Слово III на Рождество Господне

1
Вам, возлюбленные, хорошо известны и всегда были у вас на слуху обстоятельства, относящиеся к нынешнему празднику, но так же как неповрежденным очам этот видимый свет доставляет [великое] чувственное удовольствие, так и чистым сердцам приносит вечную радость Рождество Спасителя, которое мы никогда не должны обходить молчанием, хотя его и невозможно достойным образом изъяснить. Ведь мы верим, что слова [пророка] Рождество Его кто изъяснит? (Ис 53:8) 2 относятся не к тому таинству, в котором Сын совечен Отцу, но скорее к этому рождеству, когда Слово стало плотию (Ин 1:14).

Итак, Бог и Сын Божий, равный Отцу и имеющий ту же самую природу от Отца и со Отцем, Творец и Господь вселенной, присутствующий всюду целиком и все целиком превосходящий, в чреде времен, которые идут по предначертанному Им плану, выбрал для Себя этот день, в который Сам родился от блаженной Марии во спасение мира при полном сохранении целомудрия Родившей, девственность Которой настолько же не пострадала от рождения, насколько не была осквернена зачатием. [Это произошло], чтобы исполнилось, как говорит Евангелист, реченное Господом чрез пророка Исайю: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог (Мф 1:22–23).

Это чудесное рождение от святой Девы произвело на свет в одном Лице истинную человеческую и истинно Божественную природу, ибо обе сущности сохранили свои свойства не так, чтобы в них могло появиться различие лиц, и тварь была воспринята в единство со своим Творцом не так, чтобы Он был обитателем, а она обиталищем, но так, что одна природа теснейшим образом соединилась (misceretur) 3 с другой. И хотя одна — та, которая была воспринята, а другая — Та, Которая восприняла, различие обеих [природ] сошлось в такое единство, что Один и Тот же есть Сын, называя Себя меньшим Отца согласно тому, что Он есть истинный Человек, одновременно исповедует Себя равным Отцу согласно тому, что Он есть истинный Бог. И этого единства, в котором тварь соединилась с Творцом, не может разглядеть своим умственным взором ослепленная арианская ересь. Она не верит, что Единородный [Сын] Божий обладает единой со Отцем славой и сущностью, и воображает себе, что Божество Сына умаляется от того, что должно относиться к образу раба (Флп 2:7), который в Нем не принадлежит отдельному или иному лицу, как показал это Сам Сын Божий, сказав от одного и того же [лица]: Отец Мой более Меня (Ин 14:28), и: Я и Отец — одно (Ин 10:30).

В образе раба, который Он принял в конце веков ради нашего восстановления, Он стал меньше Отца; но как Образ Божий, в Котором Он пребывал прежде всех век, Он равен Отцу. В смиренной человеческой природе Он родился от жены, подчинился закону (Гал 4:4), но в Божественном величии Он остается Богом Словом, Имже вся быша (ср. Ин 1:3). Поэтому Тот, Кто, будучи Образом Божиим, сотворил человека, Он же во образе раба стал Человеком, но в обеих [природах] ¾ Бог силою Воспринявшего, и в обеих ¾ Человек смирением воспринятого. Обе природы сохраняют свои свойства без ущерба, и как Образ Божий не поглотил образа раба, так образ раба не умалил Образа Божия.

Итак, благодаря этому таинству, в котором Сила соединилась с немощью, и благодаря той самой [человеческой] природе Бога и человека, можно сказать, что Сын меньше Отца. Однако Божество, Которое едино во Святой Троице, то есть во Отце, Сыне и Святом Духе, исключает всякую мысль о неравенстве. Ведь там вечность не имеет ничего временного, природа не имеет ничего неподобного. Там единая воля, единая сущность, равная сила. Там не три Бога, но единый Бог. Ибо там истинное и нераздельное единство, где не может быть никакого различия. И вот, в целостной и совершенной природе истинного человека родился истинный Бог, целиком в Своем, целиком в нашем. В нашем, то есть в том, что изначально произвел в нас Творец, и в том, что Он воспринял ради восстановления. Ведь в Спасителе не было и следа того, что привнес в нашу природу обольститель и что допустил обольщенный человек. Но из-за того, что Он приобщился нашим человеческим немощам, Он отнюдь не был причастен нашим преступлениям. Он принял образ раба без скверны греха, вознося человеческую природу и не умаляя Божественной. Ведь это истощание (Флп 2:8), благодаря которому Невидимый сделался видимым, было снисхождением милосердия, а не умалением могущества. Ибо для того, чтобы призвать нас к вечному блаженству от изначальных оков и мирских заблуждений, к нам сошел Сам Тот, к Кому мы не могли взойти. Ибо даже если многие и имели истинную любовь, но разнообразные смутные человеческие представления поддались обману со стороны лукавых и лживых демонов, и человечество в своем неведении влеклось лжеименным знанием (1 Тим 6:20) к различным враждующим меж собой мнениям. Для устранения этого коварства, из-за которого попавшие в плен умы были в услужении у возгордившегося диавола, не было достаточно морального закона. Наша природа не могла возродиться и благодаря одним пророческим вразумлениям. К моральным установлениям должно было присоединиться истинное искупление, и извращенная от начала человеческая природа должна была возродиться новыми началами. Должна была быть принесена примирительная Жертва, Которая была бы в союзе с нашим родом, но была чужда нашей скверны, чтобы определение Божие, которым грех мира должен был быть уничтожен Рождеством и страданиями Иисуса Христа, перешло бы ко всем временам и всем поколениям. Поэтому не будем смущаться тем, что таинство [нашего спасения] по-разному раскрывалось в разное время, ибо вера, которою мы живы, не меняется от времени.

Итак, да умолкнут сетования тех, кто нечестивой болтовней клевещет на Божественное домостроительство под предлогом позднего срока Господнего Рождества, как будто и в предшествующие времена не совершалось то, что было исполнено в конце мировых времен. Ведь воплощение Слова должно было произойти именно так, как оно произошло. И таинство спасения человека не прекращалось ни в какие древние времена. То, что проповедовали Апостолы, то предвозвещали и пророки. И не поздно совершилось то, во что всегда верили. Мудрость же и Благость Божия благодаря такой задержке спасительного деяния сделала нас способными к восприятию Его призвания, чтобы то, что было возвещаемо многими знамениями, голосами и таинствами во все века, не стало бы предметом недоумений в эти Евангельские дни, и чтобы Рождество Спасителя, которое превзошло все чудеса и всю меру человеческого разумения, вселило бы в нас столь прочную веру, сколь древние и многочисленные пророчества ему предшествовали.

Итак, Бог проявил заботу о людях не по какому-то новому совету или запоздалому милосердию, но от основания мира установил одну и ту же для всех причину спасения. Ведь благодать Божия, которой всегда оправдан весь лик святых, в Рождестве Христа была только проявлена [во всей своей силе], а отнюдь не предначата. И это таинство великой любви, которым исполнился весь мир, даже в своих предзнаменованиях имело такую силу для того, чтобы его обрели ничуть не меньше те, кто верил в него как в обещанное, чем те, кто получил его как дар 4.

Отсюда [познайте], возлюбленные, сколь многочисленные богатства Божественной благости вместе с проявленной любовью дарованы нам, призванным к вечности, которым не только послужили на пользу [все] предшествующие примеры, но и Сама Истина явилась видимо и телесно. Поэтому мы не должны отмечать этот день Рождества Господня вялой плотской радостью. Поэтому было бы достойно и разумно, если бы каждый отдельный человек вспомнил, членом какого Тела он является и с какой Главой он соединен, чтобы враждебная связь не разрушила цельности Святого Здания. Познайте же, возлюбленные, и, просвещаемые Святым Духом, мудро обратитесь к Тому, Кто нас воспринял в Себя Самого и Кого мы приняли в себя, ибо как Господь Иисус стал нашей плотью посредством Рождения, так и мы стали Его плотью через возрождение 5. Поэтому мы члены [тела] Христова и храм Святого Духа Божия, почему и Апостол говорит: Прославляйте и носите Бога в теле вашем (1 Кор 6:20) 6. Тот, Кто вселил в нас образ Своей кротости и смирения, исполнил нас той же самой силой, которой и искупил [нас], как Сам Господь обещал: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф 11:28). Итак, да возьмем на себя благое и легкое иго царствующей над нами Истины, и будем подобны в смирении Тому, Чьей славе мы хотим быть сообразны. Да подаст нам помощь и приведет нас к Своим обетованиям Сам Тот, Кто по великому Своему милосердию может простить нам наши грехи и подать нам Свои дары — Христос Господь наш, Который живет и царствует во веки веков. Аминь.

Перевод с латыни А. Фокина

Примечания

  1. В общей нумерации слово 23-е. Перевод выполнен по изданию: Leo Magnus. Tractatus septem et nonaginta. Chavasse А. 1973. — Пер. О святителе Льве Великом см. статью А. Фокина в данном номере журнала. — Ред.
  2. В церковнославянском пер. Род Его кто исповесть?
    Перевод и примечания А. Р. Фокина, 2000
  3. Данный термин со времени Тертуллиана в латинском богословии означал такой тип соединения природ, когда происходит полное взаимопроникновение одной природы в другую без их смешения или без поглощения одной природы другой, наподобие соединения огня и железа. Этот же термин (греч. mxij) в таком же смысле употребляется святителем Григорием Богословом. См. его Слово 45.
  4. Мысль блаженного Августина.
  5. Имеется в виду святое крещение.
  6. Так в Вульгате и некоторых ранних греческих рукописях. В Синод. пер. Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших.
Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.