Главная Новости

Русская Православная Церковь выразила отношение к публичному богохульству

4 февраля Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял документ об отношении к публичному богохульству и клевете в адрес Церкви.

4 февраля Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял документ об отношении к публичному богохульству и клевете в адрес Церкви.

Составители документа, исходя из церковной традиции признают богохульством оскорбительное или непочтительное действие, слово или намерение в отношении Бога или святыни.

«Будучи выражением стремления оскорбить или подвергнуть поруганию Творца, богохульство является одним из самых тяжких нравственных преступлений, — подчеркивается в документе. — Открытое и последовательное противостояние Создателю делает человека неспособным к покаянию, искажает богоподобное устроение человеческой личности».

Документ указывает на тесную связь с богохульством таких грехов, как святотатство, кощунство и осквернение святыни.

Клевета на Церковь признается одним из видов богохульства, а также относится к грехам против ближнего: «Одна из форм богохульства ― это клевета на Церковь как Тело Христово, «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15). В то же время клевета, как заведомо ложные обвинения в не совершенных преступлениях или безнравственных поступках, есть грех против правды, разрушительный для Богом установленного вселенского порядка. В других случаях понятие клеветы, многократно встречающееся в текстах православной традиции, понимается как грех против ближнего (Рим. 1, 30; 2 Кор.12, 20; 2 Тим. 3, 3)».

В то же время, составители документа признают отличие от клеветы критики «негативных явлений в жизни земной Церкви, которые требуют их исправления и преодоления с точки зрения христианского учения».

Богохульство, считают они, зачастую возникает вследствие низкого уровня религиозной культуры, отсутствия знаний о религиозной жизни и недостатка духовного опыта.

«Особым случаем является намеренное богохульство или клевета как провокация, призванная опорочить христианское вероучение или принести вред Церкви Христовой, — отмечается в документе. — Несовершенства в жизни земной Церкви используются ее противниками для оправдания богохульных действий и клеветнических обвинений, которые становятся инструментами публичной кампании для пропаганды противоречащих христианской нравственности общественно значимых решений и для укоренения в массовом сознании антицерковных идей».

По мнению авторов документа, чаще всего богохульство и клевета используются как средство борьбы с религией. В таких случаях грех оправдывается ссылками на свободу совести, слова или творчества.

В документе подробно рассматривается вопрос о богохульстве в светском праве. Говоря о современном положении вещей, отмечается изменение объекта правовой защиты с религиозных представлений на права и законные интересы верующих, их достоинства и религиозные чувства. Это происходит в результате утверждения в ходе истории равноправия религиозных общин. «Подобная ситуация в современном праве обосновывается необходимостью обеспечения одинаковой правовой защиты представителям различных мировоззрений в условиях общества, состоящего из последователей различных религий и нерелигиозных людей, а также представлением о том, что гражданское право не может входить в дискуссии о религиозной истине, вторгаясь тем самым в сферу богословия».

В документе подчеркивается значение религии в общественной и частной жизни. Таким образом, оскорбление религиозных чувств и унижение человеческого достоинства такой значительной социальной общности, каковыми являются христиане предстают реальной угрозой гражданскому согласию.

«В то же время, — сообщается в документе, — защита религиозных понятий верующими не препятствует выражению иными людьми своих убеждений, а также дискуссиям между представителями различных религиозных и нерелигиозных мировоззрений. Под предлогом противодействия богохульству или диффамации религии не должны преследоваться люди, допускающие критику тех или иных религиозных мировоззрений. При этом необходимо следование принципам взаимоуважения, честности и корректности в межрелигиозных и мировоззренческих диалогах. Отношение к другим убеждениям не должно выражаться языком оскорблений и унижений, соединяться с подменой понятий, фальсификациями, призывами к применению насилия к людям, исповедующим иные взгляды…

В случае публичной клеветы на Церковь Христову правовой защите должно подлежать достоинство Церкви, как неотделимое от совокупного, коллективного достоинства всех ее членов».

Помогите Правмиру
Сейчас, когда закрыто огромное количество СМИ, Правмир продолжает свою работу. Мы работаем, чтобы поддерживать людей, и чтобы знали: ВЫ НЕ ОДНИ.
18 лет Правмир работает для вас и ТОЛЬКО благодаря вам. Все наши тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке.
Поддержите Правмир сейчас, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. Мы остаемся. Оставайтесь с нами!
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.