Школьник открыл первый бизнес в 9 лет

Все началось с мечты о наборе лего
Джека никогда никто не называл вундеркиндом. Его родители — предприниматель и домохозяйка из небольшого городка Брумфилд. Стив Бонно — бывший инженер-атомщик, 20 лет назад сменивший работу по найму на мелкое предпринимательство. Его компания Buybak занимается скупкой и перепродажей бывших в употреблении потребительских товаров, онлайн и через небольшой магазинчик.
Единственный сын в семье, Джек, развивался как обычный ребенок, много времени проводил с друзьями на свежем воздухе. А еще мальчик любил читать, особенно Марка Твена и О’Генри.
Когда Джеку было 8 лет, он попросил у отца подарок на окончание учебного года — набор лего со «Звездой Смерти» из «Звездных войн» за 400 долларов. «Почему бы тебе на него самому не заработать?» — спросил Стив Бонно, его отец, пояснив, что сейчас у семьи нет средств на такие расходы. Бонно-старший предложил сыну обсудить законные и доступные пути заработка, которые он может себе позволить.
Так появился лоток на фермерской ярмарке, где отец и сын продавали домашний лимонад, откладывая всю чистую прибыль на «Звезду Смерти». За лето удалось накопить на желанную игрушку с лихвой; прибыль составила 900 долларов. Стив был доволен: он показал сыну, как напрямую связаны труд и вознаграждение. Джек тоже радовался: он решил, что бизнес — это его, и не стоит останавливаться на достигнутом. Ведь дополнительный заработок — это возможности для семьи с умеренным достатком. В книгах он читал, как зарабатывали его сверстники, но в нулевые многие возможности были ему недоступны.
— В начале 1980-х годов около 1 миллиона детей разносили газеты, ежемесячно доставляя миллиарды экземпляров. Подростки были основой газетной индустрии более 100 лет, но за последние два десятилетия эта замечательная возможность сошла на нет, — говорил в одном из телеинтервью Бонно.
Джек придумал стратегию, получил разрешения вести бизнес в Колорадо, что несложно, если обороты скромные, а товар простой и однообразный. Уже через год у него было семь киосков, где он и его ровесники торговали лимонадом в бутылках и на разлив. У каждого киоска был свой ответственный управляющий и несколько сменных работников; все они были хорошо знакомы владельцу либо пришли по рекомендации, так что с доверием вопросов не возникало.
Школьник назвал свой лимонадный стартап Jack’s Stands & Marketplaces.
На шоу — за инвестором
Работникам Jack’s Stands & Marketplaces было от 7 до 12 лет; их постоянные точки располагались в торговых центрах и на рынках, временные открывались на городских праздниках, спортивных мероприятиях и фестивалях.
— Я мог просто продавать лимонад с рук в конце своей улицы безо всяких дополнительных усилий. Соседи бы умилялись и покупали. Но мне хотелось заняться именно бизнесом, чтобы однажды в будущем выйти на рынок — в перспективе уже не на фермерский, а хотя бы на внутренний рынок США, — заявлял мальчик.
Папа рассказал ему, как получить лицензию; везде, где без взрослого было не обойтись, поставил свои подписи. Стив Бонно признавался, что помогает 9-летнему сыну там, где ребенок не может обойтись без его помощи, но старается не давить экспертным мнением, ничего не делать без запроса и помнить, что это дело Джека.
— Тут есть и мои усилия. Они варьируются от переноски и сборки 20-килограммовых деревянных лимонадных стоек до подписания контрактов с местными производителями органического лимонада и напоминания о соблюдении санитарно-гигиенических норм, без которых на фермерских рынках не поработать, — рассказывал отец Джека.
За первый год существования компании объем ее продаж составил $25 000. Джек запустил краудфандинговую кампанию, в съемках ролика для которой принимали участие его друзья, они же — его работники. Кампания собрала нужное количество денег, но, обратившись к расчетам, Джек понял, что запросил слишком скромную сумму, не учитывающую такие факторы, как, например, инфляция, и расшириться на еще пять-семь точек, как он планировал, не выйдет. Размышления привели его к тому, что стоит рассмотреть как можно больше разных способов добычи денег.
Так в 10 лет он попал на телешоу Shark Tank канала ABC, где «акулы бизнеса» общаются с молодыми предпринимателями и в режиме реального времени принимают решение, хотят ли они дать им денег на безвозвратной основе, инвестировать с возвратом или ссудить под небольшие проценты.
Из пяти «акул» шоу только один человек, Крис Сакка, согласился дать 50 000 долларов под 2% годовых для Jack’s Stands & Marketplaces. Сакка — владелец Lowercase Capital, венчурного фонда в США.
Несомненным плюсом участия в шоу стало то, что Джека заметили. Его начали звать на различные мероприятия для детей с выдающимися способностями, самыми значимыми из которых стали международные конференции TED Talk в 2016 и 2018 годах. Кроме того, история его бизнеса попала в New York Times, Today Show, Fox&Friends, Aspen Ideas Festival и сотню детских тематических событий по всей стране.
А вот сделка с Shark Tank, увы, закончилась не слишком радужно. После того, как Бонно вернул первые 10 000 с положенными процентами, Крис Сакка сообщил о том, что прекращает инвестирование. Договор, заключенный в рамках шоу, предусматривал для него такую возможность, и в Jack’s Stands & Marketplaces настали нелегкие времена, когда начавшееся расширение пришлось свернуть.
Выбравшись из нелегких времен и потратив на это не один год, Джек только было задумал новый бизнес, как случилось сразу два значимых события. Одним из них стала пандемия, уничтожившая актуальность точек продаж в людных местах. Второе было не менее разрушительным: правительство штата Колорадо законодательно ограничило коммерческую деятельность для несовершеннолетних таким образом, что работа по прежнему графику на прежних условиях для подростковых киосков и лотков стала невозможной.
Это привело к тому, что в 2018 году лимонадное предприятие Бонно юридически изменило формат и стало некоммерческой организацией частично обучающей, частично благотворительной направленности. Теперь главной ценностью компании была не прибыль. Из нее получилась тренировочная площадка для обкатки различных бизнес-идей, способов подачи товара, деловой этики и инструкций для персонала.
«Неудача — это всегда обратная связь»
Именно такой вывод сделал 14-летний Джек из трудностей, пережитых им при организации предыдущего бизнеса, и завел новый. Параллельно он продолжал выступать как бизнес-просветитель для школьников, «переводя с делового на детский» информацию об азах организации бизнеса. Так Jack’s Stands & Marketplaces стали чем-то вроде наглядного учебного пособия.
— Он поговорил примерно со 100 учениками 6–8-х классов и был на высоте. Мы знаем как родители, что слова взрослых иногда влетают в одно ухо и вылетают из другого. А выступление Джека было потрясающим: дети слушали, были вовлечены и взволнованы. Его тезисы о стойкости, упорстве и настойчивости явно попали на благодатную почву, — отзывалась о его работе Джен Райан, эксперт по допобразованию из средней школы Луисвилля, где выступал Джек.
Все же коммерческие чаяния Бонно были устремлены к новому проекту, который был назван TeenHustl. Это курьерская служба, которой в короткие сроки удалось стать субподрядчиком маркетплейса Amazon. В ней работают ребята 14-19 лет, которые пользуются исключительно самокатами и велосипедами, а также носят шлемы с дополнительным освещением и установленной камерой GoPro. Камера и помогает контролировать самих курьеров, и защищает их от возможного грабежа по дороге к домам заказчиков. Покупатели могут выбрать бесконтактную доставку либо передачу прямо в руки.
Так как бизнес работал в условиях пандемии, много внимания уделялось защите органов дыхания и дезинфекции рук курьеров. Одной из главных ценностей нового бизнеса наравне с экологией (никакого бензина) и защитой от грабежа (курьер не уйдет, пока не увидит, что посылку с крыльца забрал владелец, а не посторонний) стало педантичное отношение к гигиене. Это создало хорошую репутацию стартапу и позволило в течение года заключить несколько сделок на доставку вне Amazon, включая доставку еды из почти десятка ресторанов и кафе.
Усилия Бонно не пропали даром, и всего год спустя он стал обладателем премии Торговой палаты США «Dream Big Young Entrepreneur Achievement Award» за компанию TeenHustl. Премия составила 5 тысяч долларов и вся была вложена в бизнес.
После окончания школы Джек с легкостью поступил в Дартмутский колледж, где в настоящий момент изучает математику, физику и программирование. Параллельно с учебой он продолжает развивать свою некоммерческую образовательную деятельность, выступая с конференциями, и TeenHustl, к 2025-му перебравшуюся с сайта в соцсети.
Джек считает, что важно говорить с детьми о предпринимательстве, потому что это дает им возможность заниматься полезным делом и одновременно приобретать ценные жизненные навыки. Если бы он запускал свой первый бизнес сегодня, он сделал бы многое иначе. Но ошибки подарили ему опыт, которым он дорожит.
Источники: boulderstartupweek, teenhust, uschamber, dailycamera,
eprenz, sharktankrecap, nytimes, looper, forbes, broomfieldenterprise