Светлый праздник Рождества православные христиане в разных странах мира встречают во времена ограничений, связанных с пандемией, а в некоторых случаях — полного локдауна. Как проходят праздничные богослужения «Правмиру» рассказали священники Берлинско-Германской епархии Московского Патриархата, а также прихожане православных храмов в Литве и Англии.

В Оксфорде церкви открыты для прихожан

Доктор Нина Кругликова (Оксфордский университет), гид в Оксфорде и прихожанка храма свт. Николая Чудотворца:

— В Англии с полуночи 6 января объявлен третий национальный локдаун, когда выходить из дома можно только в аптеку, магазин, к врачу, на прогулку и для занятий спортом. Церкви на этот раз остаются открытыми, но с соблюдением определенных правил. Введены бесплатные билеты, которые позволяют контролировать поток прихожан, а также предусмотрены санитайзеры на входе, маски и необходимая дистанция между прихожанами. 

На Рождественской службе мне предстоит быть дежурной, поэтому вся ответственность за надлежащим исполнением правил лежит в том числе и на мне. Городской совет строго следит за тем, чтобы все церкви соблюдали меры предосторожности, поэтому на каждую службу могут прийти с проверкой. 

С наступлением новой ковидной эпохи, большинство приходов стали проводить онлайн службы, доступные для всех желающих. По возможности могут совершать несколько литургий, как это было в румынском приходе — была вечерняя литургия накануне Рождества и две службы на сам праздник. Некоторые смотрят службу в виртуальном режиме (дома или из машины), а на причастие подходят уже после окончания богослужения, с благословения священника.

Праздничные трапезы, конечно, отменены, однако приходская жизнь продолжается посредством встреч в зуме после воскресных и праздничных литургий. Известный во всем православном мире митрополит Каллист недавно провел зум-утренник для детей из православных приходов по случаю разрезания рождественского хлеба «Василопита» — традиции, распространенной в Греции и в некоторых других православных странах. 

В Оксфорде очень богатая христианская традиция, можно целый день бродить лишь по православным местам после посещения праздничной литургии: здесь и мощи святой Фридисвиды — покровительницы Оксфорда и Оксфордского университета, находящиеся в соборе на территории колледжа, где снимался фильм о Гарри Поттере; и чудотворный колодец, упоминаемый в «Алисе в стране чудес»; и место захоронения отца Николая Гиббса — тьютора цесаревича Алексея и основателя православного прихода в Оксфорде. 

Прогулки на данный момент разрешены раз в день, однако туры по православным местам, само собой, не представляются возможными, как это было ранее. Оксфорд обладает поистине волшебной атмосферой, так что даже во время карантина можно почувствовать себя немного «в гостях у сказки». Помимо написанной здесь книги про всем известную Алису и снятым сценам для фильмов про Гарри Поттера, Оксфорд также является родиной Нарнии и Средиземья. 

Именно здесь учились, преподавали и творили такие христианские писатели, как Клайв Льюис и Джон Толкиен. На службах в греческой церкви часто можно увидеть одного из самых известных философов современности — Ричарда Свинборна, который когда-то сознательно перешел из англиканства в православие. 

В Рождество всем нам остается надеяться, верить и молиться, что когда-нибудь, как и прежде, мы все сможем собираться после воскресной литургии в приходском доме — вести серьезные беседы на теологические темы, общаться за чашкой чая и просто шутить. Желаю всем как можно больше рождественского волшебства и чудесных мгновений в наступившем году!

Каждого посетителя храма записываем

Игумен Андрей (Готфрид), настоятель приходов Преображения Господня и свт. Спиридона Тримифунтского в городе Баден-Баден и Богоявления Господня в городе Пфорцхайм:

Игумен Андрей (Готфрид). Фото: rokmp.de

– Мы в Баден-Бадене служим в штатном режиме. Единственное, от чего отказались в этом году – праздничное ночное богослужение. Днем отслужили литургию Василия Великого. В храме было человек 50, причастников – мы посчитали – 40. Это довольно хорошо, но сегодня выходной день в Германии. Это сказывается и на посещении храмов. Завтра тоже у нас рождественская служба с утра.

Конечно, стараемся исполнять все требования. Это масочный режим, полтора метра социальная дистанция.

Кроме того, в храме должны фиксировать, кто был из прихожан, и не перегружать его. Мы завели листочки на каждого человека, он приходит, записываем его имя, фамилию, номер телефона и дату посещения прихода. Знаю, что в некоторых приходах заводят специальные журналы.

Если храм очень мал и лимит по его посещению прихожанами исчерпан на текущую службу, то человека могут записать на другой день, в порядке очереди.

А еще это делается для того, чтобы в случае выявления заболевшего мы могли бы обзвонить всех прихожан в этот день, оповестить их. Для чего? Чтобы сообщить, что на службе присутствовал человек с коронавирусом. Он мог не знать о том, что болен, или узнать уже после службы.

Мы сообщаем о таком случае всем прихожанам, кто был с тем человеком на службе в тот день. Они либо делают тесты, либо садятся на карантин на две недели. Слава Богу, за все это время у нас не было случаев коронавируса.

Как без причастия? Невозможно. Практика по нашей епархии абсолютно разная. Кто-то пользуется одноразовыми ложками, кто-то закупил в приходы ложки с длинной ручкой. Такие тоже используются только по одному разу, после все дезинфицируется. Бывает, что пользуются одной ложечкой, но после каждого человека обрабатывают спиртом, а после – водой. Мы опускаем в кипяток, потом вытираем. Наши прихожане высказались против использования спирта.

Весной еще приходилось людям объяснять, что все меры безопасности – ради вашего же здоровья. При чем здесь маловерие? Если есть какие-то предписания, их надо исполнять, проявлять послушание. Каких-то особенных вопросов нет, но это зависит от конкретного прихода.

Прихожане в храмах не поют

Священник Вадим Карпенко (православные общины в городах Линдау и Фридрихсхафен):

Священник Вадим Карпенко. Фото: rokmp.de

– Сейчас существуют ограничения по коронавирусу, прописанные правительством. На богослужении в храме нужно быть обязательно в маске, полтора метра – социальная дистанция между верующими. Последние два месяца запрещены всенародные пения. «Отче наш», «Символ веры» петь народу в храме уже нельзя, чтобы не передавалась инфекция. Может петь только хор. Кроме того, у хора должна быть социальная дистанция не менее 4 метров до верующих. Чтобы не распространять инфекцию.

Многое уже произошло весной. Перед коронавирусом, в 2020 году, мы служили еще в небольших храмах. Я настоятель трех храмов, один пришлось закрыть до тех пор, пока не отменят все ограничения, иначе мы не сможем соблюдать все санитарные условия. В Линдау мы переехали в большой храм, нам предоставили помещение католики, оно большое. И в Равенсбурге большой храм.

Прихожан в храмах, в тех местах, где служу я, не так много – это 20-30 человек, но даже при таком количестве прихожан помещения сейчас нужны большие, чтобы соблюсти все меры предосторожности.

За возможность служить в больших храмах – огромная благодарность католикам и евангеликам, нашим собратьям. Как я уже сказал, они помогли нам помещениями, это следует считать важным содействием в проявлении христианского духа. Они помогают в сложной ситуации, ничего не требуя взамен.

Службы проходят по уставу, прибавились дезинфекционные меры. Исповедь проходит в масках. Лжицу на причастии нужно тоже дезинфицировать. Мы должны были написать концепцию, как все это будет проходить, и утвердить на уровне епархии. Все происходит с благословения архиерея.

В первые месяцы пандемии, конечно, было очень тяжело, потому что весной богослужения вообще были отменены. Мне пришлось Литургию на Пасху совершать у себя дома. Ко мне никто не мог прийти. Причащалась только моя семья. А служил я дома в столовой. Из стола соорудили, условно говоря, алтарь и транслировали все онлайн. Тем не менее, прихожане в трансляции смотрели.

После того, как ограничения отменили, с большой радостью и воодушевлением прихожане снова пришли в храмы.

За время ограничений несколько человек вообще не могли принять никаких изменений. Например, им было непонятно, почему нужно дезинфицировать лжицу, и одного прихожанина мы так потеряли, ну что ж. Но этот человек перешел в сербскую церковь, все равно спасается, потому все слава Богу.

Дело в том, что у нас все прихожане друг друга знают давно, случайных, посторонних людей нет. На службы люди ходят одни и те же. В небольших населенных пунктах нас меньшинство, люди держатся друг друга.

Поначалу непривычно было, непонятно, что, как делать. Ранее же все уже было доведено до автоматизма, а нужно перестроиться. Но что поделаешь? Все связано с заботой о жизни и здоровье прихожан. Инфекции существуют несмотря на наши молитвы, для них все равно, православный ты или нет.

В праздничном обращении к прихожанам я упомяну момент, связанный с сегодняшними временами. Все-таки Бога необходимо благодарить за все. И, несмотря на то, что людям тяжело было, и работу потеряли, и во фрустрации находятся, и в депрессии, тем не менее, благодарите Бога. За то, что все мы живы-здоровы, у нас никто не заболел и не умер среди прихожан. За то, что мы могли остановиться, оторваться от внешней суеты, которая так часто нас преследовала. Все время люди куда-то спешили, бежали, забывали о Боге. А сейчас была возможность задуматься о себе, заглянуть в свой внутренний мир, остановиться, возблагодарить и быть ближе к Богу. Считаю, что нам дан важный урок в эти времена.

Очень хочется в храм

Мария Гвозденко, Литва, Вильнюс:

— В Литве объявили полный локдаун. Буквально вчера я связывалась с нашим храмом и была такая информация, что на праздничную службу можно попасть по предварительной записи, набирают определенное количество людей, и тем, кто записался, вроде бы как можно было идти на праздничную службу сегодня вечером.

Сейчас в храмах одновременно может находиться только определенное количество прихожан. Это связано с защитными мерами. И про тех, кто причащается, в храме тоже должны знать заранее, чтобы приготовить определенное количество разовых ложек и салфеток.

А так у нас все транслируют онлайн и записки принимают онлайн, и, если кто-то не попадает на службу, может зайти в интернет. Сегодня пришла информация, что все поменялось, и что на уровне Синода принято решение об изменениях посещения служб, и в храм тоже вроде бы как нельзя. Но точно мы не знаем.

Много лет хожу в храм свт. Константина и Михаила на все праздники, а прямо сейчас, в Сочельник, сижу и не знаю, что делать. В храме трубку уже не берут, потому что началась служба, вижу, что идет трансляция онлайн, а другой информации у нас нет.

Мы не понимаем, остаемся дома или все-таки попадаем по этой предварительной записи. Но сегодня в итоге уже дома, а как попасть завтра на утреннюю службу, пока неизвестно, будем звонить, узнавать.

Вообще, это все грустно. На Рождество у нас выпадает рабочий день, я учитель. Но мы всегда в школе могли написать заявление на выходной день в Рождественские и Пасхальные праздники за свой счет, и нам его были обязаны подписать. А сейчас все уроки онлайн, и заявление писать не вижу смысла. И не до гостей при такой ситуации не пригласишь никого и не сходишь никуда. И смысл брать этот день? Грустно. И очень хочется в храм.

Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.