Протопресвитер
Новая рубрика Правмира – «Чтение на каждый день поста», – это проповеди, слова и главы из книг лучших мыслителей, богословов и проповедников. Аудиобеседы на 10-20 минут, сопровождаемые текстом — можно успеть прослушать даже между делом. Мы отбираем недлинные и глубокие фрагменты, чтобы у каждого была возможность хотя бы 10 минут в день подумать о главном.

Одним из самых главных и сильных аргументов против религии вообще, и христианства в частности, нельзя не признать факт разделения между верующими, разделения и даже вражды между религиями, разделения и вражды между верующими внутри одной и той же религии.

«Вот, — говорят нам часто враги религии и даже просто неверующие, — Вы всегда утверждаете, что религия — это мир, любовь, единство, терпимость, что религия одна может примирить враждующих между собой людей, исцелить отравленный ненавистью мир. Но посмотрите на себя и на свою историю. Какие войны были наиболее жестокими и кровавыми? Войны религиозные. Какие разделения более глубоки и более безнадежны, чем разделения, касающиеся веры и религии? Католические фанатики жгли на кострах инакомыслящих, православные цари преследовали старообрядцев, ирландские католики убивают ирландских протестантов и так до бесконечности. И как же вы можете говорить о любви, о целительной силе религии?»

Надо честно и смиренно признать, что аргумент этот — веский, и бьет в цель.

Действитshmemanельно, внешняя история религии часто была ужасна. Ужасна именно в силу противоречия между тем, что религия провозглашала, и тем, что «делала» в лице своих последователей. И верующие не имеют права от всего этого просто отмахнуться, и продолжать, как ни в чём не бывало, заниматься самовосхвалением. Зло есть зло, грех есть грех, кто бы и когда бы их ни совершал и ни насаждал. Однако, просто признать этот грех недостаточно, ибо факт религиозных разделений слишком глубок, универсален и постоянен, чтобы его можно было объяснить как своего рода случайность, пускай даже и частую, как недостаток, который легко исправить. В этот факт нужно, прежде всего, вдуматься и постараться его понять. Не для того, чтобы найти ему извинения и, следовательно, оправдания, по пословице «понять значит простить». А для того, чтобы глубже осознать парадоксальную сущность религии.

Мы привыкли с давних пор в религии видеть нечто целое, как таковое противополагаемое неверию, то есть «антирелигии». Привычка эта, и это нужно понять в первую очередь, навязана нам, верующим, религиозным людям, именно «антирелигией». Именно враги религии всё в ней, если так можно выразиться, «валят в один мешок». А так как в «мешке» этом всё отрицательное, всё злое и греховное — виднее и очевиднее, то это и позволяет «антирелигии» делать свои известные утверждения. А именно, что «религия равнозначна фанатизму, равнозначна суеверию, равнозначна узости». И потому «религия — источник вражды, разделений» и тому подобное.

Если, однако, подойти к религии с точки зрения ею самой заложенной логики, если вдуматься в этот извечный, сложнейший ФАКТ религии по существу, то наши объяснения меняют всё. И, прежде всего, подчеркнем, что в христианской перспективе, а это значит — в перспективе учения Христа, записанного в Евангелии, факт религии — это факт двусмысленный. Нигде в Евангелии не сказано, что религия хороша и положительна только потому, что она — религия, и потому каждая религия, и всё в религии — хорошо и положительно. Не только такой подход к религии абсолютно чужд Евангелию, но в Евангелии по существу раскрывается совсем другой подход.

Этот подход можно так кратко сформулировать: религия, именно потому, что она относится к сфере абсолютного и высшего, может быть как лучшим и высшим в человеке, так и обратно — худшим и низшим в нём. В этом заключена основоположная двусмысленность религии. Ибо, прежде всего, что такое есть религия в своей «первосущности»? Это абсолютизация человеком того, что человек ощущает как свою высшую ценность, свое «самое главное».

А это значит, что если в человеке, например, доминирует страх, то религия такого человека будет окрашена страхом, и всё в этой религии в той или иной степени будет этого страха выраженьем. Если в человеке доминирует страстная привязанность к той или иной земной ценности, именно эта ценность будет «абсолютизирована» его религией, станет ее внутренним двигателем.

Религии, таким образом, могут быть выражением и фанатического национализма, и индивидуализма, и эгоизма, и почти чего угодно, что владеет человеческим умом и сердцем. Такая «абсолютизация» на религиозном языке имеет свое название, это — идолопоклонство. Надо знать, что идолопоклонство — это не изжитая глава прошлого, так называемых «первобытных диких религий», когда люди обожествляли всяких истуканов, божков и идолов, идолопоклонство — это, увы, постоянный полюс религии, в ней самой заложенный, ей присущая смертельная опасность.

Неслучайно на заре христианства любимый ученик Христа, святой Иоанн Богослов обращает свой призыв: «Дети! Храните себя от идолов» (1Ин.5:21) не к неверующим, язычникам и идолопоклонникам, а к христианам. Ибо где религия, там и опасность идолопоклонства. Ибо чем важнее, чем абсолютнее для человека что-либо, тем страстнее, нетерпимее, абсолютнее его отношение к этому. Достаточно понять это, и понятным становится трагический факт религиозных разделений.

Понятнее становится, что в каком-то глубоком смысле разделение присуще религии потому, что религия есть спор об абсолютном между людьми. Сам Христос сказал в Евангелии: «Не мир пришел принести Я, но меч» (Мф.10:31). И вот эти слова Христа, Которые так часто используются против христианства, может быть в них нам и следует постараться открыть смысл этих разделений, не для того, чтобы оправдать, но, прежде всего, чтобы понять их подлинный смысл.

Помогите Правмиру
Сейчас, когда закрыто огромное количество СМИ, Правмир продолжает свою работу. Мы работаем, чтобы поддерживать людей, и чтобы знали: ВЫ НЕ ОДНИ.
18 лет Правмир работает для вас и ТОЛЬКО благодаря вам. Все наши тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке.
Поддержите Правмир сейчас, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. Мы остаемся. Оставайтесь с нами!
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.