Слова

Слово о воскресении мертвых

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Святой апостол Лука сегодня благовествует во всей вселенной тот случай, когда Господь Иисус Христос у ворот города Наина воскресил юношу — сына бедной вдовы. Христос Спаситель благоволил войти в этот город с проповедью Евангелия, и у самых ворот встречает Он процессию с покойником. И не так велика была процессия, но велик был вопль и плач матери-вдовы, потерявшей сына, и стенание сочувствующих ей сердец. И Господь Иисус Христос умилосердился об этом трагическом случае с матерью и велел остановиться процессии и, взяв за руку покойника, сказал: “Я тебе говорю, встань”. И покойник ожил, из ада возвратилась в тело душа, сердце забилось, мозг заработал, кровь стала пульсировать, как сейчас говорит нам наука… и юноша сел на носилках. (Гроба же как тогда, так и сейчас нет на Востоке.) И Господь отдал его матери. И та мать, которая с горькими слезами провожала покойника, не имея ничего большего, теми же слезами стала благодарить Господа Бога Иисуса Христа за воскрешение сына и возвращение ей того, кто был всей ее надеждой. (Она надеялась, что сын, возмужав, возобновит семью, возобновит фамилию, и мать тайно молилась, чтобы в доме была удачная невестка. Потому что в древности глубокой говорилось — неудачная невестка, что ложка соли или перцу в бочке с медом, все портит.)

Итак, мать получила сына воскрешенным, и жизнь воскресла в сознании матери, жизнь воскресла в юноше, жизнь воскресла в семье.

Так вот, сегодняшнее воскрешение юноши и возвращение его осчастливленной матери является для всех нас уроком и напоминанием о том, что человек сотворен с бессмертной душой, по образу Божию и по подобию Его, потому что человека создавала вся Троица. Когда заканчивалось творение мира в шестой день, то Троица Святая — Отец, Сын и Дух Святый — совещались между собой: “Сотворим человека по образу Нашему и по подобию”. И образ — картинный, фигурный, и внутреннее подобие — богоподобие.

Это было в Предвечном совете Святыя Троицы. Вот тут-то и пошла страшная интрига, когда Денница услыхал такое решение, что уже на созданной планете земной “…сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему” и даже фигурному образу нашему! А Бог же был тогда: Бог Отец, как и ныне, Бог Сын, до воплощения на земле от Девы Марии, и Бог Дух Святый таким же был тогда, каким остается и сейчас — Духом Святым. Да как же по образу и по подобию? Знал Господь Бог, что сказал, и многие узнали, и знают, и нам говорят, что Бог воплощенный, Сын Божий, воплощенный на земле в Сына Человеческого, — это как отражение Бога и боготворение человека чрез Сына Божия. А Сын Божий воплотился в человеческое естество чудесно.

Итак, человек был устроен тогда, когда Денница был первейшим Архангелом; чрез него, первейшего, слава Божия исходила. Он был распоряжаем и посылаем от Святыя Троицы. И когда он услыхал (на это есть очень древнее греческое толкование), что будет сотворен человек по образу Божию и по подобию, то очень возмутился и стал скорбеть и страдать. Он был дух. Он сразу понял, что человек будет с телом, со всеми теми доспехами, достоинствами, нравами и возможностями: размножением и бессмертием души; жизнь малая в утробе, жизнь земная каждому от Бога отрезана, потом жизнь вечная, и вечная жизнь будет с телом. Бог дал человеку жизнь, чтобы быть с телом, а после смерти — “чаю воскресения мертвых”, потом Архангелова труба и воскресение. И потом обновление, как бы переработка тела человеческого, в котором не будет уже после “чаю воскресения мертвых” ничего тленного.

Так вот, о “чаю воскресения мертвых” Павел апостол, который был на третьем небе и многое узнал такого, чего даже сказать не мог, все же сказал, что мертвые восстанут, живые изменятся, и все будут подняты в невесомость, которая известна науке, и в этой невесомости будет акт суда Божиего над миром.

И когда был сотворен Адам, возмутился первейший из Архангелов, и особенно возмутился тогда, когда увидал Еву, эту хрупкую натуру, словно бледнорозовым лепестком покрытую, созданную из Адамова ребра, он тогда именно взбесился. Так святые Отцы говорят это с глубокой осторожностью.

Сам своей фантазией я не мог всего этого выдумать, помня ответственность пред небом, пред днем “чаю воскресения мертвых”. Так я читал в книгах святых Отцов, где заключена истина, которую мы исповедуем, которую не рискуя говорим, ибо она есть истина.

Так вот, когда Денница увидал прекрасную чету — творение Божественныя Троицы, он сделал то, что сделал. Он возмутил третью часть Ангелов, которые несогласны были, что какое-то новое существо появилось — Адам и Ева, любимые Богом жемчужинки, которые будут пользоваться всем психофизиологическим счастьем на земле. Вы понимаете, в чем тут дело. А он — дух, которого прекрасно изобразил Лермонтов в “Демоне”, которого прекрасно изобразил Достоевский в “Братьях Карамазовых”. И для Господа Бога это не было новостью. Для Господа Бога это не было неожиданностью, ибо у Бога были такие планы, о которых Он нам всегда говорит: “Мои дела непостижимы, не волнуйтесь, а только молитесь и просите”. И Господь чрез многих пророков говорит, чтобы мы помнили о планах Божиих. И у Бога такие планы оказались, которые нам уже известны: создался мир грешный и прелюбодейный, и все как будто бы уже тонуло в греховной крови и в греховных моментах, но в планах Божиих было и второе заседание на небеси, и воплощение Сына Божия в этот мир прелюбодейный и грешный, и Голгофа, и искупление.

Так вот, у Бога были такие планы, чтобы было так, как есть. И появились отрицающие Бога, и как будто ломающие идею Бога, но в планах Божиих положено то, чтобы и в этом теле, в этом футляре была бы бессмертная душа.

Вот эта высокая философия нашей веры, братья, — какая красота, какая радость! А мы иногда делаемся совершенно никуда не годными, не ценим, не понимаем этого, а Христос ожидает нашего обращения, и Павел давно сказал, что будет общее воскресение. И святые Отцы в Никее в триста двадцать пятом году, 19 июля, в Неделю сказали: “Чаю воскресения мертвых”. И мир принял это “чаю воскресения мертвых”, и человеческий разум принял, и человеческое сердце приняло, и, несомненно, мы с вами приняли “чаю воскресения мертвых”. Вот событие сегодняшнего воскресения — воскрешение юноши и объяснение всего этого нам апостолом Лукою, и объяснение нам Иоанном Златоустом, которое мы посмели предложить вам, чтобы сегодняшний день освятить такой истиной и нашим сердцем, и нашим словом.

Поверим мотивам нашей православной религии и не ошибемся! Аминь.

19 октября 1969 г.

В навечерие Успения Божией Матери

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Шесть месяцев прошло, как архангел Гавриил благовестил в алтаре священнику Захарии, что от него родится сын Иоанн, который будет споспешествовать спасению рода человеческого.

В этот шестой месяц был послан с небесных высот от Святыя Троицы архангел Гавриил к Деве Марии. Архангел Гавриил благовестил Ей величайшее и несказанное, и неизреченное, и неожиданное счастье для всего мира — пришествие в мир Сына Божия — рождение Иисуса Христа — бессеменное воплощение.

Пресвятая Богородица, живя у Иосифа, благороднейшего старца, была очень стеснена, как говорит древнее предание греческое, тем, что все жильцы этого дома — дети и жены детей Иосифа, благороднейшего и праведного, не понимали Ее значения, не понимали, в чем дело, почему Дева пребывает у отца- старца без всякого смысла, без всякой нужды, без всякой идеи, не выйдя замуж ни за кого, а оставаясь только в келье и упражняясь трудами. Она прекрасно вязала, прекрасно вышивала и ткала. Она вообще была большая мастерица по рукоделью, научившись этому в храме Иерусалимском, где всех девочек учили такому прекрасному ремеслу. Дети Иосифа праведного все Ее изделия уносили и продавали, и этим существовала почти вся Иосифова семья. Но женщины остаются всегда женщинами. И кругом Девы Марии ходили сплетни. Многих это удивляло чистосердечно, другие не понимали, в чем дело, и были настолько невежественны, что не могли почерпать ответа на этот вопрос из Священного Писания и из пророчеств. И кругом Девы ходил всегда какой-то дымок, какая-то тучка темная, непонятная, лишь только Она одна понимала, Которая все слагала в сердце Своем.

И вот, по прошествии шести месяцев после зачатия святой благородной Елизаветой в нагорной стране, архангел Гавриил благовестил Деве Марии, что “…родишь Сына”. Дева Мария, находясь в окружении, где все были расположены к Ней со снисходительной улыбкой, недоумением и осуждением, не могла уместить в сердце Своем человеческом все то, что Гавриил Ей благовестил. Но так как Она, дивная Дева, воспитанная в храме, не раз беседовавшая с ангелами, как говорит нам Предание, — то все же как-то это невместимое вмещала. И решила Она пойти во град Иудин к праведной Елизавете — тете Своей, и по большому секрету рассказать ей то, что не вмещало сердце Ее человеческое, особенно женское, особенно девическое — бессеменное рождение.

Она пришла сказать, рассказать, посоветоваться о том, что Ее беспокоило. И святое Евангелие говорит нам, что когда Она вошла во двор Захарии (это было лето, открыты были все двери), когда издалека Дева Мария увидела Елизавету и приветственно воскликнула, как это принято на Востоке, то Елизавета, увидев Деву Марию, переступающую пороги ее комнат, тоже воскликнула: И откуда мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне! Какое смелое пророчество, настолько смелое, как не у многих пророков, смелое, как слова Иоанна Дамаскина: “Чрево Твое, пространнейшее небес…”. И потом Елизавета, когда они обнимались и целовались, и приветствовали друг друга, говорит: “Ты знаешь, когда я услышала Твое приветствие, то во чреве моем, вероятно, сын — заплясал!”. Вам это странно слышать: “заплясал”. Но для Златоуста не было странным сказать: “Иоанн заплясал шестимесячным младенцем во чреве матери своей, которая приветствовала Богоматерь Деву Марию, входящую в ее дом”. И такое дивное чудо совершилось в доме благороднейшей четы — Захарии и Елизаветы. В доме того Захарии, который вводил Деву Марию девочкой в храм, того Захарии, который наблюдал Ее там пребывание, наблюдал за Ее святостью, удивлялся и недоумевал, и терялся, когда время подходило отдать девушку замуж по закону Моисееву: необходимо замуж! Никаких уступок — ни религиозных, никаких! И как вам известно, и можно напомнить в этот день, что первосвященник со священниками и левитами много совещались и спорили: “Что делать с девушкой Марией? Она не желает брака, а оставлять дальше жить в храме нельзя. Что сделаем?”.

И первосвященник воскликнул к небу: “Господи, Ты Сам укажи, что нам с Ней делать!”. В тупик стали все: первосвященник и священники, и девушки, которые подрастали, достигая возраста брака.

Тогда было посещение души первосвященника свыше, и был таинственный голос: “Надо Деву спрятать от сатаны. Надо Деву спрятать, чтобы сатана не наклеветал на Нее. Довольно того, что сатана наклеветал и обманул одну деву у древа познания добра и зла; надо, чтобы не повторилось такое несчастье для рода человеческого, для будущей славы, красоты и счастья его небесного”. Так и есть в одной молитве на Троицу: “Ты благодатным, необыкновенным образом обманул сатану…”.

И вот, Дева Мария, находясь в таком покойном доме в гостях у родственников, больших доброжелателей, подвижников, пребыла там три месяца. А к тому времени приходило время родить Елизавете сына Иоанна. По Промыслу Божию Дева должна была оставить этот дом и не принимать никакого участия ни в освящении, ни в обрезании, ни в умовении, ни лобзании новорожденного Иоанна, рожденного чудесным образом, но по естественным законам. Все святое и чудесное, рожденное в мире, естественным образом рождено, кроме Христа, Которого воспевает Церковь Великим постом: “Бессеменнаго зачатия…”, Которого дивно воспел Иоанн Дамаскин и многие церковные служители и песнотворцы.

Итак, Дева Мария возвратилась в свой дом и пребывала в таком же положении, в каком и была: в духовной тишине, тишине сердца, тишине и смирении разума, занимаясь физическими работами при уважении и терпении всех окружающих.

А чрево росло, а закон естественный оставался законом естественным — Марии быть матерью. “Бессеменного рождения”. Она не волновалась, Ей Архангел все объяснил и на прощанье с Архангелом Она сказала: “Я раба Господня и все, что угодно Господу Моему, пусть совершается надо Мной. Я раба Господня!”. Но Иосиф этого не знал. Дева Мария Иосифу не говорила. Иосиф преклонялся пред Ней, молился пред Ней, лобызал ноги Ея. Иосиф с благоговением держал свитки, когда Она читала. (Она читала хорошо, а у Иосифа были свитки пророческие, потому что он из царского рода, онимел сокровища — пророчества.) Иосиф, как мог, служил Деве Марии, но боялся своих, потому что и свои всегда делают большие неприятности и создают всякие проблемы в таких ситуациях. И Иосиф, видя Деву, приходил в смущение… Дева Мария очень переживала, но в смирении и кротости все терпела и переносила…

Мы будем на Христово Рождество говорить, что произошло дальше, если Господь Бог удостоит нас закончить лето, встретить осень и встретить зиму, и встретить Рождество “бессемен­наго рождения” Спасителя Христа. А в сегодняшний священный вечер, в который мы совершаем чин воспоминания погребения Девы Пречистыя Богородицы, очень удобно и удачно нам вспомнить то, что записано для всех людей в святом Евангелии от Луки: Дева Мария после Благовещения направилась с посещением, с глубоким рассуждением побеседовать к Захарии священнику и своей родственнице — благороднейшей супруге Захарии Елизавете.

Да будет нам на духовную пользу сегодняшнее слово наше краткое, в священный вечер священного праздника Успения. И чтобы Царица Небесная учла нашу любовь к Ней, наше послушание Церкви. Учла бы Матерь Божия и все ваши немощи и Своими молитвами пред Престолом Сына Своего Христа Бога Нашего покрывала бы их, ибо Она наша молитвенница и заступница, тем более что Сама Она не раз говорила святым: как бы ни было, что бы ни было, как бы страшно ни было, а все-таки земля русская — Мой Дом. Аминь.

27 августа 1974 г.

На утро
В день Успения Приснодевы Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В Богородичные дни святая Церковь положила читать Евангелие Богородичное. Из истории Предания и из Евангелия известно, что Христос Спаситель часто бывал у Лазаря. А у Лазаря были две сестры: Марфа и Мария. И вот Спаситель любил бывать в этом благочестивом доме и всегда там проповедовал. Несомненно, всегда было много людей, которые слушали слово Божие и хранили его в сердце своем.

Однажды Христос Спаситель с учениками вновь пришел в дом Лазаря. А гостей всегда, конечно, принимают за какой-нибудь трапезой. Хозяйством заведовала Марфа, сестра Лазаря. Она сейчас же бросилась готовить закуску. Очень спешила она, очень волновалась, так как любила Христа Спасителя, Учителя Божественного, и Его несравненных учеников, святых Апостолов. И так она спешила, волновалась, нервничала, и некому было ей помочь в приготовлении трапезы, так как все внимали слову Божию, исходящему из уст Христа Спасителя. И вот Марфа не выдерживает, входит в комнату, где Спаситель проповедует и Мария сидит у ног Его, и говорит: “Господи! Неужели небрежешь, что меня одну оставили на кухне приготовить трапезу. Прикажи сестре, или кому-нибудь, чтобы мне помогли. Я тоже люблю слушать слово Божие”. А Христос Спаситель ей говорит: “Марфа, Марфа! Ты очень много заботишься о чреве, много заботишься о питании, о том, о чем можно меньше заботиться. А Мария благую часть избрала, она все время слушает слово Божие, слушает проповедь”. Значит, Христос Спаситель так высоко ставил проповедь и намного выше ценил поучение, нежели занятие только кухней и трапезой, что было тоже необходимо.

“Господи! Да Ты бы без трапезы и проповедовать не мог бы. Если бы Марфа и Мария, и другие фарисеи, и саддукеи, и всякие грешники Тебя не угощали, где бы Ты обедал?”.

Спаситель это знает и награждает за это, но слово Божие и поучение народа в Его глазах несравненно выше всего. Есть такое выражение в другом месте Евангелия, когда Спаситель говорит, что кто оставит отца, мать, сестру, дочь, сына, тот наследует Царство Небесное. Здесь имеется в виду не то, чтобы убежать из собственного дома, а о том говорится, что в первую очередь нужно в сердце носить Господа, а потом все остальные житейские попечения: и огороды, и сады, и ремонты, и пятое, и десятое.

Вот это имел в виду Христос Спаситель. Это нам растолковали святые Отцы, богодухновенные и духоносные: Христос Спаситель никогда ничего не отвергал, но выше всего ставил душу — бессмертную вещь. Вот так и понималось всегда, и так научал понимать Христос Спаситель, но некоторые не понимали и возмущались. Даже Марфа — и та почти возмутилась, что Мария сидит и слушает, а ее одну оставили. “Прикажи, чтобы она шла помогла мне. Надо соус сделать, надо хлеб нарезать… надо все”.

Надо исторически обратиться к тем временам — чем тогда угощали и что ели. А ели почти все скоромное, потому что Жених еще не отнялся. Когда ученики рассказали Спасителю: “вот, мы видели учеников Иоанна Крестителя: они постятся, не едят ничего. А мы вот, Твои ученики, все едим, что попало, что нам преподносят”. А Спаситель и говорит, что когда отымется от вас Жених, тогда и будете поститься, тогда найдете нужным и необходимым, чтобы был пост, и сами пост установите.

И когда Христос Спаситель воскрес из мертвых и вознесся, и когда в день Пятидесятницы основалась Церковь, тогда святые Апостолы подумали, что нужно установить для человечества пост — и установили те посты, которые очень любят люди, особенно в Алма-Ате. Ах, умирают, как посты любят. Не успеешь еще разговеться, как старухи алма-атинские уже ждут, скоро ль постик будет? Скоро ли будем заговляться? Я говорю: “Будет, будет пост, хватит с вас”. В Алма-Ате очень любят поститься. В Алма-Ате очень строгие люди, они и рыбу постом не едят — Успенским постом рыбу не едят, и даже в филипповку не едят. Я им иногда говорю осторожненько, что у рыбы кровь холодная, не горячая, как у барашка. У рыбы же холодная кровь, надо вкушать. Но алма-атинские старушки остаются на своем, и они получат венец в Царстве Небесном за любовь к Писанию, за любовь к выполнению законных Апостольских постов.

И вот, шла трапеза… Марфа подавала на стол, Господь Бог Иисус Христос вкушал трапезу, ученики вкушали трапезу. Но Спаситель все время говорил. Окна раскрыты, полный двор народа, который стоял и слушал слово жизни Христа Спасителя… А потом настало время Христу Спасителю идти дальше. Встали, помолились, хозяев поблагодарили, и Спаситель пошел по коридору, по ступенькам вниз, чтобы идти дальше. А одна женщина из народа выступила и воскликнула громким голосом: “Счастливое то чрево, которое носило Тебя, и сосцы, которые Ты сосал и питался, которые Тебе жизнь дали земную и укрепили Тебя”. Казалось бы, женщина похвалила самое важное, самое главное, самое необходимое, самое первое. Но Христос Спаситель и здесь оказался верен Себе, верен Своей проповеди. Он ей ответил: “Да, счастливые все те, которые питают своей грудью младенцев, счастливые все те, которые носят младенцев под сердцем своим, покуда не будет рождения. Но счастливее всех те, которые слушают слово Божие и хранят его в памяти своей, в сердце своем”. Так что Христос Спаситель ставит чтение Святого Писания, которое боговдохновенно, особенно святое Евангелие, выше всего. Трапеза на своем месте, все на своем месте — и завтрак, и обед, и ужин, но Слово Божие, Евангелие, слова Христа Спасителя ставятся Самим Христом Спасителем и Церковью, и даже натурой нашей выше временного, земного, скоропреходящего, — бессмертные слова Спасителя Христа о спасении бессмертной души.

Так Христос Спаситель не раз говорил людям: “Изучайте Писания. Знайте, во что вы верите, знайте свою религию, разумейте и понимайте, кто вам и что проповедует. Пастыри ли вам проповедуют, поставленные Господом Богом, или волки в шкуре овечьей”, — Спасителевы это слова.

Значит, пусть будет это нам сегодня уроком — у гроба Богоматери, Которая Сама любила читать Писания, Которая Сама любила читать пророчества и Которую архангел Гавриил в момент благовещения застал за чтением Священного Писания. И мы, братья и сестры, будем любить Писание, приобретать его по возможности и прочитывать его. И Священным Писанием будем питать свою бессмертную душу, как Господь сказал, что выше всего, выше всякой трапезы земной есть Священное Писание. И Христос Спаситель в страшный день Суда похвалит ту душу, которая любила Писание и сама прочитывала, и другим читала. Будем же принимать Христа Спасителя и угощать духовной своею любовью. Да будет сегодняшний праздник нам уроком, чтобы мы не забывали Священное Писание и верили бы Господу нашему Иисусу Христу, что Писание есть очень важный предмет. Аминь.

28 августа 1974 г.

Помогите Правмиру
Сейчас, когда закрыто огромное количество СМИ, Правмир продолжает свою работу. Мы работаем, чтобы поддерживать людей, и чтобы знали: ВЫ НЕ ОДНИ.
18 лет Правмир работает для вас и ТОЛЬКО благодаря вам. Все наши тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке.
Поддержите Правмир сейчас, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. Мы остаемся. Оставайтесь с нами!
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.