Ребенка
Фото: pexels.com
Фото: pexels.com
Родители, чьи дети подверглись травле в школе, все чаще подают на образовательные учреждения в суд. Каковы шансы выиграть дело и действительно ли это помогает в борьбе с буллингом, узнала Наталья Нехлебова.

Сначала одноклассники смеялись над ребенком, а потом избили 

В Магнитогорске мама 11-летнего мальчика выиграла суд против городской средней общеобразовательной школы № 59 им. И. Ромазана, где травили ее сына. Семье выплатили 100 тысяч рублей компенсации за моральный ущерб.

Начало травли спровоцировал учитель. Мальчик вынужден был ходить в школу в стерильных перчатках из-за обострения хронического дерматита. Приходилось закрывать трещины на руках, чтобы туда не попала инфекция. Учительница чтения перед всем классом заставила ребенка снять перчатки. Потом она разрешила ему надеть их снова, но брезгливое отношение учительницы к болезни вызвало смех у класса. Мама ребенка пожаловалась классному руководителю. Но та не отреагировала. Директор школы Ульяна Кукар не приняла маму.

У одноклассников вошло в привычку обижать мальчика — они плевали в него, пытались топить в школьном бассейне, пинали по ногам.

Потом мальчика избили. По словам мамы, у него был разбит нос, кровоподтеки на лице, он не мог сделать вдох. Учителя не отвели его к медику и никак не помогли. 

Из детского травмпункта данные были переданы в МВД, и в школу пришла полиция. Мама мальчика вместе с уполномоченной по правам ребенка в регионе обратилась в прокуратуру и подала в суд. В решении суда говорится: 

«Сотрудниками школы никакие действия для заглаживания вреда не принимались, более того, вину в произошедшем конфликте [школа] отрицает. Кроме того, [школа], при наличии сведений об избиении, самостоятельно никуда о случившемся не сообщала, таким образом пытаясь скрыть факт произошедшего». 

После избиения родители перевели мальчика в другое учебное заведение. Там, по словам мамы, его тепло приняли. Изначально родители требовали от школы компенсацию в размере 200 тысяч рублей, но суд назначил 100 тысяч.

Личная война

Директора лицея №1 города Оренбурга Лилию Марчук оштрафовали на 20 тысяч рублей за неисполнение своих обязанностей по обеспечению безопасности для учащихся вверенного ей учебного заведения.

9-летнего мальчика одноклассники били, кусали и царапали. Следы физического насилия обнаружила мама. Она попыталась поговорить об этом с классным руководителем, но безрезультатно. Тогда она обратилась к директору. Та обещала разобраться. Вызвала в школу родителей детей, которые обижали ребенка. Но это ничего не изменило. Травля продолжилась. 

«Сын стал замкнутым, вспыльчивым, не хотел ходить в школу, стал хуже учиться, — рассказывала его мама. — Ребенок, которого я привела в первый класс и каким он стал в 9 лет — два разных человека». 

Мальчика пришлось перевести на дистанционное обучение. Мама сняла побои ребенка и написала заявление в полицию. Было возбуждено судебное дело по административной статье «Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод». 

К ответственности привлекли директора лицея, классного руководителя и представителя городского управления образования. Классный руководитель и директор свою вину не признали.

Директор заявила: «Все, что зависело от меня как от должностного лица, я выполнила согласно должностным инструкциям».

Однако суд это не убедило, и директору назначили штраф в пользу государства.

Опрошенные «Правмиром» эксперты фондов, которые занимаются профилактикой буллинга в школах, считают, что исковое заявление в суд должно быть последним шагом, когда все другие способы не принесли результата. Сначала необходимо позаботиться о психологическом комфорте ребенка.

Анна Макарчук

— В первую очередь родителям необходимо думать об интересах ребенка, — комментирует эксперт федерального антибуллингового проекта «Каждый важен» Анна Макарчук. — Если семья видит, что нет больше никаких инструментов разрешения этой ситуации, обращения к классному руководителю, к директору ничего не дали, мой совет — менять школу. Потому что ребенку нельзя оставаться в разрушительной, токсичной для него ситуации. В этой ситуации страшно идти в школу.

А суды — дело длительное. Могут тянуться год и дольше. Сначала нужно обезопасить ребенка психологически, а потом, если останутся время и желание, продолжать восстанавливать справедливость с помощью суда.

Лилия Кукушкина, учредитель АНО «Центр исследования школьного климата», считает, что судебные иски не могут глобально повлиять на равнодушное отношение учителей к буллингу в школе.

— Когда родители подают в суд, они уже в полном отчаянии, — объясняет она, — и цель уже не прийти к каким-то глобальным изменениям в школе, а наказать школу. Как на школе отразится судебный процесс? К ней будет приковано пристальное внимание. Но если это не рейтинговая, не обычная школа — для учебного заведения суд не такая уж проблема. В суде представители школы, как правило, все отрицают и пытаются свалить вину на ребенка и на родителей».

В ситуации, когда ребенка травят, родителям очень сложно сохранять спокойствие и холодную голову, но это необходимо, уверены специалисты.

— Вся наша родительская природа встает на дыбы, и нам очень хочется восстановить справедливость и наказать всех виноватых. И для родителя борьба за интересы ребенка в конце концов превращается в личную битву, а для школы это становится войной за имидж, — говорит Анна Макарчук, — и в пылу этого боя обе стороны забывают про самого главного человека в этой ситуации — про ребенка. Любые свои действия родителям нужно согласовывать с психологическим комфортом для ребенка.

Что могут сделать родители

По словам экспертов, основа травли — не в конфликте двух детей или ребенка и группы одноклассников, а в том, что в этой среде сложилась такая система норм и ценностей, при которых насилие стало возможным. Это дисфункция класса или всей школы как системы. Это действительно сложно исправить, но возможно. Вот какие конкретные шаги предлагает предпринять родителю федеральный антибуллинговый проект «Каждый важен».

  1. Поговорите с ребенком. Постарайтесь как можно больше узнать о ситуации. Будьте настойчивы и в то же время бережны, деликатны. Дайте ребенку понять: что бы ни происходило, вы будете на его стороне.
  2. Обсудите ситуацию с классным руководителем и школьным психологом. Говорите о том, что хотите совместно с ними решить эту проблему, что вам важна их поддержка. Опишите все так, как вам рассказывал ваш ребенок. Квалифицируйте происходящее как буллинг. Сообщите о своей обеспокоенности и о том, что необходимо принять меры.
  3. Совместно с педагогом и психологом составьте план конкретных действий по разрешению конфликта. Не стесняйтесь быть настойчивыми, добиваться от классного руководителя и психолога конкретных действий, гарантий по их выполнению.
  4. Следите за реализацией запланированного. Регулярно встречайтесь с классным руководителем и психологом для обсуждения ситуации и возможной корректировки плана.

— Принципиально важно, чтобы на правах сотрудничества в решение этой проблемы включались и родители, и классный руководитель, — замечает Анна Макарчук. — К сожалению, далеко не всегда бывает именно так. Если с классным руководителем не получается договориться, следующий шаг — выйти на администрацию школы (директор, завуч). Но с каждым шагом наверх мы снижаем шансы позитивного развития ситуации.

Если педагоги бездействуют, отрицают проблему либо считают, что ребенок сам виноват, можно задействовать другие официальные ресурсы. Но сначала нужно подумать, стоит ли добиваться правды в этой школе и классе. Обсудите с ребенком возможность поменять школу или класс. Если принято решение остаться, следует предпринять такие шаги, рекомендует антибуллинговый проект «Каждый важен»:

  • На имя директора школы напишите заявление, в нем подробно опишите ситуацию и попросите администрацию принять меры. В федеральном законе «Об образовании» есть статья (28, 6, п. 2) об обеспечении безопасности образовательной среды для всех обучающихся. Она обязательна к исполнению всеми образовательными организациями.
  • Если администрация школы никак не реагирует, нет иного выхода, кроме письменного заявления к уполномоченным государственным службам: департаменту/региональному министерству образования, Роспотребнадзору, уполномоченному по правам ребенка региона.
  • Если никто не помогает, можно привлечь внимание общественности и СМИ через социальные сети, обратиться к региональным НКО, которые занимаются похожими проблемами.
  • Если предыдущие шаги не дали результатов, можно обратиться в прокуратуру и подать иск в суд, проконсультировавшись с адвокатом.

Учительское выгорание

Почему классный руководитель и директор школы могут закрывать глаза на травлю, отстраняться и отказываться что-либо предпринимать?

— Тут очень большое значение имеет учительское выгорание, — считает Лилия Кукушкина. — Педагоги на многие вещи иногда специально закрывают глаза, чтобы не тратить свои силы. Им нужно не только учить детей, но и конфликты разрешать. Особенно это становится важно, когда дети переходят в пятый класс. 

Согласно «Закону об образовании», в школах должны быть инструменты для борьбы с буллингом. Это конфликтные комиссии, психологи, службы медиации и примирения, которые начали вводиться в 2016 году.

Дмитрий Казаков

— Эти службы должны разрешать конфликты между участниками образовательного процесса, — объясняет Дмитрий Казаков, учитель истории и обществознания, председатель профсоюза «Учитель», — между учителями и родителями, учителями и детьми, между детьми. Эти службы принудительно создавали в школах. Но они в основном существуют формально. Службы как бы есть, но специалистов нет. В школах очень мало психологов, а психологов хороших, специалистов по вопросам разрешения конфликтов, а уж тем более буллинга, очень мало, практически нет.

Дмитрий Казаков признает, что в случае конфликтов учительское сообщество не активно. Конфликты в большей степени не разрешаются, а в лучшем случае замораживаются, иногда они превращаются в вялотекущие.

Классные руководители — это учителя, которые работают на полторы-две ставки. Им, как рассказывает Дмитрий Казаков, зачастую некогда заниматься своим классом. Создание дружного класса, коллектива было бы одним из самых лучших способов профилактики травли и конфликтов, считает эксперт. Но для этого у классного руководителя нет времени.  

— Мы как профсоюз выступаем за то, чтобы «классный руководитель» был отдельной должностью, без учительских часов. И тогда классному руководителю можно будет заниматься только воспитанием детей.

Однако колоссальная загруженность учителей и тем более классного руководителя, отсутствие в школах квалифицированных специалистов, которые должны заниматься разрешением конфликтов, не снимает ответственности с педагогов за равнодушие в случае травли.

Лилия Кукушкина

— Я уверена, что классный руководитель может защищать интересы ребенка и победить травлю, которая происходит в его классе, особенно в зачатке, — говорит Лилия Кукушкина. — Он может первый показать нетерпимость к насилию, тотальный, жесткий запрет на насилие.

Дмитрий Казаков согласен, что авторитета классного руководителя может быть достаточно, чтобы изменить ситуацию.

— Классный руководитель своим авторитетом может улучшить ситуацию. Но учитель — не психолог. У него есть какие-то базовые представления о возрастной психологии, зачастую скромные, потому что в институтах на это обращали очень мало внимания.

Как собирать доказательства для суда

Юридическое основание для подачи иска в суд против школы — два положения закона: причинение морального вреда в Гражданском кодексе и статья закона «Об образовании» об обязанности школы обеспечить безопасность учащихся.

Оксана Старожильцева

— Для подачи иска нужен комплекс доказательств, — объясняет адвокат Оксана Старожильцева, председатель «Комиссии Ассоциации юристов России по защите социальных и экономических прав». — Если мы говорим о физическом насилии, то необходимы справки от врачей об имеющихся телесных повреждениях. Если мы говорим о моральном вреде, то это может быть заключение психолога, психиатра. Могут понадобиться свидетельские показания о происшествии. Диктофонные и видеозаписи.

Юристы советуют перед подачей иска в суд:

  • Собрать факты. Скриншоты, оскорбления, ссылки, показания одноклассников и свидетелей, заключения о поломках вещей, справки о побоях, записать аудио и видео. Диктофон должен быть куплен в российском магазине (лучше сохранить чек).
  • Обратиться к психологу/психиатру. Он должен дать заключение о тяжелом психологическом состоянии и моральном вреде, нанесенном ребенку ситуацией. У специалиста должна быть лицензия.
  • Собрать чеки, подтверждающие траты:

– на медикаменты, прописанные психологом/психиатром;

– на услуги психолога/психиатра и других врачей, если были побои, физические травмы и лечение;

– на услуги юриста;

– на работу репетиторов из-за пропуска школы;

– на имущество, которое испортили.

— Суды по-разному рассматривают такие дела, — объясняет адвокат, — не всегда родители выигрывают. Но есть и прецеденты, когда родителям удается взыскать моральный и материальный ущерб. 

Привлечь к ответственности детей, которые травили ребенка, или их родителей достаточно сложно. Никакой административной ответственности или тем более уголовной за буллинг не предусмотрено.

В период до 14 лет всю ответственность за действия детей несут родители и государственные учреждения, где находится ребенок. Здесь кроме статьи закона «Об образовании» можно оперировать статьей 5.35 КоАП РФ — «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних».

С 14 лет наступает ответственность по некоторым пунктам Уголовного кодекса:

  • Статья 111 УК РФ — умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (психическое расстройство сюда также относится).
  • Статья 112 УК РФ — умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести. 
  • Статья 158 УК РФ — кража. 
  • Статья 161 УК РФ — грабеж.
  • Статья 162 УК РФ — разбой.
  • Статья 163 УК РФ — вымогательство.
  • Статья 167, часть 2 УК РФ — умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах.
  • Статья 213, часть 2 УК РФ — хулиганство при отягчающих обстоятельствах.
  • Статья 214 УК РФ — вандализм.

С 16 лет ответственность наступает в полной мере. Подростка можно привлечь к уголовной ответственности по следующим статьям:

  • Статья 110 УК РФ — доведение до самоубийства, доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего. 
  • Статья 282 УК РФ — возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет». 
  • Статья 116 УК РФ — побои.
  • Статья 128.1 УК РФ — клевета.
  • Статья 117 УК РФ — истязание, причинение физических или психических страданий.
  • Статья 20.1 КоАП РФ — мелкое хулиганство.

Компенсацию за моральный ущерб назначает суд. Норм о размере такой выплаты в законодательстве нет.

— Поэтому взыскивается вообще по-разному, — объясняет адвокат Оксана Старожильцева. — Могут взыскать 5 000 рублей, могут и 100 000 рублей. Сроки судебного производства разные. 

Как правило, это гражданские дела, и они затягиваются. Могут длиться от двух месяцев до года.

В своей практике юрист в подавляющем большинстве случаев решала подобные дела мировым соглашением сторон.

— Мы всегда по конфликтам в школах предлагаем мировое соглашение. Стороны приходят к мирному урегулированию вопроса, и никто не идет до суда. Мы можем помочь договориться о какой-то компенсации, иногда конфликт улаживается вообще без компенсации. Присутствие юриста помогает сторонам договориться.

Школа не признает своей вины

Морально унижать и бить ребенка может и учитель.

— Юридическая процедура одинакова независимо от того, ребенок занимается травлей или учитель, — комментирует юрист. — Но на учителя больше мер воздействия: он может быть уволен, ему может быть объявлен выговор.

Однако порой администрация школы пытается выгородить учителя и сделать вид, что ничего страшного не происходит. Уже год тянется судебный процесс родителей детей против коррекционной школы № 4 Василеостровского района Санкт-Петербурга. 

В этом учебном заведении для особых детей два учителя первого класса, логопед и классный руководитель Татьяна Жихарева, регулярно били и морально унижали детей. Мама одного из детей, который жаловался на удары и оскорбления, положила сыну диктофон в рюкзак. 

На записи слышны удары и детский плач, мат, оскорбления детей по умственным и национальным признакам, всевозможные сплетни о родителях. Учителя называют детей: «чудовище», «жадюга», «тварь», «позорище», «криворукий», «мальчик-тупик». Детей постоянно запугивают применением силы: напоминают про палку и линейку. Один из пострадавших мальчиков — сын известного петербургского фотографа Александра Петросяна.

— У сына появилась самоагрессия, — рассказывает жена Александра, Ольга. — В школе мне говорили, что он закрывает глаза, потому что не хочет учиться. На самом деле они просто ему костяшками пальцев били по лбу. Кроме того, из-за всего этого у сына развился энурез. Сейчас уже все прошло, слава Богу.

Мальчика перевели в другую школу.

Родители сначала пытались договориться с директором, передали ему аудиозапись и просили уволить двух педагогов, чье жестокое обращение с детьми слышно на записи. Директор после прослушивания сказала: «Ничего криминального для увольнения педагогов я не услышала». 

Родители обратились в прокуратуру 22 мая 2023 года. Логопед и классный руководитель уволились по собственному желанию. Первое судебное слушание состоялось только 20 марта 2024 года. Следственный комитет собирал доказательства. В отношении классного руководителя Татьяны Жихаревой завели административное дело по статье 6.1.1 КоАП РФ (побои, не повлекшие серьезных последствий для здоровья). 

3 апреля 2024 года мировой судья Василеостровского районного суда признал преподавателя виновной и приговорил к 10 суткам ареста. Кроме того, в отношении Жихаревой возбуждено уголовное дело по статье о жестоком обращении с детьми (ст. 156 УК РФ).

— Учителя и школа свою вину не признают, — рассказывает Ольга Петросян. — Их представитель на судебном заседании утверждал, что мы сфабриковали аудиозапись. Хотя экспертиза доказала ее подлинность.

Кроме того, представитель школы настаивала на лишении родительских прав нас с Александром, потому что люди дееспособные должны подавать в суд сами, а не через прокуратуру.

Если мы подаем в суд через прокуратуру, то мы, значит, недееспособные и нас надо лишить родительских прав. 

Также представитель школы говорила, что раз наш сын инвалид, он не может понять, наносился ему вред или нет, — продолжает Ольга. — И поэтому не о чем здесь разговаривать. Мол, вреда никакого ему не было нанесено. Все руководство, которое покрывало этих двух учителей — завуч, директор, — осталось работать в школе. Логопед, против которой не заведено уголовное дело, так как мы не смогли доказать, что она тоже била детей, может спокойно снова устроиться работать в школу.

Законопроект

Отрицание своей вины — основная стратегия школ в судебных исках, которые касаются травли. Уже два года Госдума разрабатывает законопроект, направленный на борьбу с буллингом в школах.

— Для ребенка и вообще для борьбы с травлей в целом в стране было бы здорово все-таки принять этот закон, — говорит Анна Макарчук, — потому что сейчас судам довольно сложно.

Авторы законопроекта предлагают Минпросвещению принять государственную программу профилактики травли и единый стандарт профилактики травли. А следом учебные заведения должны будут подготовить свои локальные акты по борьбе с буллингом. 

Санкции для нарушителей предложено прописать в административном кодексе. В частности, школам, которые не принимают локальные акты, направленные на профилактику травли, грозит штраф в размере от 50 тысяч до 100 тысяч рублей. Аналогичные санкции им могут грозить за непринятие мер по профилактике травли и реагирования на нее. Учеников-нарушителей депутаты предлагают отчислять из школы или же объявлять им выговор.

Законопроект до сих пор не внесен в Госдуму для принятия и активно обсуждается.

Яна Лантратова

— Мы создали в Госдуме рабочую группу, которая работает над этим законопроектом, — рассказывает одна из авторов, первый замглавы думского комитета по просвещению Яна Лантратова. — Также участвуют несколько комитетов. Это комитет по просвещению, профильный комитет по молодежной политике. Участвуют коллеги из Минпросвещения, из МВД, Следственного комитета.

По словам Яны Лантратовой, закон необходим, так как в юридическом поле не существует даже понятия травли и буллинга. А школьная травля — самая частая причина детских суицидов. По собранным думским комитетом по просвещению данным, 57% детей сталкиваются с буллингом и 80% людей, переживших травлю, впоследствии через 10–15 лет имеют серьезные проблемы с психикой и психическими заболеваниями.

— Поэтому мы понимаем, что этот закон должен быть очень серьезный, важный, хорошо продуманный, — замечает депутат. — У МВД нет статистики по травле в школах, потому что школы не сообщают об этом. Это влияет на их рейтинг — учебные учреждения не заинтересованы в том, чтобы эту историю подсвечивать. Поэтому мы с коллегами, с Министерством просвещения, с МВД приняли, на мой взгляд, очень важное решение, которое в корне меняет эту ситуацию. Случаи буллинга, если школа сообщает о них, не становятся критерием в рейтинге школ. И наоборот, для школы должна наступать ответственность, если она проблему замалчивает и не решает. 

Сейчас активно обсуждается вопрос штрафов для родителей учеников, которые участвуют в травле. Предлагается также проводить профилактическую работу с родителями агрессоров, если они отказываются как-то влиять на своих детей. 

Законопроект может быть внесен в Госдуму в осеннюю сессию. А пока родителям нужно быть готовыми защищать своего ребенка самостоятельно.

Фото: freepik.com, pexels.com

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.