1935—36 гг. — личные встречи с единомышленником и обменяться мнениями по церковным, общерелигиозным вопросам, а также и жизненным вопросам.

Вопрос: Изложите содержание к/р. разговоров, имевших место между вами и Шиком М.В.

Ответ: При наших встречах мы, т.е. я, Амбарцумов, и Шик, обсуждали тяжелое ненормальное положение православной церкви в СССР, говорили, что раз церковь отделена от государства, то государство не должно вмешиваться в церковные дела, точнее, говорили, если церковь не занимается политикой, то надо дать церкви свободу действий и дальнейшее ее развитие, дать возможность провозглашать свободно проповеди с целью укрепления православной церкви. Я говорил, что бывают случаи, когда служители культа невинно осуждаются за к/р. деятельность и высылаются в концлагеря и в тюрьмы.

Вопрос: Что вы говорили о новой конституции?

Ответ: По вопросам конституции я говорил, что хотя служители культа и получили по новой конституции права быть избранными и избирать, но я не верю, что служители культа будут избраны в советы.

Вопрос: Ваше отношение к Сов. Власти?

Ответ: Я по своим убеждениям заявляю, что советская власть есть явление временное, как всякая власть.

Вопрос: Когда, где и при каких обстоятельствах вы познакомились с Сидоровым Сергеем Алексеевичем?

Ответ: С Сидоровым С.А. я познакомился в церкви Князя Владимира в Москве зимой 1928 года.

Вопрос: Когда и где вы встречались последний раз с Сидоровым С.А.?

Ответ: Последняя моя встреча была осенью 1936 года в один из моих приездов туда.  

 

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.