«Могут исчезнуть оценки или прикрепленные детьми задания»
Светлана, Забайкальский край:
— Войти в наш электронный журнал с мая прошлого года можно только через «Госуслуги» и никак больше. Мало того, что надо ввести личный пароль, так еще и получить СМС с кодом на свой телефон и ввести эти цифры. Понятно, что в целях безопасности, но если телефона нет, то и не войдешь. Непонятно, почему я должна использовать личный интернет и телефон.
До мая мы входили по логину и паролю, можно было зайти с любого компьютера, телефон был не нужен.
Техническую сторону разработчики улучшают, но тем не менее сбои случаются. Могут исчезнуть оценки или прикрепленные детьми выполненные задания. Был такой случай. Я просматривала успеваемость класса, видела «скрепки» — значки того, что дети выслали задание. И я сделала скриншот: видимо, сердце что-то заподозрило. На следующий день случился глюк, дневник не работал, скрепочки и задания исчезли. Предметники стали ставить двойки. И вот я ходила и показывала эти скриншоты, что дети не виноваты. Но я ведь случайно это заметила. А могла бы, как и все, быть в неведении.
Предполагается, что у каждого родителя свой кабинет, но не все хотят с этим разбираться. Как учитель и как мама, я вижу дневник с обеих сторон и понимаю нюансы, поэтому стараюсь родителям все объяснять.
В журнале можно переписываться с учениками, давать материал дополнительно, если ребенок не усвоил тему, то есть работать индивидуально. Дети могут отправлять фото заданий, которые не успели сделать на уроке, а я могу смотреть и оценивать.
Здесь тоже должна быть золотая середина.
Я порой спорю с коллегами и объясняю, что не все дети имеют возможность открыть презентацию и скачать то, что прикрепили учителя: нет памяти на телефоне или интернета, телефон не поддерживает и так далее.
Сама я избегаю таких заданий либо спрашиваю сначала у детей, будет ли им удобно. Вообще, я против обучения через телефон.
Для учителя заполнение электронного журнала — обязанность. Это своего рода отчет и подтверждение работы, за которую он получает зарплату. Мне им пользоваться удобно. Туда мы загружаем тематическое планирование на весь год, там выставляем оценки, прописываем домашнее задание. Можно делать разную статистику (прогресс класса или отдельного ученика), формировать любой отчет за секунды, отправлять его по почте родителям или распечатывать и вручать в бумажном виде. Там хранится вся информация об учениках. Единственное, доступ к ней имеют только классный руководитель и администрация.
Из минусов: не всегда у нас есть возможность заполнить журнал вовремя из-за технических сбоев. Или, допустим, ты пришел в чужой кабинет и не знаешь, как работает техника, надо потом искать свободный компьютер, а у нас нет свободных кабинетов.
И все же это вопрос дисциплины учителя — вовремя он внес домашнее задание или нет. Я всегда начинаю урок с открытым журналом. В начале отмечаю отсутствующих, в конце подвожу итоги, прописываю домашнее задание: сначала пишу его на доске, а потом в журнал, пока дети заносят в тетрадь или фотографируют.

Я им четко проговариваю, что отмазка «сетевой не работал» не оправдание. Они это усвоили. Никто не запрещает детям вести бумажные дневники, и никто их не отменял. А это уже зона ответственности ребенка. Но в электронном журнале для меня плюсов больше. Время не стоит на месте, мир меняется, и мы должны учиться пользоваться этим новым миром.
«Ребенку запретили телефон, домашку посмотреть не может»
Дарья, Амурская область:
— Меня ужасно раздражает вход в электронный журнал через «Госуслуги». Возможно, в центре нормально. У нас на Дальнем Востоке интернет высокоскоростной, но только в кавычках.
В школе иногда зайти невозможно, приходится из дома. Сложно было убедить родителей сделать привязку электронного дневника к «Госуслугам», некоторые не понимали как, у некоторых не позволяла техника…
Однозначно рекомендую записывать домашнее задание на доске в конце урока, как это было раньше, и настаиваю, чтобы дети носили бумажный дневник! Это отличный планировщик.
Во-первых, организует день ребенка. Во-вторых, там должна быть информация: ФИО учителей, номера кабинетов. Особенно это важно для первых и пятых классов. Раньше все знали, как зовут учителя, а сейчас спрашиваешь, кто ведет, и у детей ступор.
Во-вторых, если вдруг отключили интернет, сломалась техника, задание у детей все равно будет. Нередки случаи, когда ребенку родители запретили телефон, а домашку они сами посмотреть не могут.
Задание должно быть внесено, пока не закончились уроки, и да, это выходит не всегда, если работаешь в две смены… Знаю, в некоторых школах до сих пор учителя ведут электронный и бумажный журналы одновременно, удваивая работу. С бумажными было проще. Хотя казусов тоже хватало. Когда класс воровал и уничтожал журнал из-за двоек, приходилось переписывать его от корки до корки.
В электронном журнале хотя бы не надо писать бесконечные списки фамилий.
Если поставил не ту оценку, можно стереть и поставить новую. В бумажном надо было делать отписки, если сделал помарку.
У меня неоднозначное мнение. Но время требует идти с ним в ногу. Мы хоть и откровенно прихрамываем, но идем. А что электронный дневник заставляет родителей тревожиться за успехи ребенка нон-стоп, это же отлично! Тогда они начинают участвовать в жизни детей и не сваливают все на учителя.
«В электронном журнале надомники висят мертвым грузом»
Анастасия, Свердловская область:
— С одной стороны, я только за ведение электронного журнала, он мог бы экономить учителям время и силы. Но с другой — реализация все еще просто отвратительная. Это с учетом, что специфика конкретно моего класса предполагает минимальное взаимодействие, там дети с ментальными особенностями.
По сути, мне просто надо загрузить поурочный план и проставить в конце четверти «зачет»/«незачет». Поурочное планирование надо оформить в определенную таблицу, и сама платформа дает скачать форму этой таблицы. Но таблица не соответствует требованиям самой же платформы. Приходится ее самому пересобирать, вписывать темы уроков, загружать. По идее, дублировать то, что ты уже прописывал в рабочей программе на год.

Но вот ты собрал эту таблицу, а она не загружается, все темы и даты съезжают, потому что расписание куда-то посыпалось. Ну и бегаешь к завучу туда-сюда, пока оно само не починится. Раньше ты просто каждый день в бумажный журнал писал тему и проставлял «н». И это у меня еще нет заморочек с оценками и домашним заданием. Свои заметки я веду отдельно так, как удобно мне.
Еще раздражает, что в конце четверти требуют распечатки отчетов из этого журнала. Для чего? А чтобы завуч склеила их в один огромный свиток и на педсовете про каждого педагога и класс рассказывала, у кого какие недочеты. К слову, один такой общий отчет есть в электронном журнале, его тоже можно распечатать. Мне решительно непонятно, зачем переводить бумагу и краску, параллельно давая эти же данные, заполненные от руки.
Еще у нас большая проблема с надомниками. В каждом классе числятся дети, которые занимаются на дому с отдельным педагогом. На них ведется отдельный бумажный журнал с подписями родителей за каждое занятие. Но в электронном журнале надомники висят мертвым грузом, портя какую-то там статистику. У них другие предметы, другие темы, другое количество часов, другая система оценивания — все другое, не как у остального класса. Нет никакой возможности это отразить, и решение пока не нашли.
Из плюсов журнала для меня только то, что рука меньше устает писать. Дети у меня ходят с бумажными дневниками, там я отражаю поведенческие вопросы. Домашнее задание выдаю индивидуально на руки родителям, да и не оценивается оно никак. Разве что наклейку красивую дашь тем, кто в этом заинтересован. Связь с родителями у меня при личных встречах, изредка кто-то из них может позвонить.
«Ты пообещал, что дашь исправить двойку, а в журнале серая зона»
Анастасия, Костромская область:
— В школе я работаю восьмой год. Когда только пришла, у нас еще были бумажные журналы. Если честно, я боялась их заполнять: можно ошибиться, а исправлять хлопотно, надо заверять у директора. В электронном журнале, если ты ошибся, все легко отредактировать.
Так что журнал удобен. Правда, случаются сбои. Например, в конце четверти или полугодия, когда надо выставлять оценки, он повисает из-за того, что учителя массово туда заходят. В этом году, где-то в июне, он перестал работать совсем: детям выставили итоговые оценки, но закрыть год потом долго не могли — сентябрь уже начался, а у нас не получалось зайти и открыть новый учебный год.
Родители у нас пользуются электронным дневником охотно. Я тоже мама, и мне удобно, когда я вижу успеваемость своих детей, их средний балл и куда он двигается.
Правда, бывает стрессово, когда учитель долго не выставляет оценки: ожидаешь потом в конце четверти неприятный сюрприз. А в целом у меня скорее ощущение контроля за ситуацией: могу ребенку сказать, где у него проседает и что надо повторить, подтянуть.
У нас в школе бумажные дневники все равно заводят, и я детям говорю, чтобы обязательно сами записывали задания — а вдруг какие-то неполадки. Хотя мой младший ребенок может записать так, что потом ничего не разберешь, поэтому электронный дневник спасает.
Поскольку у нас был «Сетевой город», мы заходили по логину и паролю. Их создавали школьные администраторы дневника, и все было хорошо. У меня — учительские логин и пароль, у ребенка — ученические. Я заходила как учитель, заполняла домашние задания, выставляла оценки, а мой ребенок заходил в свой: мог сам посмотреть домашку, написать учителю через сервис сообщений, отправить задание.
С прошлого года, никого не спрашивая, доступ сделали только через «Госуслуги». Теперь, поскольку мои дети еще маленькие и у них нет аккаунтов на «Госуслугах», их ученические аккаунты не существуют. И они просто физически не могут зайти и посмотреть домашнее задание — только через мой родительский аккаунт. Чтобы они вошли дома с компьютера, нужен код из СМС.
Мне вся эта ситуация не понравилась. Раньше «Госуслуги» были правом, а не обязанностью. Я могла ими пользоваться, чтобы мне было удобно. А теперь, если у меня нет аккаунта, я не могу заполнять журнал и выставлять оценки.

Раньше я спокойно заходила со школьных компьютеров, а теперь не рискую. Часто как бывает? В спешке вводишь пароль, браузер тебе предлагает сохранить этот пароль, и ты можешь случайно подтвердить. Поэтому я захожу либо с телефона, либо с домашнего компьютера — выставляю оценки из тетради.
В «Сетевом городе» был свой функционал сообщений: я могла написать какому-то учителю или ученикам. Скажем, я веду урок, показываю детям таблицу. Дети говорят: «Классная табличка, а можете скинуть?» — «Хорошо, пришлю в электронный дневник».
Когда туда прикрутили «Сферум», сообщения из «Сетевого города» убрали. Соответственно, если у ребенка нет аккаунта в «Сферуме», он тебе написать не сможет. Мой сын тоже с этим столкнулся. В прошлом году в первой четверти работы отправляли через электронный дневник, а во второй, буквально сразу после каникул, у сына появилась точка. Я ему говорю: «Ты напиши учителю, спроси, за что точка». Мы залезли и увидели, что все, теперь только через «Сферум». У сына аккаунта нет. Я говорю: «Ну ладно, сходи пообщайся лично с учителем, живое общение лучше». Не знаю, как теперь с «MAX», сама пока не пользовалась, не было необходимости.
Администрация может сама ограничить период, когда журнал редактируется. И здесь тоже проблема. Есть учителя, которые не очень добросовестно все заполняют, они могут в конце четверти оптом выставить оценки и заполнить домашнее задание. Наша администрация, чтобы с этим бороться, установила период в 10 дней, после чего никакую оценку не исправить и тему урока не изменить. Причем у нас школа сельская.
А дети иногда долго не хотят исправлять оценки, но в конце четверти просыпаются. Бывает, ребенок получил двойку, а потом заболел. Приходит через десять дней. Ты, может, и пообещал дать ему шанс, чтобы эту двойку исправить, но у тебя в журнале серая зона. Причем я замечала, что учителя, которые недобросовестно заполняли журнал, продолжают это делать. В итоге администрация в конце четверти открывает на сколько-то дней доступ, чтобы все всё выставили.
«Иногда мы сидим без интернета»
Екатерина, Ростовская область:
— Часто электронный журнал виснет. Сейчас все чаще возникают проблемы с интернетом. Буквально вчера я записывала домашнее задание, а родители заходят и говорят: «Мы ничего не видим». Обращаемся к администрации — оказывается, какие-то проблемы на платформе. Когда заходит много людей, начинаются неполадки.
Родителям надо заходить через «Госуслуги», а не все хотят заморачиваться. Для них это тяжело, им лень, и начинаются личные сообщения: «Что задали?»
Писать могут в любое время. Дети часто пишут сами, у них есть мой номер телефона. Они не понимают, что учитель — это живой человек. Например, я могу элементарно забыть номер, который задала. Иногда сложно быстро сориентироваться, вспомнить, ответить.
Естественно, у всех детей есть бумажные дневники. Я периодически проверяю, как они их заполняют. Конечно, многие не хотят записывать, пока ты рядом с ними не встанешь: «Я отметил», «Я запомню», «Я останусь дополнительно».
Оценки стараюсь выставлять день в день. Не всегда это получается, и бывает, что выставляю задним числом. Но мои родители не жалуются, хотя в другой школе, где я работала, спрашивали: «Откуда появляются оценки?»
Главное, чтобы ничего не зависало. У нас в области иногда отключают интернет, и мы вообще сидим без него. В школе есть проводной, но там на два кабинета один компьютер.
«Ой, у нас не работало»
Маргарита, Тюменская область:
— С электронным журналом стало меньше бумажной работы. Старшие коллеги рассказывали, что раньше надо было все заполнять вручную и приходилось иногда по пять часов задерживаться на работе, потому что все, конечно, отдавалось на проверку. Сейчас это автоматизировано, списки классов уже есть, можно просто распечатать.
Но многие учителя, и я в том числе, в любом случае ведут обычный бумажный журнал, потому что из электронного оценки могут исчезнуть.
Сама идея электронного дневника хорошая. Но реализация хромает. Раньше были школьные логины и пароли, и это гораздо удобнее. Теперь в электронный дневник можно зайти только через «Госуслуги». Дети «Госуслугами» пользуются с 14 лет. Если ты младше, ты туда не попадешь. При этом не все родители заглядывают в электронный дневник. Я считаю, что система с «Госуслугами» все испортила. Не у всех они есть, там надо регистрироваться, но не все хотят.
Раньше мы по старинке звонили своим одноклассникам, спрашивали, что задано. А сейчас дети так не делают, и меня это удивляет. Я понимаю, что одноклассники не обязаны быть друзьями, сейчас же многие возмущаются, что школьные классы набирают случайно. Ну хотя бы по учебе можно общаться?
— Почему вы не узнаете домашнее задание у одноклассников?
— Мы не общаемся, у нас нет номеров.
В таких случаях ставлю двойку. Ее можно исправить, но я всегда говорю: «Незнание не освобождает от ответственности». Прошу, чтобы они записывали от руки. С маленькими проще, а вот подростков не заставить: «Ой, ну мы это посмотрим в электронном дневнике». А потом говорят: «Ой, у нас не работало».
Фото: freepik.com