Симеон не сидел сложа руки. Что нужно делать, чтобы в конце жизни узнать Того Самого Младенца

Мы все в конце своих дней окажемся в положении Симеона. Мы все окажемся в ситуации сретения. И тогда, склонившись перед Богом, мы скажем: «Вот, Господи, что я сделал, чем я смог потрудиться. Сейчас не Ты мне даешься на руки, а я свою душу на Твои руки кладу. Не сочти ее легковесной». Проповедь протоиерея Александра Абрамова в праздник Сретения.

Принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.

Лк. 2:22–40

Сретение. Встреча. Заматеревший в годах своих, совсем дряхлый старик, праведный Симеон встречает Того, на Кого он возлагал упование. Того, о Ком он имел от Бога обещание, что не умрет до тех пор, пока не увидит Его. Встречает Христа. И эта встреча отпускает Симеона. Как и каждого из нас встреча с Богом, если она происходит, отпускает, дает чувство счастья, принадлежности к миру Христову, абсолютного спокойствия и знания, что ты убережен.

Встреча эта, произошедшая в Иерусалимском храме, настолько важна в истории взаимоотношений человека с Богом, что песнопение Симеона поется в наших храмах за каждым вечерним богослужением. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…»

В этой истории мы, как правило, сосредотачиваемся на ожидании Симеоном Спасителя. Но Симеон не сидел сложа руки, ожидая, пока Христос ему явится. Симеон был человеком Божьим. Если бы, получив обетование о том, что он не умрет, пока не увидит Спасителя мира, он удалился бы заниматься своими делами – зарабатыванием денег, устройством семьи, карьерой, – не дался бы ему на руки Младенец Христос. Симеоново ожидание деятельно. Христос вручается ему на руки, а он отдает Богу – и здесь он олицетворяет все человечество – все то напряженное молитвенное ожидание и делание, на которое способен человек. В этом отличие церковнославянского «чаю» от русского «жду». Если заменить в Символе веры «чаю воскресения мертвых и жизни будущего века» на «жду воскресения мертвых и жизни будущего века», важнейшая часть смысла отпадет.

Чаю – нахожусь в напряженном, действенном ожидании, тружусь для наступления чаемого. Между мною и Богом уже такая струна натянута, что прикоснись к ней – она зазвенит. А жду – это я сижу на камне. На вокзале можно ждать.

Симеон не ждет Спасителя на камне. Его фигура всегда изображается на иконах почтительно склоненной. Она потому и склонена ко Христу, что весь опыт жизни Симеона привел его к тому, что среди многих и многих сотен детей, которых ежедневно приносили в Иерусалимский храм, он узнал Того Единственного Младенца, Кого всегда будут писать теперь с большой буквы. И мы будем знать, что никакого другого младенца, равного Этому, нет.

Деятельно ожидая Этого Младенца, чая утешения Израилю, Симеон с каждым днем становился духовно все умней и умней. Все согбеннее и согбеннее становился. Потому что его труд научил его: надо всматриваться, надо искать Того, Кто Подлинный.

Мы все в конце своих дней окажемся в положении Симеона. Мы все окажемся в ситуации сретения. И тогда, склонившись перед Богом, мы скажем: «Вот, Господи, что я сделал, чем я смог потрудиться. Сейчас не Ты мне даешься на руки, а я свою душу на Твои руки кладу. Не сочти ее легковесной».

Из книги «Жаждущий пусть придет. Беседы на воскресные и праздничные евангельские чтения», вышедшей в издательстве «Никея».

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Поддержи Правмир

Сделай вклад в работу издания

руб

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: