Сергей Волков: новый стандарт образования снижает его планку
Учитель русского языка и литературы Сергей Волков, автор открытого письма, нашедшего поддержку 23 тысяч пользователей Livejournal, в котором высказано резко негативное отношение к новому стандарту образования, дал развернутое разъяснение своей позиции в интервью интернет-порталу Православие.ru
Ситуацию с выбором старшеклассниками предметов по усмотрению Волков прокомментировал так: «Если следовать тому, что написано в проекте Федерального государственного образовательного стандарта, то старшеклассник может пройти мимо литературы в школе, а выбрать, к примеру, русский язык. Эти два предмета стоят в одной предметной области, а в стандарте написано, что из одной предметной области можно выбрать один или два предмета для изучения». По мнению Волкова, это приведет к тому, что ребенок, отвергнув тот или иной предмет из этой пары, рискует упустить нечто весьма существенное в формировании себя как личности, притом сделает это, не полностью отдавая себе отчет.
«Но давайте подумаем, чего мы хотим: чтобы дети получали высокое образование и углублялись в отдельные предметы или чтобы они получали высокое образование по отдельным предметам, а остальные бы проходили на более низком уровне? Это две разных модели. Нам показалось, что стандарт предлагает именно вариант снижения образовательной планки», сказал педагог.
Волков подчеркнул, что стандарт сформулирован расплывчато, и это допускает множественность в его трактовках. Основной его недостаток — неаккуратность в определении обязательных и необязательных предметов. «В проекте стандарта были слова о том, что школьная нагрузка отныне будет распределяться так: 40% на обязательные предметы и 60% – на предметы по выбору. Объем школьной нагрузки измеряется в часах. Педагоги кинулись подсчитывать часы и увидели, что львиная доля уйдет на курс «Россия в мире», основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) и физкультуру, а не на математику и литературу», отметил Волков.
Много вопросов возникает, с точки зрения автора обращения, и по поводу предполагаемого масштабного обустройства школ современными средствами обучения со стороны государства. У него может просто не хватить на это средств, с учетом других затратных проектов, таких, как зимняя Олимпиада и Чемпионат мира по футболу. «Каким образом в школах возникнут бассейны, автогородки и тиры? По мановению чьей руки?», риторически спрашивает Волков. «Государство просто не сможет этого сделать. Вы же понимаете, в каком состоянии находятся сейчас школы. Вы же знаете, сколько получают учителя в регионах: 5–7–8 тысяч рублей. И никаких грандиозных финансовых вливаний в систему образования не предвидится».
Оценивая документ в целом, Волков привел сравнение с одним из персонажей «Мертвых душ» Гоголя, Ноздревым, который говорил: «Все, что до горизонта, – все мое. А все, что после горизонта, – тоже мое». Эта логика, подходящая для гоголевского героя, согласно Волкову, не может быть применима к составлению значимого для всей страны документа.
«Странное дело: нам предлагают стандарт, который называют результатом общественного договора – семьи, государства, школы. Утверждают, что все со всеми договорились. Но скажите, как можно договариваться, если у вас по ходу то и дело выясняются новые условия этого договора: это будет, а этого не будет, про это мы еще не написали, но напишем, а вы, будьте добры, подпишите пока так, как есть», сказал Волков.