На политической повестке дня — вновь обострившийся вопрос о статусе Палестинской автономии и Иерусалима. Что ждет христианские святыни в случае передачи Восточного Иерусалима Палестине.

Из истории

Согласно резолюции ООН 1947 года, на территории Палестины должны были быть созданы арабское и еврейского государства, а города Иерусалим и Вифлеем должны были находиться под международным контролем и не принадлежать ни одному из них. Лига арабских государств и Высший арабский совет Палестины отказались принять план ООН по разделу Палестины, как нарушающий права арабского населения. 15 мая 1948 года 5 арабских государств напали на созданное днем раньше государство Израиль. План ООН не был осуществлен, а Иерусалим оказался разделенным между Израилем и Трансиорданией (Восточная часть города).

В июне 1967 в ходе Шестидневной войны войска Израиля заняли помимо прочих территорию Восточного Иерусалима. В 1980 году Израиль объявил город своей столицей. ООН не признала права Израиля на Иерусалим и потребовала вывести из города все дипломатические миссии, однако никаких действий не последовало.

В мае 2011 года президент Соединенных Штатов Америки Барак Обама призвал израильское и палестинское руководство вернуть страну к границам 1967 года. Фактически это означает раздел Иерусалима между Израилем и Палестиной.

27 июня 2011 года лидеры многочисленных христианских конфессий в Америке сами обратились к президенту США с просьбой оказать содействие в решении израильско-палестинского конфликта.

Иерусалим является святым городом для христианского мира. На сегодняшний день не все христиане могут посетить его святыни, располагающиеся в большинстве своем как раз в восточной части города, — так, например, граждане ряда арабских стран (например, Сирии и Ливана) не могут въезжать на территорию Израиля. В первую очередь это касается жителей Палестины.

 

Иерусалим: вид на Храмовую гору и Старый город с Елеона

 

Большая часть палестинского населения — мусульмане. Какая судьба ждет святыни Иерусалима, не будет ли затруднено их посещение христианами, что ждет самих христиан в Палестине в случае создания палестинского государства?

Вопрос о разделении Иерусалима — политический, а не религиозный

Священник Павел Аль-Алаам, Бейт Джала (пригород Вифлеема):

Для палестинцев, конечно, получение Восточного Иерусалима — это мечта. Но это вопрос политический, а не религиозный.

Сейчас христианское и мусульманское население живет в согласии. Что будет в случае передачи Восточного Иерусалима Палестине — не знаю.

Желательно установить международный статус святых мест

Протоиерей Всеволод Чаплин, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата, автор концепции Русской Православной Церкви по охране религиозных памятников.

Хочется надеяться, что вне зависимости от государственного и политического устроения жизни в Святой Земле, там всегда будет обеспечен доступ верующих разных религий к священным для них местам, а также будут обеспечены права исторических религиозных общин.

При этом надо заметить, что в свое время и наша Церковь, в лице Святейшего Патриарха Кирилла в бытность его Председателем Отдела внешних церковных связей, и многие другие религиозные общины мира говорили о том, что было бы крайне желательным установить некий особый международный статус святых мест. Об этом же недавно говорил министр иностранных дел России Сергей Викторович Лавров.

Пока эта идея не получила политического и правового оформления, но это не значит, что ее нужно сбрасывать со счетов. Думается, что при дальнейшем определении судьбы Святой Земли рассматривать стоит и эту идею.

Кто вспомнит о русских землях в Иерусалиме?

Священник Александр Тимофеев, заместитель заведующего кафедрой Библеистики Московской Духовной Академии:

Я думаю, что переход части Иерусалима к Палестинской автономии, если таковой, конечно, произойдет, не повлечет ни для Русской Церкви, ни для русских верующих каких-либо осложнений. На палестинских территориях мы имеем ряд владений, положение которых за последние примерно сто лет остается совершенно неизменным.

Другой, действительно болезненный и нерешенный вопрос относительно русских земель в Иерусалиме связан как раз с территорией, которая считается Израильской, в том числе была таковой до 1967 года и соответственно ей останется, даже если передел произойдет.

Суть же проблемы заключается в том, что огромные территории, принадлежащие Русской духовной миссии в Иерусалиме, были утрачены в результате не вполне законного договора, который Хрущев подписал с Израильским государством. Это произошло в период, когда восточная часть Иерусалима еще принадлежала королевству Иордании, и по городу проходила граница между Иорданией и Израильской республикой.

Русские владения в самом центре Иерусалима составляли тысячи и тысячи квадратных метров: Александровское подворье в старом городе, вне его стен – огромное Елизаветинское подворье, Троицкое подворье, Сергиевское подворье. Все вместе это называлось — Русский компаунд.

Израильское государство признало правопреемником этих владений Советский Союз, однако Хрущев продал эти огромные территории в 1964 году тому же Израилю за несколько тонн апельсинов, что получило в истории название «апельсиновая сделка». Как потом говорили, а может и на самом деле так было, эти апельсины чуть ли не сгнили где-то в Новороссийском порту.

Впоследствии с большим трудом русские владения пытались вернуть, но без особенного успеха. В настоящий момент Палестинскому Обществу, расположенному в России, удалось выкупить только небольшое Сергиевское подворье за совершенно баснословные деньги — что-то около 95 миллионов долларов.

А вот русские строения, которые стоят на бывшей арабской территории Иерусалима – монастыри, владений в Гефсимании, на Елеонской горе – остались в целости и сохранности. То же касается и владений в Вифании, Иерихоне и Хевроне. Эти подворья было созданы в конце XIX и начале XX веков, и за все время «статус кво» на этих территориях сохранялся неизменным.

После раздела Иерусалима русские владения на бывших арабских территориях остались под управлением Русской Духовной Миссии Русской Зарубежной Церкви. А небольшая часть Троицкого подворья, расположенного на территории Израиля, осталась под управлением Духовной Миссии Московской Патриархии. Надо сказать, что опасение повторения того беззакония, которое произошло при Хрущеве, у представителей Русской Зарубежной Церкви сохраняется до сих пор, и не без некоторых оснований.

Арабы на русские владения никогда особенно не покушались, хотя частные случаи самозахвата, надо сказать, случались. Например, на горе Елеон на участке с гробницами пророков, с колоссальными пещерами, где велись раскопки, арабы построили несколько домов путем самозахвата. Но, во всяком случае, это не была какая-то агрессивная акция со стороны палестинской автономии или государства Иордании. Просто частный самозахват земель. Поэтому надо прямо сказать, что Русская Зарубежная Церковь, благодаря тому, что с арабами были всегда хорошие отношения, более уверенно себя чувствовала на территории Иордании, пока в 1967 году эти территории не отошли Израилю.

Исторически получилось так, что русские принесли для арабов много доброго. Особенно это касается Вифанской школы. Члены русской миссии и просто русские энтузиасты устроили школу и больницу для арабских детей в Вифании, где до сих пор в начальной школе учатся дети арабского происхождения, как христиане, так и мусульмане.

Поэтому в целом отношения с арабами сейчас более-менее мирные. Конечно, случаются и эксцессы, ислам, как правило, ведет себя там довольно агрессивно, и отдельные местные хулиганы могут что-то сотворить. Но в целом на протяжении столетий сложились отношения спокойного и мирного сосуществования. Хотя это не снимает противоречий между исламом и христианством в целом.

Судьба святынь будет зависеть от выгоды для властей

Диакон Александр Занемонец, Русская Архиепископия Вселенского Патриархата, преподаватель византийской истории и истории Церкви в Хайфском университете (Израиль):

Вопрос касается не только Восточного Иерусалима, но и вообще всего Палестинского государства, если таковое будет образовано.

В этом случае можно предположить несколько линий развития.

Первый касается местных арабских христиан. С ними будет происходить то же, что происходит и сейчас, а именно их будут продолжать «выдавливать» из мусульманского общества.

Если в начале XX века большинство населения арабских городов составляли христиане, то в настоящее время в Палестинской автономии христиан меньше одного процента. В Израиле христиан гораздо больше.

Отток христиан из арабских стран — это типичное явление XX века, связанное с началом деколонизации. Когда бывшие колонии стали превращаться в национальные государства, их идеологией был выбран ислам. Для того, чтобы быть подданным Османской империи, не требовалось быть мусульманином и турком, а чтобы чувствовать себя настоящим гражданином, скажем, Сирии или Египта, надо быть мусульманином. Существующая идеология национальных арабских государств ставит своей задачей отделение арабского мира от европейского мира. А именно арабы-христиане являются связующим звеном между Ближним Востоком и Западом (и христианской Россией).

Вероятно, количество палестинских христиан в отдельном Палестинском государстве просто сведется к нулю.

Второе: образование Палестинского государства несомненно вновь поднимет вопрос о святынях. Поскольку святыни и посещение святынь связаны с христианами стран Европы и России, то палестинские власти, как и сейчас, будут декларировать свою любовь к христианским странам. Но, как это было и в случае русской собственности в Палестинской автономии, судьба святынь будет зависеть от того, что будет выгодно в тот момент местным властям. Поэтому может возникнуть ситуация, как во времена Османской империи, когда права собственности на святые места пересматривались в зависимости от бакшиша (политического или экономического).

Что касается христианских паломников, то, как и сегодня (прим.ред.: кроме граждан арабских стран), они будут ездить во все святые места, находящиеся на Святой Земле. В случае образования Палестинского государства гарантий безопасности станет меньше, чем сейчас, когда Святые места, принадлежащие Палестинской автономии, все же контролируются израильской стороной.

Иерусалим — это город не для мусульман, а для всего мира

Тарик Альян, журналист РИА Новости, православный христианин, палестинец:

И в Палестине, и в городе Иерусалиме всегда присутствовала Русская Православная Церковь, и отношение к русским всегда было хорошее. Православные могли ходить в церковь и совершать религиозные действия так же, как в своей стране.

Иерусалим – это город не для палестинцев и не для мусульман – это город для всего мира. Иерусалим — это религиозный центр и для мусульман, и для христиан, и для евреев. Поэтому не надо бояться его возвращения палестинцам. Никто не будет мешать ни православным, ни католикам, ни даже евреям ходить в церковь или синагогу.

В Иерихоне, например, действует русская школа. В период же, когда город Хеврон был оккупирован Израилем, русские не могли нормально ходить в свою церковь.

Палестинцы всегда будут хорошо относиться к русским общинам и к Русской Церкви как в Иерусалиме, так и в разных городах Палестины — и в Иерихоне, и в секторе Газа, и других.

Подготовили Мария Сеньчукова и Наталия Смирнова

Иерусалим: шесть лиц одного города

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.