<Рецензия>:
: Саратовские епархиальные ведомости. Православие и современность. № 1(17). 2006.

У нас часто о степени возрождения Церкви судят по числу открытых храмов и монастырей, сравнивая с числом их, действовавших до падения атеистического режима, и — еще прежде, “при царе”. Но, пожалуй, можно посмотреть на этот процесс и с другой стороны — по истории периодических церковных изданий. Разумеется, эти статьи, что называется, из разных весовых категорий, однако, думаем, никто не станет спорить с тем, что способность регулярно издавать качественный журнал или газету многое говорит о зрелости и налаженности церковной жизни в той или иной местности.

До революции “епархиальные ведомости” издавались каждой епархией, и Саратовская кафедра не была исключением. В эпоху коммунистических гонений их выпуск прекратился. После освобождения Церкви в 1991 г. газета возродилась, но через несколько лет снова исчезла. Такова судьба большинства православных изданий тех лет — многие, не рассчитав своих сил, брались с энтузиазмом за дело просвещения через посредство православной периодики, но спустя некоторое время увядали, как зерно, посеянное на каменистой почве.

И вот, наконец, перед нами третье рождение “Саратовских епархиальных ведомостей” — на этот раз в виде полноценного цветного журнала с качественной полиграфией и оригинальным содержанием. Не секрет, что многие провинциальные периодические издания тот или иной процент материалов берут из центральных. Это вполне допустимо как поддержка изданий, которые пока еще находятся в стадии становления. Но мы не увидим этого в рецензируемом журнале — все содержание его подготовлено собственными силами, и это достаточно серьезная заявка на зрелость и самостоятельность нового церковного издания.

В начале, как и положено для официального органа, идет рассказ о событиях из жизни епархии, — приятно удивляет, что каждая новость сопровождена фотоиллюстрацией, благодаря чему даже при небольшом объеме текста удается много лучше и нагляднее передать впечатление от представленных фрагментов епархиальной жизни.

Следующим разделом помещено интервью Преосвященнейшего Лонгина, епископа Саратовского и Вольского, посвященное проблемам современной миссии. Владыка констатирует недостаток миссионерского сознания среди нынешних пастырей: «пока мы сами не поймем, что миссионерская активность для нас остро необходима, ситуацию нам не переломить. Казалось бы — прописная истина. Но еще не усвоенная. Мне как Архиерею приходится сталкиваться с этим достаточно часто. Предполагаю я послать священника на какой-то отдаленный приход или туда, где его нужно открыть, где прихода прежде не существовало, и в ответ вдруг слышу: “а кто туда будет ходить?”. Если вдуматься, то это очень страшные слова, которые свидетельствуют о полной потере некоторыми представителями духовенства понимания самого смысла нашего служения. Разве тот же сектант ответит так тому, кто посылает его на проповедь в любой город и в любую страну? Нет. Сектантские проповедники приезжают туда, где их никогда не было, где об их учении никогда не слышали. И через какое-то время там уже появляется община из нескольких десятков или даже сотен человек.

А православный священник подчас искренне считает, что он должен сидеть в своем храме и ждать, когда в воскресенье к нему кто-то придет на службу. А почему люди должны приходить? Они уже забыли о Церкви, что она такое <…> Им надо заново, с чистого листа, рассказывать, что такое вера в Бога, Православная Церковь, о том, как жить по-христиански».

После этого внимание переходит к “культурной” части — разговор заходит о кино, этой темы касаются два материала. Первый — “Монолог о христианском кинематографе” В. К. Семенюка, в котором автор указывает, что таковым можно назвать такие произведения киноискусства, которые честно и последовательно доносят до зрителя христианские ценности и мировоззрение. Второй материал — интервью с режиссером “Острова” Павлом Лунгиным. На наш взгляд, это, пожалуй, наиболее глубокое, подробное и интересное интервью относительно съемок этого нашумевшего фильма.

Еще одним ярким материалом номера является статья игумена Нектария (Морозова) “Прикоснуться сердцем к святыне”, написанная в жанре паломнических заметок. Автор описывает свои наблюдения и впечатления от посещения главнейших православных святынь Греции — о. Эгины (мощи святого Нектария), Патры (святого апостола Андрея), Корфу (святителя Спиридона Тримифунтского), Фессалоники (святого великомученика Димитрия Солунского, святителя Григория Паламы и др.), Эвбеи (святого Иоанна Русского), а также г. Бари (мощи святителя Николая Чудотворца) в Италии.

Прекрасным литературным языком отец Нектарий описывает свое путешествие и встречи со столь духовно значимыми местами. Но помимо этого он делится и выводами об уровне религиозного и нравственного состояния греческого общества. Он пишет: “такое ощущение, что жизнь (в отношении к Православию) течет тут по инерции <…> вера едва теплится, не дает жизни, ощущения ее теплоты…”; в другом месте он сетует на неприветливость и равнодушие жителей Фессалоник, особенно к священнослужителям.

Автор и сам признает, что “эти ощущения субъективны и до известной степени поверхностны”, и мы должны согласиться с таким определением. За четырехкратное посещение Греции мне приходилось наблюдать настолько разительно иную картину, что промолчать об этом расхождении представляется несправедливым по отношению к читателю. Гостеприимство, внимательность, участие и готовность помочь со стороны прохожих; полные храмы на воскресном богослужении, при том, что храмов там на душу населения в десятки раз больше, чем у нас, и единственная виденная мною очередь в Фессалониках — очередь на исповедь…

Я мог бы указать и аналогичные впечатления многих моих знакомых, но это тоже будут достаточно субъективные вещи, и, чтобы не размениваться на них, посмотрим на более объективные параметры. Чтобы понять, как обстоит дело с верой у греков и в Греции, стоит обратить внимание на то, что происходило и происходит там на протяжении последних пятидесяти лет.

В 1960-е годы началось возрождение Афона — до этого времени он почти полностью опустел, там доживали лишь старые монахи. Но теперь на Святой Горе подвизается около пяти тысяч монахов, и примерно четыре тысячи из них — греки. Касается ли это только Афона? Нет. Хотя греков в десять раз меньше, чем русских, в Греции до сих пор больше действующих монастырей, чем в России. Каковы труды по возрождению древних обителей — ведь многие из них ожили к духовной жизни именно в последние годы. Самый известный пример — возрождение монашеской жизни в Метеорах. А сколько греческих монастырей было за эти годы открыто в Европе, Америке, Австралии! Откуда же берутся тысячи молодых греческих монахов и монахинь, населяющих эти обители, если вера здесь “едва теплится… и течет по инерции”? А взглянуть на миссию — кто трудится над распространением Православия в Африке, Азии, Индии, кто возродил на наших глазах Албанскую Православную Церковь? Греки. Хотя на долю этой страны выпало в ХХ веке несколько войн, оккупация, гражданская война, жуткая нищета, государственные перевороты и многое другое — это не помешало грекам трудиться на благо Вселенского Православия.

Конечно, и у них есть свои проблемы, трудности, но все же справедливости ради нужно сказать, что картина, нарисованная автором заметок на основе достаточно поверхностного общения, не соответствует действительности.

Отношение к священникам у греков в целом уважительное, хотя, конечно, нет подобострастия, так как священников там много и к ним давно привыкли. Когда-нибудь привыкнут и у нас, и в этом, как кажется, нет ничего страшного.

Безусловно, посты там соблюдают менее строго, чем у нас. Но началось это не в последние годы — такова была особенность Православия у греков еще с начала турецкого ига. Об этом сообщают как греческие паломники, приезжавшие на Русь, так и русские паломники, приезжавшие на земли Османской империи. Однако все же придется признать, что из такой вот малопостящейся среды выросли тысячи мучеников и афонских подвижников, и такие христиане сохранили веру на протяжении многих веков притеснения. Не нам их судить.

Возвращаясь к журналу, стоит рассказать еще об одной затронутой в нем теме — церковные СМИ. Емко и последовательно рассказывается о фестивале “Вера и слово”, в котором принимали участие и представители Саратовской епархии. Глубокие, вдумчивые интервью с редактором “Альфы и Омеги” М. А. Журинской и редактором “Фомы” В. Р. Легойдой суммируют опыт этих двух наиболее заметных и ярких журналов с многолетним стажем.

Кроме того, опубликована статья о Саратовской Духовной семинарии, о местных новомучениках, архивные материалы об открытии храмов в период Великой отечественной войны, воспоминания о знаменитом подвижнике схиигумене Савве — и все это уместилось в один номер!

Про материал о новомучениках стоит сказать подробнее. Перед второй мировой войной в Саратовской области были закрыты все храмы, и около тысячи саратовских священнослужителей, монахов и мирян прошли через ГУЛАГ. В статье диакона Максима Плякина и Валерия Теплова рассказывается о жизни и мученической кончине троих пастырей: протоиерея Геннадия Махровского, иерея Олимпа Диаконова и протоиерея Андрея Шанского, расстрелянных коммунистами осенью 1919 г. Как верно отмечают авторы, для нас очень важно чтить память и дела тех, кто, пройдя беспорочно свой жизненный путь, исповедали Христа, будучи верны даже до смерти, чтобы и нам оказаться достойными потомками их.

В рубрике “Епархиальный архив” опубликованы документы, свидетельствующие о том, как уже в середине ХХ века гонимая Церковь все же продолжала бороться за право существовать и служить Богу.

Говоря о недостатках журнала, стоит отметить один: значительная часть материалов журнала набрана слишком мелким шрифтом. Понятно, что это было вызвано желанием вместить как можно больше материалов в первый номер и сделать его максимально разнообразным и информативным, но к сожалению, привело это к тому, что читать журнал оказалось удобным не для всех. При чтении слишком мелкого шрифта глаза читателя быстро устают и поневоле вынуждают оторваться даже от интересного материала.

Нужно отметить высокий уровень материалов, когда и содержание и форма соответствуют самым высоким стандартам, а также качественную полиграфию и богатый иллюстративный материал.

Не будет преувеличением сказать, что перед нами образцовое издание епархиального журнала. Можно пожелать редакции и всем читателям “Саратовских епархиальных ведомостей”, чтобы журнал дальше выдерживал взятый при старте высочайший уровень.

Помогите Правмиру
Сейчас, когда закрыто огромное количество СМИ, Правмир продолжает свою работу. Мы работаем, чтобы поддерживать людей, и чтобы знали: ВЫ НЕ ОДНИ.
18 лет Правмир работает для вас и ТОЛЬКО благодаря вам. Все наши тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке.
Поддержите Правмир сейчас, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. Мы остаемся. Оставайтесь с нами!
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.