«Ребенок переходит в новую школу, а я боюсь буллинга»
Вопрос. Ребенок в сентябре переходит в новую школу. Ее хвалят, и рейтинг у нее высокий. Но от соседей случайно узнала, что в 8-х классах в этом году имел место буллинг. Наверное, вопрос о том, почему одни дети подвергаются буллингу, а другие его устраивают, риторический. Но может, есть причина, почему такое случается? Волнуюсь за ребенка и хочу понять, как на это реагировать.

Михаела Талмач
35% школьников подвергаются буллингу
Бывают ситуации, когда за буллинг принимают какой-то ярко выраженный агрессивный конфликт, который может по тем или иным причинам разворачиваться в коллективах. Согласитесь, не всегда слухи соответствуют действительности и то, что принимают за буллинг, таковым может не являться.
Буллинг — это систематическое преследование, оскорбление, унижение, которое направлено на одного и того же человека или группу лиц.
К сожалению, приходится признавать, что буллинг — частое явление в школьных коллективах. Метаанализ десятков исследований показал, что с ним сталкиваются около 35% школьников. Буллинг крайне негативно сказывается на благополучии учеников: от нежелания посещать школу до формирования роли «жертвы». У кого-то из детей нарастает отстранение, замкнутость, возникает отсутствие доверия к миру. А у некоторых нарушаются навыки социализации, возрастает суицидальный риск, развиваются психические расстройства клинической значимости (например, клиническая депрессия).
Исследования показывают, что буллинг чаще встречается в 6–7-х классах (19% случаев) и уменьшается к 9-му классу до 11%.
Буллингу одинаково подвергаются мальчики и девочки, но в разных формах. Мальчики чаще подвергаются физической агрессии (толчки, удары, плевки, порча имущества). Девочки испытывают вербальную агрессию или социальную депривацию (игнорирование, издевки).
Степень выраженности буллинга не зависит от типа учебного учреждения. Что в элитных гимназиях, что в общеобразовательных школах процент буллинга сопоставим.
В буллинге всегда есть желание унизить. Он намеренный. Человек, подвергающийся буллингу, является объектом, а не причиной.
Буллинг — проблема коллектива, а не ребенка
Буллинг показывает, что данный коллектив как система не справляется с задачами по регулированию эмоционального напряжения. Травля возникает в такой социальной ситуации, где ученики испытывают негативные переживания (фрустрацию, гнев, страх). Как следствие этих мало осознаваемых переживаний дети демонстрируют агрессию по отношению к более слабым. Это помогает им поддержать или повысить свой статус в группе.
Существуют факторы риска буллинга. К ним относят: характеристики семьи, индивидуальные особенности ребенка, индекс социального благополучия школы (материальная обеспеченность, характеристики контингента, а также школьный климат).

Фото: Yamu Jay / pixabay.com
Важно понимать, что индивидуальные особенности ребенка не могут стать причиной травли, но могут быть серьезным фактором риска. Как правило, «обращают на себя внимание» дети, у которых есть выраженные отличия по таким характеристикам, как социальная вовлеченность, скорость обучения, особенности самоконтроля, выраженные особенности темперамента, речи и ограниченные возможности. Но это лишь обобщенные показатели. Буллингу, в целом, может быть подвергнут любой ученик.
Ищите школу с благоприятным климатом
Под благоприятным климатом понимают ситуацию, когда в школе ребенок чувствует себя безопасно (как на физическом уровне, так и на психологическом). Когда он чувствует причастность к своей школе, в которой сбалансированы социальные отношения не только между учениками, но еще и между учениками и учителями.
Это значит, что любой ученик может не только обратиться за помощью, но и получить поддержку взрослого.
Обычно такие отношения выстраиваются благодаря наличию внутришкольных правил, которые расцениваются самими учениками как справедливые (часто ученики сами участвуют в их составлении).
Почему дети не обращаются за помощью в ситуации буллинга?
Как правило, детей останавливают «мифы» и убеждения, которые могут транслироваться в той социальной среде, где находится ребенок, и их минимум пять.
- «Надо себя защищать самому, это закаляет».
- «Я сам виноват».
- «Я получу неодобрение одноклассников».
- «Если я обращусь за помощью, будет больше проблем».
- «Если я обращусь за помощью, то меня посчитают слабым».
Чаще страдают от буллинга дети, у которых нет хороших отношений со взрослыми — как с родителями, так и с учителями.

Фото: freepik.com
Что делать родителю, если ребенок подвергается буллингу?
- Порадуйтесь, что ребенок об этом вам сказал. Это показатель того, что в ваших взаимоотношениях есть доверие.
- Воспримите это всерьез. Это очень важно! Если ребенок столкнется с тем, что его не слушают, он, скорее всего, больше не решится с кем-то об этом поговорить. То есть проблема станет исключительно его проблемой и как он с ней будет справляться — большой вопрос.
- Не критикуйте. Будьте на стороне ребенка.
- Не обесценивайте те чувства, которые озвучивает ребенок. Если он злится на ситуацию, знайте, что это адаптивная реакция. Иногда родители сразу хотят перейти к действиям, не признавая, не валидируя чувства. Это неверно. Выдержите паузу, выслушайте, разберитесь в деталях.
- Составьте план действий вместе с ребенком. Не замалчивайте ситуацию. И обязательно привлеките внимание администрации школы, классного руководителя, родителей. Помните, что проблема буллинга — проблема школьного коллектива. Решать ее в одиночку не получится.
- Если нуждаетесь в дополнительной поддержке и рекомендациях, обратитесь за помощью к специалистам по борьбе с травлей на ресурс «Травлинет.рф». Сторонняя помощь может оказаться очень действенной.