Рукоположение

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 мая 2003 года и Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АлексияII от 7 мая 2003 года № 2184 Настоятель Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит Лонгин назначен епископом Саратовским и Вольским.
Епископ Лонгин (в миру — Корчагин Владимир Сергеевич) родился 31 июля 1961 г. в г. Сухуми Абхазской АССР в семье служащих. В 1977 г. окончил среднюю школу и поступил на вечернее отделение филологического факультета Абхазского Государственного университета. Во время обучения работал экскурсоводом и преподавателем русского языка и литературы в средней школе. Окончил университет в 1982 г., с октября 1983 по май 1985 г. служил в рядах Вооруженных сил.

После демобилизации из армии поступил в Московскую Духовную семинарию. В мае 1986 г. был принят в братию Троице-Сергиевой Лавры. 21 июля 1986 г. пострижен в монашество с именем Лонгин, в честь мученика Лонгина Сотника. 29 августа 1986 г. рукоположен во иеродиакона, 7 июня 1988 г. — во иеромонаха.

В 1988 году окончил Московскую Духовную семинарию и был принят в Московскую Духовную академию. В октябре того же года направлен на учебу в Болгарию, в Софийскую Духовную академию святителя Климента Охридского. В период обучения в Болгарии служил внештатным священником в русском храме святителя Николая в Софии. В 1992 г. окончил богословский факультет Софийского Государственного университета.

В июле 1992 г. вернулся в братию Троице-Сергиевой Лавры и нес послушание помощника эконома. 15 декабря 1992 г. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II назначен настоятелем Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В мае 1994 г. возведен в сан игумена. В 1996 г. удостоен права ношения палицы. В 1998 г. удостоен права ношения Креста с украшениями. 15 апреля 2000 г. возведен в сан архимандрита.

В соответствии с определением Священного Синода Русской Православной Церкви 13 августа в домовом храме Всех Святых, в Земле Российской просиявших Патриаршей резиденции Свято-Данилова монастыря, было совершено наречение архимандрита Лонгина (Корчагина) во епископа Саратовского и Вольского. Чин наречения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Его Святейшеству сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Воронежский и Борисоглебский Сергий, Управляющий делами Московской Патриархии, архиепископы Тверской и Кашинский Виктор, Истринский Арсений, Рязанский и Касимовский Павел, Ярославский и Ростовский Кирилл, епископы Филиппопольский Нифон (Антиохийский Патриархат), Орехово-Зуевский Алексий, Красногорский Савва, Бакинский и Прикаспийский Александр, Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Пермский и Соликамский Иринарх.

По совершении богослужения новонареченный епископ обратился к Предстоятелю Церкви и его Высокопреосвященным сослужителям со ставленническим словом.

Ваше Святейшество, Святейший Владыко и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, благословите!

Ваше Святейшество! Божиим изволением, по Вашему представлению Священный Синод Русской Православной Церкви определил мне быть епископом Саратовским и Вольским.

Я искренне исповедую сейчас перед Вами свою человеческую немощь и свое недостоинство. И сознание этой немощи и недостоинства вместе с пониманием высоты и ответственности архипастырского служения не могут меня не страшить. Но вместе с тем я безусловно верю, что решение Священноначалия в отношении меня служит выражением воли Божией. И поэтому с полной покорностью предаюсь Промыслу Всемогущего и Многомилостивого Господа, Единого Сердцеведца, от Которого не может укрыться ничто, все проницающего и все испытующего.

Благодарю Господа за Его милость ко мне, за Его попечение и водительство, которого, оглядывая прожитую мною жизнь, не могу в ней не усматривать. Принятие в сердце благодатного дара веры в Живого Бога, силы, необходимые, чтобы сохранить и возрастить этот дар в том безбожном обществе, которое нас окружало, учеба в Московских Духовных школах и сама жизнь в стенах столь любимой мною обители преподобного Сергия, — все это в отношении меня есть дело неизреченного Божественного милосердия.

Я благодарю Вас, Ваше Святейшество, благодарю и за то доверие, которым почтен от Вас сейчас, благодарю и за тот высокий пример Вашего служения, который имел перед собою на протяжении всех этих лет, находясь под Вашим Первосвятительским омофором. Видя Ваши труды на благо Церкви Христовой, я мог понять, что епископ — это действительно отец для своей паствы, для тех чад Божиих, которых вверил его попечению Сам Господь. И в Вашем лице мы все имеем такого отца — радующегося радостями своих детей, скорбящего их скорбями, отца любящего, терпеливого и милостивого к нашим немощам, непрестанно возносящего перед Престолом Божиим молитву о нашем спасении.

Я благодарен всем тем людям, которые помогали мне на пути моего христианского, монашеского и пастырского становления, тех, через кого действовал в моей жизни Господь. Их было, к счастью, немало. Я благодарю владыку Феогноста, наместника Троице-Сергиевой Лавры, за его помощь и заботу обо мне. Благодарю нашего дорогого батюшку, духовника лаврской братии отца архимандрита Кирилла. Благодарю и близких, любимых мною людей — маму и бабушку, вырастивших меня человеком, способным увидеть и воспринять Божественный свет истины Христовой.

Вы не свои, — говорит святой апостол Павел, обращаясь вообще ко всем христианам, — ибо куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших,и в душах ваших, которые суть Божии (ср. 1 Кор 6:19–20). Более чем когда-либо именно теперь я сознаю, что вся моя и нынешняя, и дальнейшая жизнь принадлежит собственно не мне, но даровавшему мне ее Богу. Как я понимаю то служение, к которому призывает меня сейчас Господь? Прежде всего, оно, по слову того же Апостола, есть воистину доброе дело (1 Тим 3:1). Доброе, ибо что может быть добрее, чем служить главной цели Божественного Домостроительства — спасению людей и возведению их к познанию Бога, к нерасторжимому единению с Ним?

Господь, желая спасти человеческий род, сошел с небес не для того, чтобытворить волю Свою, но волю пославшего Его Отца (ср. Ин 6:38). И конечным исполнением этой воли стало распятие Спасителя, принесение Им Самого Себя в жертву за страждущий человеческий род. А значит, и жизнь епископа, призванного быть, подобно Апостолам, подражателем Христу (см. 1 Кор 4:16), — это постоянное отречение от себя и своей человеческой воли ради исполнения воли Божественной, постоянное самораспятие на кресте самоотверженной любви к Богу и к людям.

Мы живем в очень трудное время: жатвы, к участию в которой мы призваны, много (см. Мф 9:37). И много людей, удалившихся от Церкви, от Христа, забывших о Боге или даже вовсе не ведавших Его. Много людей верующих, но в вере по-настоящему не утвержденных, прельщающихся соблазнами мира и погибающих среди них. Дать этим людям возможность познать Единого истинного Бога, открыть для них Его великую сокровищницу благодати, Православную Церковь, научить их искать в своей жизни единого на потребу (ср. Лк 10:42) — вот та цель, посвятить которой всю свою жизнь есть истинное счастье для человека.

Я глубоко убежден, что невозможно воздать должным образом Господу за то, что Он дарует нам. Но в то же время каждому человеку Господь Сам указывает наиболее благоугодный Ему образ такого воздаяния. Мне же Господь судил ныне послужить Ему и Его Церкви в епископском сане. Это служение таково, что в нем соединяются и величайшая честь, и тягчайшее бремя. Чести этой я отнюдь не достоин. Бремя это для меня самого, немощного человека, поистине непосильно. Но я возлагаю все мое упование на Всемогущего Бога, Который Один действующею внас силою Его может сделать несравненно больше всего, чего мы просим или очемпомышляем (ср. Еф 3:20). И именно о том я молю Господа, чтобы благодать Его, которую Он ниспосылает в Таинстве хиротонии, сама действовала во мне, врачуя мои немощи, восполняя мои недостатки, а более всего совершая через меня спасение людей, которых Божественный Промысл вверяет моим заботам и попечению.

Прошу у Вас, Ваше Святейшество, и у Вас, богомудрые архипастыри, Вашего отеческого благословения и молитв, дабы через сей дар благодати удостоился я неосужденно и непреткновенно проходить открывающееся передо мной поприще епископского служения во славу Христовой Церкви и во спасение своей собственной души.

Преосвященный Лонгин,  епископ Саратовский и Вольский

Преосвященный Лонгин,
епископ Саратовский и Вольский

Облачение в саккос и омофор

Облачение в саккос и омофор

19 августа 2003 года, в день праздника Преображения Господня, в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в городе Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию и хиротонию архимандрита Лонгина во епископа Саратовского и Вольского в сослужении митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия; митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия, Управляющего делами Московской Патриархии; митрополита Элассонского Василия (Элладская Православная Церковь); митрополита Неврокопского Нафанаила (БолгарскаяПравославная Церковь); митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия; архиепископа Тульского и Белевского Алексия; архиепископа Тверского и Кашинского Виктора; архиепископа Костромского и Галичского Александра, Председателя Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви; архиепископа Истринского Арсения; архиепископа Тихвинского Константина; архиепископа Верейского Евгения, Председателя Учебного комитета при Священном Синоде Рус-

Вручение жезла

Вручение жезла

ской Православной Церкви; архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла; епископа Пензенского и Кузнецкого Филарета; епископа Томского и Асиновского Ростислава; епископа Орехово-Зуевского Алексия; епископа Тираспольского и Дубоссарского Юстиниана; епископа Красногорского Саввы; епископа Бакинского и Прикаспийского Александра; епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана; епископа Дмитровского Александра; епископа Сергиево-Посадского Феогноста; епископа Брянского и Севского Феофилакта; епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия; епископа Люберецкого Вениамина.

На торжественном богослужении присутствовали Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе С. В. Кириенко, первый заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Л. К. Слиска, делегация Саратовской области, возглавляемая губернатором Д. Ф. Аяцковым, а также другие видные российские политики и общественные деятели.

Хиротония владыки Лонгина стала семидесятой архиерейской хиротонией, совершенной Святейшим Патриархом Алексием за время Первосвятительского служения на Московской кафедре, и 83-й хиротонией, возглавляемой им как архиереем.

По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Алексий напутствовал новохиротонисанного епископа Лонгина Первосвятительским словом и вручил ему архиерейский жезл, которым владыка Лонгин преподал свое первое архипастырское благословение верующим, во множестве собравшимся, дабы вознести молитвы о новом епископе Русской Православной Церкви.

* * *

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при вручении архиерейского жезла епископу Саратовскому и Вольскому Лонгину

Преосвященный епископ Лонгин, возлюбленный во Христе собрат наш!

Достоинство епископского служения в Церкви Христовой — это служение апостольского преемства в учении, освящении и приведении словесного стада Христова к Небесному Царству.

Через возложение рук архиереев Господь призвал тебя ныне принять жребийсего служения и Апостольства (Деян 1:25).

Ты стоишь перед нами, облеченный в знаки архиерейского достоинства. Одного тебе не достает — архипастырского жезла. Но прежде чем Мы вручим его тебе, Нам надлежит сказать слово назидания перед твоим вступлением на нелегкий путь крестного подвига епископского служения.

Твоя архиерейская хиротония совершилась в день праздника Преображения Господня. Сегодня ты взошел на мысленный Фавор для духовного преображения, чтобы через благодать Святого Духа стать причастником Божественной Славы и Присносущного Света. Ты достиг высоты иерархического служения, приближающей тебя к Богу, к Небу. Но в радости духовного торжества не забывай и о том, что на Фаворе Господь беседовал о Кресте. Пусть это всегда напоминает тебе о трудном крестном пути архиерейского служения, о тех обетах, которые ты давал при пострижении в монашество и при архиерейском исповедании.

Через епископа подается в Церкви неоскудевающая благодать Божия, но этот дар Божий, отныне живущий в тебе, необходимо постоянно возгревать (2 Тим 1:6).

Ты должен непрестанно стремиться к духовному совершенству, являя собой пример пасомым; быть мудрым кормчим в бурном житейском море, совершатьмолитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков (1 Тим 2:1), искупленных драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца (1 Пет 1:19).

К благим подвигам пусть побуждает тебя частое напоминание себе апостольского увещевания: будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, ввере, в чистоте (1 Тим 4:12).

Будь верен учению Божию до последней йоты и черты закона (Мф 5:18), сохраняй в чистоте апостольское учение, священные каноны Святых Соборов и тысячелетние традиции нашей Церкви.

Не надейся на свои немощные силы, но все упование возлагай на силу Божию, совершающуюся в немощи (2 Кор 12:9) и оскудевающее восполняющую.

На всех нас, чадах Русской Православной Церкви, лежит ответственность за будущее нашей Церкви. Время, в которое мы живем, исполнено надежд, но это непростое время, время лукавое, и силы тьмы продолжают скрытое и открытое противодействие нашей Церкви Христовой, пытаясь разделить и ослабить ее. Основа любого разделения — отсутствие любви. “Стяжи в себе мирный дух, и тысячи спасутся вокруг тебя”, — учил преподобный Серафим Саровский.

В год столетия прославления в лике святых этого всероссийского угодника Божия ты призываешься к подвигу архиерейского служения. Да будет тебе благим напутствием благословение преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского, святым мощам которого ты удостоился поклониться, принимая участие в юбилейных торжествах в Сарове и Дивееве. Сугубые молитвенные обращения к преподобному Серафиму укрепят и поддержат тебя.

На путь епископского служения Господь призвал тебя от обители преподобного и богоносного отца нашего Сергия. Пребывавшим в Лавре Живоначальной Троицы особенно близко и свойственно уповать на молитвы преподобного Сергия и всего сонма Радонежских святых.

Прибегай и к близкому ныне для тебя покровительству святителей Московских. Будем надеяться, что их молитвы и невидимое благодатное вразумление и содействие будут споспешествовать, чтобы начатки твоего нового служения были благонадежны для Церкви.

Прими сей жезл. Как говорил святитель Филарет Московский, — “святые предшественники наши употребляли его, как необходимую подпору для изнуренного подвигами внешнего их человека, когда в них обновлялся внутренний, поскольку внешний тлел”.

А теперь взыди на кафедру и от новой данной тебе благодати преподай благословение православным людям, молившимся о тебе во время твоей хиротонии*.

Поздравление Святейшего Патриарха

Поздравление Святейшего Патриарха

* При подготовке данной публикации использовались материалы интернета, в первую очередь — Отдела коммуникации ОВЦС Московского Патриархата.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.