Самолет «Сочи–Омск» сел на пшеничное поле в Новосибирской области. Как это было
Что говорят очевидцы
Одна из пассажирок записала происходящее в салоне за несколько минут до аварийной посадки в поле. Слышно, как инструктирует пассажиров бортпроводница:
«Прошу внимания. Расстегните воротники, снимите галстуки, обувь на высоких каблуках, все предметы, которые могут нанести повреждения — очки, ручки в карманах и так далее. Уберите их в ручную кладь. Наденьте верхнюю одежду… Под кресло перед Вами или на багажную полку. После посадки самолета оставьте вещи на борту. …Положите голову на колени, закройте голову руками, держите колени вместе, ступни врозь. Если для этой позы мало места, оттолкните спинку кресла перед вами до упора…»
Экстренная посадка оказалась успешной.
— Наверное, стоит сказать благодарности экипажу. Пилот молодец, сели мягче, чем на асфальт. Нам все объяснили (мы с ребенком были), как сидеть, что делать. Хорошо, что не в воду. Самое главное, все живы и здоровы, — сказал Юрий Нещадим.
Пассажиры записали на видео обращение к экипажу Airbus A320:
«Хочу выразить огромную благодарность пилотам и экипажу за то, что они нас спасли. Это какое-то чудо».
«Сейчас только приходит осознание того, что могло бы случиться с нами. Но благодаря экипажу самолета мы остались живы. И слава Богу за все. И очень рады, что мы все здесь присутствуем. Экипаж — вам большая благодарность за ваш профессионализм, за ваше быстрое реагирование».
«Они герои!»
Как это было
Самолет Airbus A320 выполнял рейс по маршруту Сочи–Омск и выполнил экстренную посадку вне аэродрома — на пшеничном поле в Убинском районе Новосибирской области. На борту находился 161 пассажир, никому из них не потребовалась медицинская помощь, уточнили в авиакомпании «Уральские авиалинии».
«Все нормально, весь экипаж сработал очень грамотно. Все эвакуировались», — рассказала одна из пассажирок.
Генеральный директор авиакомпании «Уральские авиалинии» Сергей Скуратов подробно рассказал о причинах экстренной посадки лайнера.
При подлете к Омску отказала зеленая гидросистема. Всего их на воздушном судне три — зеленая, желтая и голубая. Каждая отвечает за определенные параметры работы элементов самолета.
— В этой ситуации по всем нормативным документам у командира очень мало времени, он должен уйти на второй круг и оценить возможные опасности при отказе от этой гидросистемы, — рассказал Сергей Скуратов.
Что могло произойти с самолетом при отказе зеленой гидросистемы? Как отмечает Сергей Скуратов, могли возникнуть некоторые отклонения в работе спойлера, то есть тормозных щитков самолета, и закрылков. Поэтому посадочная дистанция может увеличиться.
— В этой ситуации командир корабля посчитал необходимым уйти на запасной аэродром в Новосибирск. Причина: в Омске полоса 2,5 километра, в Новосибирске — 3 километра.
Сильный ветер, низкий эшелон, выпущенные створки шасси, которые невозможно было убрать, увеличили расход топлива, подчеркнул генеральный директор «Уральских авиалиний».
— Командир осознал, что, возможно, топлива будет недостаточно для захода на посадку в Новосибирск. Принял решение посадить самолет на площадку, подобранную с воздуха — на поле, с выпущенными шасси. Что и успешно сделал, — заключил Сергей Скуратов. — Перед посадкой командир лайнера провел работу с проводниками. Бортпроводники отработали с пассажирами по поведению в аварийной ситуации. Когда самолет приземлился, пассажиры эвакуировались по надувным трапам. Пассажиры не получили травм. Все живы и здоровы.
Что известно об экипаже
В составе экипажа были командир воздушного судна Сергей Белов, второй пилот Эдуард Семенов и бортпроводники Дарья Глушакова, Аиша Гумметова, Дмитрий Костылев и Дмитрий Рябов.
— Экипаж рейса Сочи–Омск профессионально подготовлен, — рассказал генеральный директор авиакомпании «Уральские авиалинии» Сергей Скуратов. — Пилоты закончили летное училище в 2013 году. [Сергей Белов] 3 года летает командиром. Он на хорошем счету. Это мы можем говорить объективно. Потому что все полеты наших летчиков расшифровываются на 100%. И все отклонения или нарушения, не приведи Господи, фиксируются. Мы можем очень четко говорить о каждом пилоте, насколько он профессионально выполняет все обязанности, включая все тонкости.
«Уральские авиалинии» подробно рассказали о командире экипажа, посадившем лайнер и спасшем 167 человек. Сергею Белову 32 года. Он родился в Тбилиси и с раннего детства мечтал стать летчиком. Его отец и дед — летчики.
Отец Сергея Белова был пилотом-инструктором в авиакомпании «Уральские авиалинии» в Екатеринбурге. Его наградили орденом Трудового Красного знамени за мужество и высокий профессионализм, проявленные в сложной аварийной обстановке при взлете из аэропорта Одессы в 1989 году. Дедушка Сергея был военным штурманом и служил в Североморске.
Состояние пассажиров
К месту аварийной посадки выехали три бригады скорой. Медицинская помощь понадобилась одному из 167 человек, находившихся на борту Airbus A320. У пассажира повысилось артериальное давление. Травм в результате экстренной посадки никто не получил, передает Минздрав Новосибирской области.
Около 12:15 по местному времени двух пассажиров отправили в Центральную районную больницу Убинского района на рентген с диагнозом «ушиб». Еще одному человеку оказали помощь после приступа бронхиальной астмы. С пассажирами работают психологи.
По поручению губернатора Андрея Травникова в Убинский район Новосибирской области выехал заместитель главы региона Сергей Сёмка.
— Пассажиры уже находятся в районном Доме культуры, где организован пункт временного размещения. Будем принимать решения по дальнейшей их транспортировке в аэропорт Толмачево. Районные власти оказывают всю необходимую помощь. В данный момент с министром транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области, а также с и. о. начальника главного управления МЧС по региону выехали на место для принятия дальнейших необходимых решений, — сказал он.
Для пассажиров создали пункт временного размещения в Доме культуры в селе Убинское. Там дежурят врачи Убинской районной больницы.
Пассажиры уже забрали багаж, передает ГУ МЧС по Новосибирской области. Позже их доставят в Омск, сообщают «Уральские авиалинии».
Горячая линия МЧС России для родственников пассажиров рейса Сочи–Омск работает по номеру 8 (383) 239-99-99. Там можно получить новую информацию и психологическую поддержку.
Министр транспорта Новосибирской области Анатолий Костылевский рассказал, что пассажиров самолета могут доставить электропоездом до Омска. Второй вариант — доставка автобусами до аэропорта Толмачево. Он планирует поговорить с пассажирами и выяснить, какой вариант для них будет предпочтительнее. Четыре человека уже пожелали отправиться в Новосибирск, их доставят туда на автомобиле.
Расследование
Новосибирский следственный отдел на транспорте Восточного МСУТ СК России возбудил уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта». На месте происшествия работает следственно-оперативная группа, которая установит обстоятельства случившегося.
Фото: ACT-54 Black