Ради
“В вопросах веры нам нужно искать не общее, а различие. Видообразующий признак. То различие, которое делает тебя правым. Найти его, сформулировать и держаться за него изо всех сил” — в день Торжества Православия размышляет протоиерей Алексий Иродов, настоятель храма священномученика Владимира в Виннице.

«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10:34).

Так хочется, чтобы Господь не осудил нас, хочется оправдаться, что ты не такой плохой… Но ведь Господь уже увидел, что все мы очень плохие, и осудил нас всех по нашим делам.

«Как написано: нет праведного ни одного» (Рим. 3:10).

Мы так и не научились жить. Все человечество и каждый из нас отдельно — все оказались неспособны справиться с последствиями первородного греха. Поэтому и осуждены, сбылось древнее проклятие. Все мы умерли в Адаме. Но если остались живы душой, то с радостью принимаем весть о Спасителе мира – новом Адаме. Он обновит и соберет падшее человечество в Себе. Вот здесь, на этом месте и возникает вопрос о том, как нам правильно принять в этом участие.

Не нужно думать, что мы можем что-то принести Богу. Нам нужно не принести, а взять. Научиться взять то, что Бог нам предлагает. А чтобы взять, для начала самое важное — это понять: что именно брать, как, сколько и зачем, и что, вообще, тебе предложили. Чтобы не оказалось, что вместо Христа нас объединяло что угодно другое.

Вместо того, чтобы расслышать Христа и поверить, что Он хочет простить нас, человечество всегда недоверчиво активничает. Нам тяжело расслышать Христово: «милости хочу, а не жертвы». Вместо этого в нас господствует намерение купить, или, на худой конец, выменять. Заслужить прощение. «Чтобы Бог увидел, что я – хороший».

«Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» (Рим. 10:3). 

Оттого и происходят церковные разделения. Каждый думает, что его личная праведность — праведней, чем у других, и поэтому именно он может предложить Христу более качественную услугу. В результате — вместо того, чтобы понять Евангелие, мы спешим легкомысленно исполнять его. Нам хочется оправдать себя, а не узнать истину.  Тогда на место непонятой истины приходят другие, совсем не Христовы, смыслы.

«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).

Что люди называют любовью? Попробую обрисовать.

Первое, наверное, чтобы мы всех прощали. На практике это обычно выглядит как безразличная вседозволенность, отсутствие разумных критериев различения добра и зла. Взаимная слепота ко греху.

Второе, наверное, это дружба. На практике она часто выглядит как духовное прелюбодейство, крепко приправленное лицемерием, завистью и осуждением.

Дела милосердия при внимательном рассмотрении выглядят как рутинный формализм, при этом милосердие часто направлено не туда, где действительно необходимо, а на специальных людей, которые произрастают на подачках. Подачки погубили их, и теперь погубившие и погубляемые вместе умиляются, как все «по-христиански».

Можно продолжать, но суть ясна. На белом свете есть много тех, кто и не претендует на правильное понимание Христовой веры. Они просто хотят иметь право на собственное мнение. Есть те, кто искренне заблуждается, и те, кто злонамеренно перевирает неизвестную ему истину. Есть те, кто слышит ушами, но по легкомыслию относится к Церкви очень «по-авторски», забывая, что автор уже есть. И Он — не ты.

Все эти люди очень жаждут любви. Их деятельность не приносит им утешения. Поэтому требовать беззаконной любви им кажется логичным. Действительно, оживить труп можно, только если вдохнуть в него жизнь. До гениальности просто!

Истина состоит не в том, чтобы нам «соединиться в объятиях» или переступить через различия. Этому и так полно места в житейских вопросах. Мы умеем жить среди разных людей и нормально находить общий язык. И живем, пока не приходят те, кто ищет дешевой любви.

В вопросах веры нам нужно искать не общее, а различие. Видообразующий признак. То различие, которое делает тебя правым. Найти его, сформулировать и держаться за него изо всех сил. Всегда иметь его перед глазами. Это всегда труд. Ведь для этого придется быть в меньшинстве, ради любви к Церкви пойти на конфликт с заблуждением, в первую очередь, своих братьев. И всего мира.

Это и есть Православие. Чудесное, светлое слово, но оно требует большой личной ответственности.

В современном мире под этим словом может притаиться все, что угодно. Теперь его можно даже выменять на конфеты. Ведь многим хочется перед друзьями «каркнуть во все воронье горло».

Поэтому и нужен особый день, когда мы радуемся тому, что мы не свои, мы — Христовы. И задаем себе вопрос о том, так ли это. Неделя Торжества православия. Всего лишь один день в году, но помнить о нем нужно каждый день нашей жизни.

Мой личный опыт для меня очень важен. Без него я не смогу понимать свою жизнь, поэтому я его внимательно слушаю. И мой опыт говорит мне, что всякий распад в Церкви начинается с того, что человек перестает видеть различия. Мне кажется, я знаю, как сходят в ад. Это делают со словами — «Ой, да какая разница!».

Разница всегда есть, и эта разница в том, что православие всегда торжествует. Православие — как Истина, могущая спасать, как Истина, которой можно или принадлежать, или нет. Истина не достигается простым смешением. Принадлежать ей можно, только если любить ее и искать изо всех сил.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.