Путешествие святого Патрика в Россию

Праздничные парады, представления, пляски, игра на волынках, виски и, конечно же, море пива — так в Москве (и во всей Европе) 17 марта празднуют День святого Патрика. Но невозможно назвать этот праздник исключительно светским. Ведь, несмотря на сочную этнографическую атрибутику, Патрик — это святой неразделенной Церкви, просветитель ирландских кельтов. Отчего кельтские герои так радушно приняты у нас? Может быть, дело в современном интересе ко всему экзотическому, а может быть, и в особенностях кельтского характера.

 

Рисунок Петра Захарова. Патрик — это святой неразделенной Церкви, просветитель ирландских кельтов

 

 

 

Упрямые и свободолюбивые

Откуда в Европу пришел загадочный индоевропейский народ кельты, неизвестно. Во всяком случае, их происхождение остается предметом научных споров. Еще в I тысячелетии до Р. Х. кельты населили Британию и Ирландию, где сохранили свои традиции в максимальной неприкосновенности. Через пару тысячелетий они вернулись в современную, уже романо-германскую, Европу в искусстве, науке и литературе. А в девяностых годах XX века добрались и до России. Кельтская музыка, кельтское искусство, фантазии на тему кельтов, кельтская мифология — все это сделалось в народе популярным.

И Священное Писание что-то сообщает о кельтах. По крайней мере, те самые галаты-галлы, которым адресовал одно из своих посланий апостол Павел, — кельтский народ. Это распространенное мнение историков поддерживал и православный библеист, толкователь Четвероевангелия архиепископ Аверкий (Таушев).

У нас в России кельтская культура связана с именем святого Патрика. День его памяти празднуют в России довольно широко, а парады имени святого Патрика собирают массу людей. Ведь в число увлеченных кельтистикой входят и музыканты, играющие кельтскую музыку, и толкиенисты, и участники сообществ исторической реконструкции. На одном из интернет-порталов про День святого Патрика можно прочитать следующее: «Ну, у нас все-таки отмечают просто День ирландской культуры — не более». Так стоит ли православным присоединяться к громкому празднику? К примеру, сходить на парад, побывать на фестивале «Кельты нон-стоп» и «осушить шамрок»? Последнее означает выпить бокал виски, куда вложен лист кислицы (трилистника), который считается символом праздника.

Может быть, кельтским характером объясняется такое развеселое празднование дня памяти святого. А характер этот, по словам протоиерея Александра Шабанова, автора книги «Святой Патрик, епископ и просветитель Ирландии», складывался из любви к свободе, «причем в достаточно анархаичном ее проявлении». Еще в VIII веке кельтов упрекал в упрямстве духовный писатель Беда Достопочтенный. Речь шла о том, что кельтские монахи остригали волосы (делали тонзуру) не так, как это было принято во всем христианском мире. Ирландские кельты всегда сопротивлялись государственности в лице Ромейской империи в силу того, что на своем небольшом острове не знали государства в европейском варианте. Ведь изначально ими правили жрецы-друиды, а не светские вожди.

История друидов предположительна и гипотетична

Действительно, в Ирландии до ее христианизации друиды были не только духовными лидерами, но и теми, кто реально повелевал. Не светская власть, не социальная необходимость, но религиозно-мистические представления определяли жизнь кельтов. Римский писатель Валерий Максим (I век н. э.) писал об обычае среди кельтов брать в долг деньги с расчетом вернуть их в будущей жизни. А римский поэт Лукан отмечал, что смерть для кельтов лишь середина долгой жизни.

В разных источниках о друидах говорится разное. Цезарь и Плиний Младший (I век) писали, что они приносили человеческие жертвы. Кто-то описывает их как хранителей сокровенных знаний о природе. Известно, что друиды воспитывали кельтскую молодежь. Но относительно содержания учения друидов достоверно ничего не известно. Слишком тщательно они, объединенные в закрытые сакральные кланы, хранили свое знание. Все передавалось устно.

Вообще вся кельтология предположительна и гипотетична. Есть, например, сведения о том, что в религии древних кельтов особое место занимал культ отрубленных голов, череп считался вместилищем духа. А Диодор Сицилийский (I век) и Страбон (I век) описывают жертвоприношение как убийство человека, по характеру предсмертных конвульсий которого делались предсказания. Однако рассказы о человеческих жертвоприношениях могли быть и наветом со стороны римлян. Цезарь был заинтересован в том, чтобы представить друидов жестокими врагами, достойными уничтожения.

Можно предположить, что в V веке друиды были серьезными противниками христианства и святого Патрика. Те, кто держал руку на пульсе кельтской «педагогики» и контролировал социальную жизнь, не могли так просто отдать свои позиции чужой религии. По крайней мере, поздние жития святого сообщают о серьезном сопротивлении кельтских духовных вождей. Сам святой Патрик удивляется в своей «Исповеди»: «И как это случилось, что [живущие] в Ирландии, где никогда не знали Бога, но всегда, до сего дня, почитали идолов и всякую нечистоту, теперь стали народом Господа и называются детьми Божьими, что сыновей скоттов и дочерей их вождей ныне мы видим монахами и невестами Христовыми»?

«Исповедь» святого положила начало ирландской письменности и ирландской литературе. Во всяком случае, о существовании дохристианских ирландских текстов нам ничего не известно.

Патрик мифический и реальный

Из «Исповеди» Патрика можно узнать совсем не много про внешнюю канву его жизни. Он жил в поместье своего отца Кальпурния на британском побережье. Ему было шестнадцать лет, когда поместье разграбили ирландские пираты. Юношу пленили, отвезли на остров Ирландия и там продали в рабство. Случилось это предположительно в конце IV века. По собственным словам святого, невзгоды, которые он претерпел в плену, были наказанием за равнодушие к христианской вере.

После шести лет унизительного плена он бежал и после долгих странствий вернулся домой. Но жить спокойно ему было не суждено. Он стремился к миссионерскому служению и однажды, уже будучи епископом, вернулся из Британии на Зеленый остров проповедовать. «Исповедь» не столько документальная автобиография, сколько размышления Патрика о его жизни во Христе: «…я усердно искал Его, и там я нашел Его, и Он хранил меня от всякого зла…»

Святой Патрик пишет: «…я крестил столь многие тысячи…» А все исследователи отмечают, что просвещение Ирландии происходило мирным, бескровным путем. Предполагают, что светские правители Ирландии добровольно согласились с христианизацией, лишь бы избавиться от непререкаемого влияния друидов. Но очевидна и миссионерская роль святого. «В Ирландии мирный характер просвещения связан с личностью самого святого Патрика, — говорит исследователь наследия ирландских святых отец Георгий Завершинский, благочинный приходов Московского Патриархата в Шотландии и Северной Ирландии. — Он нес просвещение не насильственно, а как бы вбирая лучшее из того, что было там, придавая новый смысл легендарным языческим персонажам, языческим культам, то есть по-настоящему просвещая. Кельтский крест в круге, например, восходит к языческим временам. Круг — символ солнца, которому поклонялись язычники, крест — символ христианский. Одно на другое накладывается, а не уничтожается, не изгоняется». Патрик не был гонителем, чем и заслужил народную любовь. В «Трехчастном житии» святого рассказывается, как он после многодневного поста вымаливает у Бога разные привилегии для ирландцев и право лично судить каждого ирландца в День Страшного суда.

Из того, что написал о своей жизни святой Патрик, сложно составить связный рассказ. Свою «Исповедь» он начинает словами: «Я, Патрик, грешник, человек весьма неученый, последний среди всех верных, совершенно презираемый многими…». Однако ирландский народ воспринимал его совсем иначе. Святой Патрик стал героем устных легенд. Следы народных преданий обнаруживаются в поздних житиях. Эти мифические и сказочные черты образа святого, словно кельтский орнамент, расцвечивают истории, написанные спустя 200 лет с использованием народной устной традиции. Житие святого Патрика, написанное ирландцем Мурьху мокку Махтени, сообщает, что его появление и упразднение языческих обычаев в Ирландии было предречено друидами. Святой Патрик из этого жития проходит через закрытые двери и состязается с друидами в умении творить чудеса. Он заставляет исчезнуть снег и разгоняет тьму, напущенную друидом, выигрывает испытание огнем, воскрешает мертвых, обращает ко Христу закосневших в злодеяниях людей, наказывает несправедливых. Само житие читается скорее как сказочное повествование об извечной борьбе добра и зла, в которой добро непременно побеждает.

Святой Патрик и пиво

Кажется, сам святой не имеет никакого отношения к празднованию дня его памяти в широких массах. Скажем, «осушить трилистник» — традиция совсем не древняя, до семидесятых годов XX века в Ирландии закон предписывал 17 марта всем питейным заведениям закрываться. Или, например, при чем здесь пиво Гиннес, фестиваль которого устраивается в этот день?

«Гиннес — это, конечно, уже из сферы туризма, вовлечения масс. В месте служения святого Патрика пиво не ассоциируется с его именем, — говорит отец Георгий Завершинский. — Спектр праздничных мероприятий в Ирландии в этот день очень широк. Все проникнуто особым духом — открытости, доброжелательности. Людей привлекает возможность почувствовать традицию, как религиозную, так и нерелигиозную. В храмах служится особая месса, она так и называется — месса святого Патрика. Ее служат на кельтском языке. Это уже не просто дань какой-то светской традиции, это традиция духовная, которая сохраняется и чтится».

А как дело обстоит с историей празднования в нашей стране? Есть сайт «День святого Патрика в Москве», где можно прочитать, что сказал ирландский посол Ронан Мерфи по случаю парада в День Святого Патрика в 1996 году. Речь шла о «налаживании деловых связей», «желании повеселиться по любому поводу» и удовольствии от парада. О святом Патрике — лишь постольку-поскольку… Как же относиться христианину к такому празднеству? Может быть, стоит взять пример с самого святого: не стремиться к безжалостному искоренению, но с терпением стараться освятить всякую традицию, не имеющую злого начала.

Дмитрий ДАЙБОВ

 

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Дорогие друзья!

"Главный редактор портала "Православие и мир" просит вас о поддержке.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: