Ребенок перестал учиться — что делать? Главные родительские стратегии


Никита Карпов
Отпустить и передать ответственность
Родители видят эту стратегию так: они перестали проверять уроки — и ребенок прекрасно учится сам. Но так не бывает. Что же делать, ведь отпустить все равно придется?
«Родители пытаются отдать функции, но оставить у себя ответственность, — пишет психолог Никита Карпов. — Они не отпускают и не делегируют, а как будто дают поручение подчиненному».
И получается, что родители не проверяют, сделал ли ребенок уроки, но если он получит плохую оценку — ему несдобровать. Или же взрослые говорят, что передали школьнику ответственность, а сами напряженно следят за его оценками в электронном дневнике и тревожатся. В итоге все часто заканчивается тем, что ребенок начинает получать двойки — и с ним снова делают уроки.
Кроме того, ребенок может попросту растеряться, если его неожиданно отпустят в свободное плавание. Особенно если это младший подросток, которому пока сложно себя организовать. Что касается старших подростков, то они могут начать проверять, действительно ли их больше не контролируют — и уйти вразнос.
«Есть определенный процент родителей, которые искренне и спокойно могут подростков отпустить и месяцами/годами ждать, пока стратегия выстрелит. Но мало у кого сейчас настолько крепкие нервы. Ведь выстрелит или нет — еще не известно, а выгнать из школы могут», — отмечает Никита Карпов.
Итак, стратегия «отпускания» может реализовываться достаточно долго. Все зависит и от отношений родителя и подростка, и от его способностей. Выход — реализовывать стратегию постепенно.
«Если мы хотим попробовать реализовать эту стратегию, то нам важны постепенность и последовательность. Допустим, теперь мы проверяем оценки не ежедневно, а раз в три дня и, если все хорошо, потом переходим на раз в неделю. Опять все хорошо — проверка раз в месяц», — советует психолог.
Никита Карпов приводит в книге свидетельства родителей, которые реализовали стратегию:
- «Я реально ни в дневник не заглядываю, ни на собрания не хожу, чат читаю очень по диагонали, чаще прошу краткое резюме, что конкретно я могу сделать».
- «Вообще не связываю свои отношения с ребенком с тем, как он учится. Не выгоняют — уже хорошо. А он пока тянет на четверки по основным предметам, где-то с уклоном в тройки, где-то — в пятерки. Оказывается, ребенок сам вполне может справляться, у него есть силы. А я включаюсь очень точечно, когда он попросит».
- «Разрешила дочери уйти на самообразование в одиннадцатом классе и подготовиться к ЕГЭ самой. Результат — все хорошо, плюс поступила в университет на бюджет, на желаемую профессию».
Платить за учебу, поощрять материально
У Никиты Карпова нет однозначного ответа, стоит ли использовать эту стратегию. Каждой семье придется решать самостоятельно. При этом психолог отмечает, что сам он — не сторонник этой системы, но знает случаи, когда она работала.
«Чаще всего мы платим за пятерки и штрафуем за двойки. Есть часть детей, которых это на время мотивирует, но почти все подростки считают, что за предлагаемую сумму с них требуют слишком много действий. В итоге они приходят к минимально достаточной активности: раз в неделю получают пятерку, лишние 300 рублей (условно) к своим карманным — и на этом расслабляются. По результатам ни у ребенка нет золотых гор, ни родители не видят отличной учебы — все недовольны», — объясняет Никита Карпов.
Какие минусы у финансового поощрения за оценки:
- оно работает на короткий срок;
- смещается мотив на цель — ребенок хочет учиться не ради знаний, а чтобы получать деньги;
- если вы не планируете платить ребенку за оценки всю жизнь, то рано или поздно столкнетесь с мотивационной ямой.
«Малоэффективны и большие призы в конце периода: “Окончишь школу на пятерки — куплю айфон”. Для подростков это слишком серьезный промежуток времени. И есть еще подвох: пока все идет ровно и учеба удается, дети спокойны, но как только случится какой-то провал, они в тревоге и в истерике могут вообще перестать учиться. А какой смысл, ведь айфон уже точно не купят! Так что здесь родители роют себе яму», — пишет автор книги «Чертова школа!».
Забить, заставить, замотивировать
Первый вариант — забить, то есть отпустить и смотреть, что будет дальше. Лучше сделать это постепенно, но можно и сразу, если учеба вызывает конфликты.
«По крайней мере, вы сохраните отношения, ну а результаты в школе будут примерно такие же, как если бы вы продолжали нервничать и скандалить», — отмечает Никита Карпов.
Стратегия действенна в старшем подростковом возрасте, когда уже есть способности к саморегуляции и свои интересы, а также — хоть какая-то мотивация, продолжает психолог.
Также эта стратегия подойдет тем, кто хочет, чтобы ребенок совершил собственные ошибки — остался на второй год, вылетел из сильного класса, не поступил. Но поможете при этом разобраться с последствиями. При этом важно:
- не действовать на эмоциях — это не наказание;
- у вас хорошие отношения, вы сможете помочь ему осмыслить ситуацию и поддержать;
- вы знаете, что делать с опытом провала.
«Например, для подростка ситуация “делать все в последний момент — не сработало и принесло проблемы” — неплохой жизненный урок, только если родители не планировали таким образом отомстить упрямцу, иначе они не смогут помочь ему все пережить и исправить, а просто будут злорадствовать», — пишет Никита Карпов.
Вопрос: Если на все забить, откуда возьмется мотивация выбраться с самого дна?
Ответ: То, что вы забиваете на требования и контроль, не значит, что вы забиваете, например, на разговоры о будущем, это раз.
Второе — для подростков очень мощное значение имеет окружение, и если вокруг него все учатся, то с высокой степенью вероятности он тоже начнет это делать. Риск остаться на дне есть, но не очень большой. Пребывать там обычно скучно и тоскливо.
Какое-то время человек, забивший на учебу, привлекает внимание в классе, получает социальное одобрение за свою смелость, а потом с ним становится скучно, потому что нет больше пересечений, общих тем — и мотивация находится в том, чтобы догнать остальных и вернуть круг общения.
Второй вариант — заставить. Это делают все родители — контролируют, что задали, напоминают сделать домашку, отбирают гаджеты и так далее.
«Искренне, аргументированно, из сильной позиции предъявлять требования к учебе или мотивировать вы можете, только если действительно считаете это важным. Есть семьи, где быть отличником — норма, и странно, когда ребенок не успевает, а есть семьи, где более расслабленно относятся к учебе: не тройка — и ладно, из школы не выгоняют — хорошо. Можно сформулировать для себя четкие критерии, которых надо добиваться», — говорит Никита Карпов.
Ответьте себе на вопросы: в чем выражается «лучше учиться» — поднять средний балл, выполнять все задания, чтобы по ключевым предметам было четыре как минимум? У всех эти требования разные.
При подготовке к ЕГЭ или ОГЭ нужно оценить уровень знаний, представить тот, которого хотите достичь, понять, что нужно освоить.
«Важно, чтобы критерии и цели, которые вы ставите, не противоречили особенностям ребенка, были достижимы. <…> 99% подростков при оценке количества усилий как “невероятное” просто не начнут заниматься», — отмечает психолог.
Нужно продумать и согласовать с ребенком, как вы будете его поощрять в случае успехов и какие санкции к нему применять за неисполнение обязательств по учебе.
«Санкции будут работать, только если обсуждены предварительно, адекватны нарушению и реалистичны. И они должны действительно применяться, если уж обещали. И все равно в какой-то момент подростки забьют на любые санкции и пойдут ва-банк», — считает психолог.
Замотивировать — помочь подростку разобраться, чего ему хочется, что он может, куда он стремится и каким образом это связано с ежедневными действиями. Эта стратегия растягивается на месяцы и годы, при этом противоречит стратегии «заставить».
«Мотивация — это не про то, что кажется важным вам, а про то, что важно для подростка: что он видит в будущем; чего он хочет; что ему нравится делать; что он хочет получать; какие усилия он готов прилагать для достижения желаемого? В идеале мы воздействуем на ребенка не для того, чтобы он начал хорошо учиться, а для того, чтобы он научился мотивировать себя на достижение желаемого», — рассуждает автор книги «Чертова школа!».
Так учеба становится инструментом достижения желаемого или, может быть, инструментом снижения помех на пути к нему. Наша цель — пробудить в душе подростка желание того, для чего нужна учеба, но не напрямую. Есть истинная внутренняя мотивация, которую мы развиваем, пестуем, растим, и поиск ближайшего мотива: того, что нужно ребенку сейчас. Это может быть одобрение, обещание отстать от подростка или помощь в реализации его целей. Не деньги за оценки, а поход на крутой концерт, например.
«Детей и подростков мотивирует одобрение (родительское — в меньшей степени), и очень мотивирует ощущение “У меня получается”, особенно если есть сложности со способностями. Иногда учебную деятельность надо выстроить не так, чтобы достигались сверхрезультаты из нашей картинки в голове, а чтобы ребенок ощутил, что он справляется, что у него получается», — пишет Никита Карпов.
Дофаминовый всплеск, ощущение «у меня получилось» — это даже важнее, чем быстрое продвижение по программе. Именно так появляется интерес двигаться дальше.
Фото: freepik.com