Рождество Пресвятой Богородицы. В этот день началась история возвращения домой
Информацию о детстве и отрочестве Девы Марии мы черпаем исключительно из преданий. Основные источники — апокрифическое «Протоевангелие Иакова» и средневековая «Золотая Легенда». Оба текста исторически недостоверны: первый – потому что местами прямо противоречит Священному Писанию (например, согласно этому тексту, уже после Благовещения Дева не понимает, откуда в Ней Дитя), второй – по причине слишком большого хронологического разрыва. 

Но уже полторы тысячи лет Рождество Богородицы отмечается во всем христианском мире – даже главное песнопение праздника используют и в Православных, и в Католической церквах  — редкий случай! 

Богослужение говорит о чудесных фактах, связанных с рождением Девы Марии, очень осторожно, ограничиваясь рассказом о разрешении уз бесчадия у благочестивых родителей. 

Тропарь:

Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во, ра́дость возвести́ всей вселе́нней: из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды Христо́с Бог наш, и разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние, и упраздни́в смерть, дарова́ нам живо́т ве́чный.  

Основной мотив: Анна долго не могла родить, и, наконец, Господь дал ей и ее мужу Иоакиму благословенное дитя. В одной стихире вскользь упоминается о том, что были отвергнуты дары Иоакима – несостоявшееся жертвоприношение в храме, когда благочестивого мужа выгнали, укоряя за какие-то неизвестные грехи. Все же «понимают» — раз Бог детушек не дает, значит, за грех тяжкий карает.

И вот звучит радостная песнь Анны (специально привожу русский текст):

«Бесплодная, не рождающая Анна / в сей день радостно да рукоплещет; / все земное да сияет, цари да ликуют, / да веселятся священники в благословениях, / да празднует весь мир. / Ибо вот, Царица и непорочная Невеста Отца / произросла из корня Иессеева. / Не будут больше жены в муках рождать детей, / ибо радость расцвела / и жизнь людей в свои права вступает в мире. / Уже не возвращают Иоакиму дары, / ибо плач Анны изменился в радость. / “Радуйтесь со мною, – говорит она, – весь избранный Израиль; / ибо вот, Господь дал мне одушевленный Дворец / Божественной славы Своей / к общему веселию, и радости, / и ко спасению душ наших!”».

Удивительное дело, в Рождестве Девы не только снимается позор с Иоакима за его плачущую в горе бездетности жену Анну, но и происходит нечто большее – жены больше не будут рождать детей в муках («жены в печалех не родят чад»), а это уже изменение порядка, установившегося сразу же после грехопадения. Ведь именно таким было наказание для Евы и ее дочерей: «умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт.3:16).

Речь в богослужении, конечно, не о том, что с момента рождения Богородицы начинается использование обезболивающих препаратов для рожениц. Речь о том, что перевернута последняя страница Ветхого Завета, который был историей скитаний бездомного человечества, история его изгнания. Ветхий завет пронизан этим мотивом: ветхозаветный герой почти никогда не сидит на месте, он то идет в Ханаан, то бежит из Содома, то из Египетского плена, то из Вавилонского. Эта обездоленность древнего человека не связана с его личной виной – это некая «родовая травма», вернее даже генетическое заболевание. Вот Иов сидит на помойке за городом, соскребает с себя струпья и вопиет: «За что мне это?» — а Бог отвечает: «Ни за что. Просто ты, человек, творение, а Я – Творец». А ведь изначально человек был создан больше, чем просто творением. Он сам – соавтор Бога, хотя появился на земле последним, да еще и сделан, в отличие от всего сущего, не из ничего, а из материала – праха земного (Быт.2:7). А Бог в буквальном смысле возвел его из грязи в князи, из последних в первые, поручив ответственное дело – хранить Его создание, райский сад, нарекать имена животным…

Согрешив, человек утратил свою «функцию» соавтора, но не утратил достоинства венца творения, творения «ручной работы». Очень хрупкого.

Что же изменилось, когда родилась маленькая Девочка, еще не совершившая ни одного сознательного поступка? Почему в этот день началась история возвращения домой? Мария была избрана для служения делу Боговоплощения за Свою чистоту, а не создана Честнейшей Херувимов и Славнейшей Серафимов – почему же Ее рождение стало торжеством для неба и земли?

Причина лежит на поверхности. Время – в руках Божьих, Он видит, «что будет Младенец Сей», и заранее поздравляет все мироздание. Мир, ты на пороге возрождения! Человек, время твоего наказания истекло! Знай, ты уже прощен – тебе уже не надо питаться от земли в поте лица, вынашивать и рождать детей в скорби и боли, вам не надо господствовать друг над другом. Ты возвращаешься домой из Египта, из Вавилона, из Золотой Орды, Аушвица и ГУЛАГа, куда попал не по своей вине еще до своего рождения. Скоро, скоро Девочка, Которую положила сегодня в колыбельку старородящая мать (устаревший термин, еще ветхозаветный) Анна, сделает Свой первый и главный выбор – не выбирать зла, принимать добро, доверять и вверять Себя Творцу и Отцу. Она скажет: «Се, Раба Господня. Да будет Мне по слову твоему», — и этими словами первой выйдет из рабства.

 

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.