Слушание

Некоторые из вас живут поблизости, другие приехали издалека. Приехать издалека, с точки зрения географической, не так уж трудно, благодаря скорости современного транспорта, но преодолеть духовную дистанцию — это уже гораздо сложнее. Однако не так важно, откуда мы прибыли, важно знать, куда мы идем и как нам достичь нашей цели. Для этого нам необходимы люди, которые, подобно проводникам в горах, смогут показать нам путь и собрать тех, кто заблудился или стоит на краю пропасти. Именно такова роль духовничества.

Некоторые возражения

Практика духовничества часто встречает возражения, особенно в наши дни. Приведу четыре критических замечания, которые наиболее часто можно услышать:

1. Цитируется Евангелие от Матфея: И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах (Мф 23:9).

2. Идея духовничества шокирует наших современников, столь приверженных демократии и равенству.

3. Из того, что истинные духовные отцы встречаются редко, делается вывод, что можно обойтись и без них.

4. Опасности злоупотребления.

Кто такой духовный отец?

Подумаем над тем, какое место занимает духовничество в жизни Церкви.

Соловьев в своем философском завещании “Три разговора”, составленном в последние месяцы жизни, излагает свои взгляды на конец времен. Он описывает, как антихрист созывает в Иерусалиме вселенский собор для объединения христиан. В большинстве своем они принимают объединение, как он его задумал, за исключением маленькой группы, противящейся ему. В ней — католики, возглавляемые папой Петром II, протестанты во главе с профессором Эрнстом Паули — известным немецким богословом. О православных сказано, что их действительным, хотя и неофициальным вождем был старец Иоанн, весьма известный среди русского народа.

Избирая старца в качестве личности, представляющей Православие, Соловьев, конечно же, проявил очень глубокую интуицию, но в то же время не дал этой личности определения. И в самом деле, кто такой старец? Понять, кто такой папа или университетский профессор, относительно легко. Но кто есть старец? Его служение не учреждено канонами Церкви, но имеет пророческое измерение, к которому неприложимы внешние критерии. К старцу можно применить евангельские слова: Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа (Ин 3:8). К истинному старцу можно отнести слова преподобного Силуана Афонского: “Совершенные ничего не говорят от себя, но что Дух им внушает”1. И такие люди встречаются редко. В отличие от старчества существует таинство исповеди, установленное Церковью, которое определяется канонами и регулируется церковной дисциплиной.

Итак, мы имеем — схематически — что-то подобное двум полюсам. С одной стороны, исповедующий священник, основываясь на канонической традиции Церкви, с рассуждением совершает таинство исповеди и дает отпущение грехов. В этом смысле таинство покаяния происходит как в суде и завершается определением: грехи либо отпускаются, либо нет. С другой стороны, старец, следуя традиции “Добротолюбия”, преподает исцеляющее слово жизни. Здесь мы уже не в сфере суда, а напротив, в духовной лечебнице, где верующие получают врачевание словом.

На мой взгляд, духовные отцы тяготеют к тому или иному из этих полюсов: одни ближе к исповедующим священникам, другие — к старцам. Так как духовничество находится между этими полюсами, оно может быть понято и прожито различными способами; следовательно, его границы не могут быть жестко очерчены.

Как важно слушать

Каким понятием, каким словом можно было бы лучше всего определить духовничество, как я его понимаю? Иначе говоря, какой внутренний настрой лежит в основе духовничества и позволяет ему быть подлинным таинством Церкви? В поисках этого понятия, зная, что может быть предложено другое, возможно, более правильное, — я определил его как слушание. В этом слове присутствует в сжатой форме все духовное делание отца и его чад в их взаимных отношениях. Слушать — это ключевое слово, добродетель, лежащая в основе духовничества и позволяющая ему быть тем, что оно есть, и приносить необходимые плоды.

Слушать Бога

Духовный отец прежде всего должен слушать в своем сердце то, что ему говорит Бог во время молитвы, чтобы быть в состоянии сказать своему ученику спасительное слово. Он слушает Бога, чтобы говорить не от своих познаний, приобретенных из книг, и даже не опираясь на свой опыт, но исходя из того, что Бог дает ему сказать. Апостол Павел говорит: Мы веруем, потому и говорим (2 Кор 4:13). И еще: Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (Рим 10:10). Есть прямая связь между вдохновением, полученным в сердце, и спасительным словом, произнесенным устами и обращенным к другому.

Вот что по этому поводу говорит отец Софроний в одной из своих духовных бесед: “Не говорите только от своего ума, но имейте в виду, что ваше сердце должно быть всегда страдающим, горестным, в степени, достаточной для того, чтобы привлечь ум (греч. noàj) â ñåðäöå. Ó êîãî òàêàÿ ìîëèòâà, òîò æèâåò áåç ìûñëåé. È òîãäà èç ýòîãî îòñóòñòâèÿ èäåé, èç ýòîé ïóñòîòû âñõîäèò ñëîâî, ïîðîæäåííîå áëàãîäàòüþ”2. В своей книге “О молитве” отец Софроний добавляет: «И в самый час беседы с человеком я старался держать “слух” ума моего на сердце, чтобы улавливать Божию мысль и часто даже слова, которые мне нужно сказать»3.

Итак, именно через слово, рожденное от благодати, духовный отец может правильно руководить своими чадами. Это именно то слово, которое ищет ученик. Он приходит к своему духовному отцу и говорит: “Отче, скажи мне слово ко спасению”, — выражение, которое часто встречается в изречениях египетских отцов-пустынников IV–V веков. Эта живая духовная жажда остается все той же на протяжении всех веков и даже до наших дней.

Вот как отец Софроний описывает свое отношение к старцу Силуану Афонскому: “Я вспоминаю годы, когда я приходил к Силуану, чтобы слушать его слово. Оно сослужило мне службу ни с чем не сравнимую. Благодаря его поддержке я смог вынести выпавшие мне испытания, которые превосходили мои силы. Но кем был для меня Силуан? Он был тем, о ком говорит пророк Иеремия: из того, кто беден, не нужен, несчастен, выйдет нечто драгоценное, и будет он, как уста Бога. Для меня устами Бога был Силуан”4.

До сих пор я подчеркивал необходимость для духовного отца слушать Бога в своем сердце. Но он, само собой разумеется, должен слушать также и своего ученика, — слушать не только то, что он говорит, но еще и войти в отношение сопричастности ему, со-чувствия в древнем смысле этого слова. Апостол Павел выражает это так: Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими (Рим 12:15). Отец Амфилохий (†1970), игумен монастыря святого Иоанна Богослова на о. Патмос, говорил, что “духов­ный отец страдает, любит, плачет и молится за тех, кто приходит к нему, больше, чем они сами”. Только при этом условии он сможет действительно служить людям. Поясняя эти слова, отец Софроний уточняет: “Поведение духовного отца не может быть таким: с 14-ти до 15-ти я принимаю только радующихся, а с 16 ти до 17-ти только скорбящих. Нет, каждую минуту он носит в себе и радость, и страданиe”5.

Христово послушание

Если духовный отец должен слушать Бога, чтобы сказать слово своему ученику, то последний должен слушать своего духовного отца. Здесь слушать значит слушаться. В большинстве европейских языков слово “послушание” этимологически восходит к глаголу “слушать”. Христос подал нам пример совершенного послушания: Он был послушен всецело. Апостол Павел говорит о Нем: Он смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп 2:8). Апостол Иоанн в своем Евангелии передает нам слова Христа, подчеркивая Его послушание Отцу: Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца (Ин 6:38). И он также подчеркивает, что Христос, Который есть Слово Отца, говорил не от Себя Самого, но от пославшего Его Отца то, что Отец велел Ему сказать и возвестить (см. Ин 12:49). Все знают Его молитву в Гефсиманском саду: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф 26:39).

Если Христос был послушен, то и мы должны подражать Ему. Если ученик внимает своему духовному отцу, если он следует его наставлениям, то и таинство Церкви, которым является духовное отцовство, может выполнить свое истинное предназначение и принести плоды. В противном случае таинство остается бесплодным. Тогда происходит то, о чем рассказывается в одном из патериков Отцов-пустынников: братья, взяв с собой людей из мира, пришли к авве Феликсу и просили у него слово. Однако старец хранил молчание. После того, как его долго умоляли, он сказал: “Вы хотите слышать слово?”. Они ответили: “Да, отче!”. Тогда старец сказал: “Отныне нет больше слов. Когда братья спрашивали старцев и выполняли то, что они говорили, Бог им внушал, что говорить. Но теперь спрашивают и не делают того, что слышат. Бог отобрал у старцев благодать слова, и они больше не находят, что сказать, потому что нет больше исполняющих”. И братья, услышав эти слова, восплакали и сказали: “Молись за нас, отче”.

Я хотел бы закончить выступление фразой, заимствованной у Антуана де Сент-Экзюпери, сказавшего когда-то, что хорошо видят только сердцем. По-настоящему слышат только сердцем!

Перевод с французского

1Архимандрит Софроний. Старец Силуан. Эссекс, Свято-Иоанно-Предтечен­ский монастырь, 1990. С. 27.

2Архимандрит Софроний (Сахаров). Духовные беседы (на французском языке, не изданное), 31 июля 1989 г.

3Архимандрит Софроний (Сахаров). О молитве. Эссекс-Москва, Свято-Иоан­но-Предтеченский Монастырь — Русский путь, 2002. С. 103.

4Архимандрит Софроний (Сахаров). Духовные беседы, 31 июля 1989 г.

5Там же, 24 июля 1989 г.

Помогите Правмиру
Сейчас, когда закрыто огромное количество СМИ, Правмир продолжает свою работу. Мы работаем, чтобы поддерживать людей, и чтобы знали: ВЫ НЕ ОДНИ.
18 лет Правмир работает для вас и ТОЛЬКО благодаря вам. Все наши тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке.
Поддержите Правмир сейчас, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. Мы остаемся. Оставайтесь с нами!
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.