В субботу 30 марта в Париже состоялось Епархиальное Собрание Архиепископии Православных Русских Церквей в Западной Европе — аналитики сулили серьезную битву за ее независимость. Но все прошло спокойно, и Собрание согласилось на «предложение Константинополя», которое подчиняет Архиепископию митрополиту галльскому Эммануилу до ноября… как минимум!
Предыстория
Создание Архиепископии восходит к «Временной администрации русских приходов в Западной Европе» основанной святым патриархом Тихоном под руководством архиепископа Евлогия (Георгиевского) в 1921г (декреты 423 и 424 от 8 апреля). В 1931году «Временная администрация» была упразднена Святейшим Синодом, но митрополит Евлогий преобразовал ее во «Временный Экзархат Святого Апостольского и Патриаршего Трона Константинополя в Западной Европе» под омофором Вселенского Патриарха, куда вошло подавляющие большинство приходов. Не каноничный поступок – уход из своей поместной Церкви против воли правящего Синода и главы Церкви — объяснялся «особыми обстоятельствами» (пленение Церкви и ее руководства антирелигиозной властью, кровавое преследование Церкви и верующих в СССР) и «временным» характером решения.
Этот статус сохранился до настоящего времени, несмотря на разные перипетии ( концом Советов и объединением двух ветвей русской Церкви в 2007г. ) – до сих пор Архиепископия является объединенной церковной организацией со статусом внутренней автономии (Константинополь только одобряет кандидатов на кафедру и утверждает Архиепископа, выбранного на епархиальном Общем Собрание), живущей по особому уставу утвержденному Константинопольским патриархом. В нее входят около ста приходов и общин, главным образом во Франции, пограничных странах и Скандинавии. Недавно к ней присоединились великобританские приходы, которые откололись от Сурожской епархии РПЦ.
Назревание кризиса
Архиепископия разделена между сторонниками и противниками сближения с Русской Церковью. После 60-и летнего отчуждения, отношения с РПЦ приняли новый курс в 90-х годах прошлого века: встречи на разных уровнях и сослужения умножились и увенчались главным сослужением правящего архиепископа Сергея (Коновалова) с патриархом Алексием II в Успенском соборе Кремля (1995). Начались переговоры о возможном воссоединении с Церковью-Матерью, и к концу 2002 года был разработан проект Устава автономной митрополии, которая могла бы объединить все русские приходы в западной Европе. Но, Архиепископ Сергей скоропостижно скончался 22 января 2003г и политика Архиепископии круто изменилась.
1 мая 2003г на архиерейский престол был выбран епископ Гавриил Команский (де Вильдер) и Константинополь утвердил этот выбор. Отношения владыки Гавриила с Московским Патриархатом сразу «обострились», как он сам это признал в 2004 году (*), из за призыва патриарха Алексия II от 1 апреля 2003 года (практически накануне выборов) с предложением создания единой автономной митрополии в Западной Европе на основе Архиепископии, епархий Московского Патриархата и РПЦЗ. Предложение было отвергнуто епархиальным советом, владыка Гавриил послал патриарху Алексию II достаточно резкий личный ответ, обещанного им широкого обсуждения патриаршего послания не последовало, и диалог с Патриархией не возобновился. Архиепископия разделилась на два враждебных лагеря:
Влиятельное большинство, которое полностью держит епархиальный Совет и приходские советы основных приходов, сразу развернуло кампанию против сближения с Русской Церковью. Эта позиция ярко представлена в многочисленных заявлениях Никиты и Даниила Струве и других лиц. Она вылилась в судебные тяжбы о храмах, построенных до революции в Ницце и Биаррице, в отказе пустить патриарха Алексия II и митрополита Волоколамского Иллариона (Алфеева) в кафедральный собор на Дарю и другие мелкие раздоры.
Эта группа видит будущее Архиепископии в создании Поместной Церкви на ее основе, не взирая на отказ от такого подхода со стороны всех других православных юрисдикцией.
Активное меньшинство, представленное в особенности «Движением за Поместное Православие Русской Традиции» (OLTR), ратует, наоборот за сближение с Московской патриархией и Зарубежной Церковью (РПЦЗ), беря за ориентир упомянутое предложение патриарха Алексия, создать «самоуправляемый Митрополичий округ, объединяющий всех верных чад русской православной традиции в странах Западной Европы, /который/ в угодное Богу время послужит основанием грядущего канонического устроения многонациональной Поместной Православной Церкви в Западной Европе, созидающейся в духе соборности всеми православными верующими, пребывающими в этих странах»
Эта группа значительно утеряла влияние внутри Архиепископии, поскольку из тех, кто хотел воссоединиться с Матерью-Церковью, многие миряне, некоторые священники и приходы перешли за последние 10 лет в Московский Патриархат или РПЦЗ, в особенности после их воссоединения 2007 года.
Кризис или перипетия?
Архиепископ Гавриил ушел на покой в январе 2013 по состоянию здоровья, и митрополит Эммануил, глава Константинопольской митрополии во Франции, был утвержден местоблюстителем до выборов нового архиепископа, которые были назначены на 30 марта. Гром ударил 6 марта: изумленные члены епархиального Совета узнали, что Патриарх не утвердил список кандидатов из — за «отсутствия нужного спокойствия для проведения выборов», и предложил Архиепископии в послании от 4 марта:
- временно продолжить деятельность Местоблюстителя в звании патриаршего экзарха (в уставе максимальный срок — четыре месяца);
- выбрать на епархиальном собрании кандидата на должность викарного епископа при Галльском митрополите Эммануиле «с целью окормления религиозных и литургических нужд верующих ваших приходов с соблюдением их родного языка и родных традиций» (несущего исключительно пастырское окормление)
Общее Собрание Архиепископии, назначенное на 30 марта для выборов, было переформатировано епархиальным Советом в «неформальную конференцию, без права принятия решений».
Паствy залихорадило. В Интернет полетели открытые письма и воззвания, которые можно свести к двум темам:
- Противники Константинопольского «предложения» видели в нем посягательство на независимость экзархата и взывали к исполнению буквы Устава: «проведение выборов и истечение полномочий местоблюстителя в четырехмесячный срок после вакансии кафедры» (т.е. до 15 мая). Этого мнения в особенности придерживалась группа ведущих и активных священников и мирян, которые обычно ратуют за создание Поместной церкви на основе Архиепископии.
- Сторонники обдуманного подхода, среди которых и OLTR, предлагали согласиться чтобы организовать настоящее общее обсуждение ситуации и выявить консенсуальное решение (» Может быть ещё остается возможность получить в Московском Патриархате статус сохраняющий специфику Архиепископии, через прямое подчинение Патриарху Московскому или в рамках РПЦЗ» подчеркивает OLTR).
Делегация епархиального Совета срочно вылетела в Константинополь на аудиенцию к Патриарху, но тот подтвердил твердость своей позиции. Со своей стороны, митрополит Эммануил произнес две умиротворительные проповеди, уверяя, что решения временные, а когда страсти успокоятся, все пойдет «нормальным путем», и аннексия Архиепископии в планы патриарха Варфоломея не входит…
Действие Устава приостанавливается : епархиальная конференция состоялась 30 марта утром, и 3 апреля было опубликовано сухое коммюнике епархиального Совета: «участвовали 188 человек; Собрание согласилось с предложением митрополита Галльского Эммануила не вносить изменения в Устав; Владыка Эммануил остается в качестве временного экзарха и местоблюстителя кафедры главы Архиепископии до 1 ноября когда пройдет уставное Общее Собрание; Об изменении устава и выборах викарного епископа Совет решит позже; Совет также составит письмо — ответ патриарху»
Из рассказов участников можно добавить, что собрались делегаты со всех концов Епархии, от Франции до Скандинавии. Практически все духовенство экзархата составило одну половину, а по одному представителю от каждого прихода — другую (эти делегаты уже были выбраны приходами три года назад). Дискуссия была мирной, хотя оживленной. Голосования не было, и вынесенные решения составляют выражение некого консенсуса… Следует отметить, что эти решения фактически приостанавливают действие устава до ноября.
Куда идет Архиепископия ?
Дальнейший путь экзархата можно сейчас только предположить. Мне он не видится в радужном свете.
Трудное восстановление диалога между враждующими позициями: после десятилетнего упорного отказа от всяческой дискуссии со стороны непримиримого большинства, когда представители меньшинства систематично удалялись из руководящих органов, а некоторые из них, самые выдающиеся и заслуженные, подпали под церковные наказания и отлучения, восстановление взаимопонимания в грядущее полугодие мне кажется маловероятным. Это означает, что вряд ли к ноябрю будет достигнуто «нужное спокойствие для проведения выборов».
Но, с другой стороны, оба течения ратуют за сохранение единства Архиепископии, и на этой основе готовы на компромисс, который оставляет открытым будущее экзархата. Поэтому очень вероятен вариант продления «временного положения», с сохранением митрополита Галльского экзархом и местоблюстителем кафедры. Возможен и выбор консенсуального кандидата на пост викария, (как было предложено в послании Патриарха), основное задание которого и будет, «найти выход из временного положения». Такая ситуация может продлится на несколько месяцев… или лет!
Каким может быть дальнейший исход?
— Оптимисты надеются, что некий консенсус будет достигнут, и найден кандидат, способный объединить враждующие течения, как это было при покойном владыке Сергии. Тогда Константинополь согласится на выборы и утвердит архиерея. Но, увы! И оптимисты разделены: одни видят консенсус, как пишет OLTR, «в решение о сближение с РПЦ и РПЦЗ» но для этого необходимо крутое изменение мнения непримиримого большинства (!); которое готово на любое решение — лишь бы не с Русской Церковью, и продолжает ратовать за утопическую цель создания поместной Церкви через подчинение Константинополю. Надо признать, что создание поместной православной Церкви Западной Европы, может исходить из крепких канонических основ греческой митрополии, слияние с которой может и приветствоваться, да и богословские направления «Парижской школы», которые квалифицируются в традиционных кругах как «модернистское», намного шире воспринимаются Константинопольским патриархатом, чем в Русской церкви …
— Для пессимистов Константинопольский Патриарх покончил с самостоятельным существованием Экзархата и начал постепенный процесс его растворения, сделав из него что-то наподобие «викариатства», которое в результате будет подчиняться Греческой митрополии во Франции, тогда как благочиния в других странах будут подчинены местным греческим метрополиям, (как это уже было предложено благочинию в Великобритании). Такая сдача позиций недопустима для тех традиционных приходов, которые свято блюдут заветы их создателей, и держатся традиций Русской Церкви, помня заветы отцов и дедов. Они отойдут к Московскому патриархату напрямую, или через слияние с РПЦЗ (сам архиепископ Гавриил положил этому начало теплыми отношениями с архиепископом Женевским Михаилом (Донсковым) и историческим сослужением с первоиерархом РПЦЗ, митрополитом Иларионом (Капралом) в Александро-Невском кафедральном соборе в Париже 20 ноября 2011г.).
Так какое теперь у Архиепископии будущее? По сути дела, сегодня речь идет о самом существовании этой церковной организации!
Как сказал патриарх Алексий в 1995г, «Архиепископия долгое время хранила русскую православною литургическую, богословскую и культурную традицию чтобы передать ее освобожденной Русской Церкви. Она так же открыла эту традицию Западу, освидетельствовав о ее богатстве, и дала христианскому миру признанные достижения Парижской богословской школы».
За ней ее славная история… Но будущее ее не ясно!
(*) Архиепископ Гавриил (Команский): «Я — свободен и за это несу ответственность» «Русская Мысль» № 9 (4494) 4 — 10 марта 2004