<Рецензия> Лекции по Священному Писанию Нового Завета

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 46, 2006
Н. Н. Глубоковский. Лекции по Священному Писанию Нового Завета. Т. 1. М.: Издательство Свято-Владимирского братства, 2006. 408 с.
<Рецензия> Лекции по Священному Писанию  Нового Завета

Кафедра библеистики Московской Духовной академии издала книгу выдающегося русского библеиста XX века профессора Николая Никаноровича Глубоковского “Лекции по Священному Писанию Нового Завета”. Этим изданием продолжена серия “Православная богословская библиотека”.

Николай Никанорович Глубоковский (†1937) — один из виднейших церковных ученых дореволюционного периода и позднее — русской эмиграции. Он свыше двадцати лет возглавлял кафедру Священного Писания Нового Завета в Санкт-Петер­бургской Духовной академии, поэтому неудивительно, что основные его труды были посвящены библеистике. Текст лекций, читанных им в Академии, и составил рецензируемую книгу.

Важно понимать, что перед нами не репринтное издание. При подготовке текста редакторами, протоиереем Леонидом Гри­лихесом и Владимиром Писляковым, была проведена значительная работа: выбраны и использованы наиболее проработанные и удачные фрагменты из вариантов лекций разных лет, выверены тексты на древних языках, приведена в соответствие с нынешними требованиями и дополнена библиография, а в ряде случаев даны комментарии, показывающие современное состояние вопросов, затронутых автором.

Предваряет работу пространный очерк священника Димитрия Юревича, посвященный биографии и трудам Н. Н. Глубоковского, выполненный с учетом современных публикаций и материалов конференций. Читатель сможет получить из него хорошее и ясное представление о личности ученого, его научном пути и особенностях экзегетического метода.

В первый том вошли следующие темы: вводная “Предмет и задача изучения Священного Писания”, «Взаимное отношение первых трех Евангелий (“синоптическая проблема”)», “Еванге­лие от Матфея” и “Евангелие от Марка”.

В XIX âåêå óæå âïîëíå çàÿâèëà î ñåáå íà Çàïàäå îòðèöàòåëьная библейская критика, отрицавшая богодухновенность Святых Книг, реальность описываемых в них событий, принадлежность их авторам, чьим именем они надписаны, перемещавшая время их создания и в целом подвергавшая Писание оценкам и интерпретациям, в корне противоречащим христианскому, святоотеческому отношению к нему.

Николаю Никаноровичу удалось справиться с колоссальной задачей — на высоком научном уровне подвергнуть серьезной критике многочисленные теории отрицательного направления западной библеистики и аргументированно защитить традиционное православное восприятие Писания. Он был убежден, что перед судом истинной науки всегда будет господствовать принятое раз и навсегда положение: “наши Евангелия написаны свв. Матфеем, Марком, Лукою и Иоанном и явились — первые три во второй половине I века, а четвертое — в конце его, не позднее самого начала II века”. Глубоковский весьма обстоятельно и успешно опровергает современные ему гипотезы разрешения синоптической проблемы, обосновывая традиционное, восходящее к блаженному Августину мнение о литературной зависимости евангелистов “в том порядке, в каком Евангелия расположены в настоящее время”.

Во многом это обстоятельство объясняет апологетическую направленность лекций, которая, на наш взгляд, является неоспоримым плюсом работы, поскольку упомянутые выше идеи так называемой “библейской критики” живы и до сих пор, особенно в нашей стране, которая из-за семидесятилетнего господства атеизма консервировала и тиражировала даже те антирелигиозные гипотезы, которые давно уже отвергнуты западной наукой.

К большому сожалению, издатели не провели тщательного и систематического комментирования лекций Глубоковского с учетом новейших достижений и гипотез библеистики, ведь за прошедшее столетие изменилось очень многое. Конечно, это была бы серьезная и трудоемкая работа, но в результате рецензируемая книга могла бы стать гораздо более актуальной, чем просто памятник дореволюционной церковной науки.

Хотя и в таком виде она представляет немалый интерес для специалистов, — независимый подход Глубоковского к решаемым вопросам, его методология, отчасти и аргументация остаются актуальными и сегодня, особенно если учесть, что после смерти ученого среди православных библеистов пока не появилось фигуры, равной ему по уровню эрудиции, владению материалом и глубине анализа.

Можно и нужно признать переиздание лекций Глубоковского важным событием. Возрождающееся в настоящее время богословское образование испытывает острую необходимость в ознакомлении с библейской наукой, в продолжении и развитии ее традиций. В отечественной библеистике имя Николая Никаноровича выделяется особенно ярко. Не случайно книга одобрена Кафедрой библеистики МДА в качестве учебного пособия для духовных школ.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают Правмир, но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что честная и объективная информация должна быть доступна для всех.

Но. Правмир – это ежедневные статьи, собственная новостная служба, корреспонденты и корректоры, редакторы и дизайнеры, фото и видео, хостинг и серверы. Так что без вашей помощи нам просто не обойтись.

Пожалуйста, оформите ежемесячное пожертвование – 100, 200, 300 рублей. Любая сумма очень нужна и важна нам.

Ваш вклад поможет укреплять традиционные ценности, ясно и системно рассказывать о проблемах и решениях, изменять общественное мнение, сохранять людские судьбы и жизни.

Дорогой читатель!

Поддержи Правмир

руб

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: