Про ЭТО со мной и другими…
ЭТО происходит со мной нечасто, но происходит. Приступ «телефонной болезни», как я ЭТО называю. В чем она заключается? Поясню.
Для комфортной жизни у меня есть все материальные блага. Все свои силы я стараюсь сосредоточить в области души и духа, поскольку материальных проблем почти нет. Есть хорошее жилье, необходимая одежда и обувь, бытовая техника, компьютер, мобильный телефон. Да, пусть он, телефон, и старенький – купил его в декабре 2005 года. Siemens C65. Но работает исправно, исполняя все мои телекоммуникационные прихоти. Однако мысли поменять его на более современную модель нет-нет, да приходят.
Возникает ЭТО обычно спонтанно. Случайно увидел в Сети интересную модель телефона, полез читать про нее. Потом зашел в салон мобильной связи, где уже «живьем» изучаю понравившуюся модель. Не то, что я хочу ее купить (в средствах я ограничен), а просто – мне НРАВИТСЯ думать о новом телефоне. Но главное – в другом. Если ЭТО вовремя не пресечь, не переключиться на что-то другое, новый мобильник займет все мои мысли, все чувства. Где бы я ни находился, эти мысли будут преследовать меня.
Сколько времени я угрохал на интернет-просмотры телефонного разнообразия! Жуть! Самое интересное, что «телефонная болезнь» не заканчивается тем, ради чего, собственно, ее бесы раздули – покупкой нового телефона. Я остаюсь с носом, то есть со своим Siemens C65. Постепенно «приступ» проходит, я переключаюсь на свои привычные творческие дела.
А ведь, по моим наблюдениям, «телефонной болезнью» страдают миллионы людей во всем мире. Люди тратят уйму времени на изучение, поиск, сравнивание тысяч нужных и ненужных вещей, которые предлагает индустрия. Вещей, без которых миллионы не мыслят своего комфортного существования. Вот об этой потребительской «болезни» и хотелось бы порассуждать.
Чего хочет тело?
О том, что сегодня вовсю строится общество потребления, пишется и говорится много. И характеристики этого общества многим известны. Мне хотелось бы взглянуть на эту проблему не глобально, всеобъемлюще, так сказать, а на примере конкретных людей и конкретных потребностей.
Для начала определюсь, в чем я вижу главные проблемы общества потребления. Вот они:
материальные потребности превалируют над потребностями души;
люди стремятся больше получать, а не отдавать;
материальный комфорт – превыше всего, ради него человек готов на все;
ко всему, что окружает человека, в том числе к семье, дружбе, исканиям Бога, вечности он относится потребительски, то есть человек во всем ищет выгоду себе, даже в ущерб духовным и нравственным нормам.
В мире, где со всех сторон люди окружены призывами покупать, «жить в свое удовольствие», синдром «телефонной болезни» как никогда силен. Сколь часто он подминает под себя запросы души, духовный поиск! Но что толкает человека на непрерывный, практически ежедневный поиск, сравнение и выбор материальных благ?
Если говорить пока только о телесном, не трогая душу, то, на мой взгляд, людей толкает потребность в новизне. Люди очень быстро ко всему привыкают, им нужны новые впечатления, новые эмоции, переживания. И эти переживания часто обеспечивают все новые и новые покупки.
Думаю, тот же пришедший к нам с Запада «шоппинг», то есть «прогулка ради покупок» – это ярко выраженная форма поиска новизны и свежих впечатлений. В таком шоппинг-времяпрепровождении главное – не сама купленная вещь. Важен процесс выбора, поиска, приценивания, и, наконец, покупки. Вполне возможно, что купленные вещи через неделю будут забыты, затерявшись в гардеробе, шкафах, кладовых.
Покупки для человека – способ развлечься. Я не говорю о покупках продуктов питания и бытовых мелочей, без которых немыслима текущая жизнь. Нет! Речь идет о «долгоиграющих» предметах: одежде, обуви, «кожгалантерее», технике, авто, тех же телефонах.
Непосредственная покупка этих вещей – верхушка «айсберга»: масса времени тратится на поиск, изучение, сравнение. Болея «телефонной болезнью», люди очень много времени тратят на «виртуальное потребление». Интернет и телеэфир забиты гигабайтами информации – что, где, почем можно купить. Причем эта информация подается так «вкусно», что оторваться от нее весьма сложно. Стоит серьезно погрузиться в изучение товарных предложений, как не заметишь, что для тебя это стало сродни наркотику. По своей же «телефонной болезни» знаю это.
Коварство этой «болезни» в том, что мысли о возможных покупках, мысли о бренных предметах так занимают ум человека, что «за бортом» остаются насущные потребности души.
Люди равнодушно проходят мимо протянутых к ним рук нищих и больных, пропускают мимо ушей призывы о помощи, холодно взирают на полные отчаяния объявления о неизлечимо больных детях, нуждающихся в дорогостоящих операциях. В конце концов, погруженные в свои «телефонные» переживания, люди не открывают двери своего сердца Богу, Который смиренно стоит и в них стучит.
В чем нуждается душа?
Вмерзшие в лед своих материальных потребностей, люди забывают, что они – двусоставны. Человек – это тело и душа. Тело принадлежит миру материальному и нуждается в материальном. Но душа – она нематериальна, она принадлежит духовному миру, миру иррациональному. И так же, как тело не может жить без пищи, без духовной подпитки. Человек может не верить ни в Бога, ни в духовный мир, ни даже в собственную бессмертную душу. Однако это вовсе не значит, что всего этого нет: нет Бога, нет Царства Небесного, нет ада, нет души. Все мировые религии говорят о том, что у человека есть душа.
Душа иррациональна по своей природе. Она тянется ко всему вечному, поскольку сама создана вечной. Прежде всего, душа нуждается в Боге, Который и дает человеку бытие. Счастье, когда человек приходит к Богу, верует в Него и старается жить так, как заповедал Бог. Для души верующей материальные потребности отходят на второй план. Воистину жажда Бога неутолима! Воистину потребности души неисчерпаемы!
Крах воинствующего материализма
Этого, увы, не скажешь о потребностях тела. Вот она, главная коварная проблема «телефонной болезни»: материальные потребности конечны. Можно купить себе три дома и пять квартир, наполнить гараж десятком суперкаров, иметь умопомрачительную яхту, одеваться у лучших кутюрье, каждый день менять ювелирные украшения… Разве в этом счастье? Разве это двигает человека вперед?
Недавно читал о недвижимости известного российского олигарха Романа Абрамовича. У него только в одном Лондоне три особняка и пара пентхаузов. Я тогда подумал: зачем все это одному человеку? И понял: присматривая, покупая, оборудуя новый особняк, бедный богач стремится наполнить свою жизнь новыми впечатлениями, эмоциями. Да не понимает, что это – тупик. Неминуемая смерть отберет все это: дома, яхты, самолеты. Все имущество Романа уместится в ящике 2х0,5 метра, да и участок земли понадобится небольшой.
Люди, живущие только телом и его потребностями – люди обреченные. Законы материального мира необратимы: все купленное приедается, все надоедает. Обязательно наступит момент, когда человек спросит себя: «А зачем мне все ЭТО?» Потребности тела ограничены. Более того, их удовлетворение вовсе не гарантирует счастья. Почему? Потому что истинное счастье лежит в области иррационального, в области человеческого духа. Крах материализма, пожирающего душу человека, неминуем. Только поймет ли это вовремя человек?
А что же индустрия?
Индустрия, производящая материальные и нематериальные блага для удовлетворения всесторонних потребностей человека, стремление последнего к «шоппингу» приветствует, по моим наблюдениями, по двум причинам.
Первая – очевидная: прибыль. Чем больше люди покупают, тем больше доход производителей и продавцов. Вездесущая и всепроникающая реклама делает свое дело: люди видят, слышат о товарах, люди хотят, мечтают, вожделеют. И, в конце концов, покупают. Охота за деньгами и связанными с ними «бенефициями» – самая масштабная охота на протяжении всей истории человечества. Деньги – это не только особняки и яхты, это еще и власть. Власть делать, что захочешь. По-моему, с этим всем все ясно. Но какова же вторая причина?
Она не так бросается в глаза, но вполне в духе гигантской стройки под названием «общество потребления». Вероятно, об этой причине на задумываются простые работяги и служащие, работающие и зарабатывающие свой хлеб на тысячах предприятиях по всему миру. Но для боссов, тех, кто стоит наверху «пирамиды», эта причина известна. Ради нее – вся эта гонка технологий, ради нее – миллиардные инвестиции в разработку новых товаров и новых потребностей. Причина эта проста: сковать мысли, чувства и желания людей только материальными благами, только насыщением «утробы», погоней за модой, престижем, статусом… в ущерб духовным потребностям. Расчет закулисных воротил ясен: чем больше будет человеческий разум погружен в «виртуальное» и реальное потребление материальных благ, тем меньше он будет задумываться о Боге, вечности, своей смерти и участи после нее. Кому это на руку наиболее всего? Рогатому, кому же еще. Вот и делайте выводы.
Тут вот что еще нужно добавить, чтобы разъяснить заинтересованность диавола во всей этой гонке. Вокруг покупки новых вещей кипят нешуточные страсти. Греховные страсти. Вот, к примеру, купил мой знакомый новый мобильный телефон. Хорошо бы порадоваться ему. А я – завидую: у меня такого нет, и никогда не будет. Или вот, накупил я всяких бытовых мелочей, которые, по прошествии времени, окажутся наполовину ненужными мне. Что я, буду их раздавать? Нет, скажу: «Пусть лежат, на всякий пожарный». Вот вам и жадность. Приобрели мои друзья новый автомобиль, иномарку. А я – в осуждение: кругом столько нуждающихся, а они – автомобиль… И потирает, хихикая, ручки бес осуждения, вторят ему бесы жадности и зависти. И глубже для нас готовится бездна. Страшно…
И снова – о душе
Как мне кажется, причина большинства проблем человечества в том, что люди, будучи по природе двусоставными, все свои силы направляют на служение только телу. Но душа требует своего! Душа хочет наполниться Богом! Что же происходит с неверующим человеком? Душа не дает ему покоя. Человек начинает искать Бога. Этому со страшной силой препятствует диавол – вечный враг Божий. Очень часто он подсовывает человеку суррогат.
Привыкший жить только материальным, своим «я хочу», человек делает из этого «я хочу» божка. Он обожествляет материальные потребности, создает из потребления культ, в центре которого – бог «я хочу». Культ потребления – это ответ материального мира на запросы неверующей души.
Душа не может жить без Бога, человек это подсознательно чувствует, и, не находя (не пытаясь найти?) Бога, заменяет его понятным ему божком. «Я хочу» нематериально, но требует вполне материальных жертв. Да-да, божок «я хочу» требует жертвоприношений. Понятно, каких? Новых шмоток, цацок, автомобилей, телефонов, планшетов… В удовлетворении этих своих потребностей человек и видит смысл своей жизни, свое земное «служение».
На каком-то этапе человек понимает, что это не совсем то, что нужно его душе. И он начинает искать иррациональные удовольствия: информацию о колдунах, экстрасенсах, ясновидящих. То, что всю эту «братию» можно увидеть сегодня почти на всех телеканалах – это ответ на неосознанную потребность неверующей души в иррациональном. Повальное увлечение оккультизмом, эзотерикой, «фен-шуй», а также всевозможными религиозными и псевдорелигиозными учениями, сектами – реакция людей на запросы своего второго «я» – своей души.
Душа верующая ищет Божеское в человеческом. Душа неверующая ищет человеческое в Божеском. Она жаждет понятного ей, то, что можно осмыслить и «переварить». Но в том-то и фокус, что душа, ищущая Бога, стремится к поклонению Ему. Быть рабом Божиим – великое счастье, ибо для человека нет большей свободы, чем пребывать в любви к Богу, Источнику жизни.
Душа неверующая же, обожествив рациональное «я хочу», попадает в рабство к этому божку. И это рабство не сулит ей никакой свободы. Какая же это свобода, когда все мысли, чувства, переживания человека цепью привязаны к тленным, бренным вещам, итог бытия которых – грязная помойка? Страшно то, что, погрузившись «с головой» в бесконечный «шоппинг», человек рискует пройти мимо того, что единственно способно дать ему Жизнь, Жизнь с избытком. Это пребывание в любви Божией и ответ на Его любовь.
Господь любит всех, даже не верующих в Него. Но Он, как никто другой, хочет взаимности. Настоящая любовь предполагает полное самопожертвование ради любимого, полное доверие, вверение себя в руки Любимого. И пока мы живем только этим миром, сосущим из нашей души соки, способны ли мы так полюбить? Не пора ли всерьез задуматься о своем вечном будущем? Задуматься, и начать жить верой, надеждой и любовью!
Артемий Слезкин