Между Москвой и Псково-Печерским монастырем, в Тверской области, находится город Торопец. Тринадцать тысяч населения, несколько фабрик и заводов, две библиотеки. Много церквей. Девять веков истории. За последние сто лет, если верить старым фотографиям, многие улицы города ничем не изменилось. Большевики разрушили четыре храма в центре, но в целом архитектурный облик Торопца удалось сохранить.

Ироничная история: как святитель Тихон вытеснил большевиков

В этом небольшом городке провел детство и юность святой патриарх Тихон. В части дома, где с 1868 по 1879 жила семья Беллавиных, силами настоятеля храма Вознесения Господня (на кладбище — там же находится могила родителей и братьев святителя) и Спаса Преображения (там служил отец будущего Патриарха) протоиерея Георгия Фролова сейчас устроен музей его памяти. У другой части есть хозяева — Церковь не в состоянии пока ее выкупить, слишком большая сумма требуется.

Есть надежда, что к стопятидесятилетний годовщине со дня рождения святого Патриарха Тихона, которая будет отмечаться в 2015 году, найдутся благотворители и жертвователи, с чьей помощью удастся сделать музей во всем доме.

Не иначе как молитвами святителя в Торопце вот уже почти три года существует школа его имени — Негосударственное образовательное учреждение Торопецкая гимназия имени святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России.

Гимназия размещается в историческом здании (впрочем, в Торопце не так много неисторических зданий) — с 1917 по 1922 год в нем располагался Торопецкий уездный комитет большевиков. Вряд ли эти самые большевики поверили, если бы им сказали, что века не пройдет, как их помещение займет учреждение имени их злейшего врага…

IMG_9138_s_pr

Тридцать две печки и одна трапезная

Школу по старинке обогревают тридцать две печки. По санитарным нормам, процесс горения в печи должен закончиться за два часа до прихода детей, то есть в шесть часов утра. Истопники (их всего двое) начинают топить часа в четыре утра. А днем, после уроков, дети помогают носить дрова. Причем в пятницу — на все выходные.

Таких столбов-печек в школе 32. Топить их приходится по два часа

Таких столбов-печек в школе 32. Топить их приходится по два часа

Изнуренными, правда, ребята не выглядят. Всего их тут учится пока сорок три человека, с первого по седьмой класс. Форма — симпатичная (у девочек — зеленые платьица до колен, у мальчиков — рубашка-косоворотка и брючки), кормят — вкусно, три раза в день. Школьники даже в посты не голодают.

Повар у гимназии свой. Корреспндентам ПРАВМИРа повезло: мы были на трапезе в школе. Нам понравилось.

Директор школы, заслуженный учитель Мария Антоновна Овсянникова, сама накрывала на стол.

По стопам императрицы Александры Феодоровны

Идея гимназии возникла у ее главного благотворителя, Евгения Васильевича Томака, председателя совета директоров местного ОАО «Торопецкая швейная фабрика», когда он познакомился с опытом петербургской Школы народного искусства, организованной незадолго до революции святой мученицей императрицей Александрой Феодоровной и восстановленной двадцать лет назад.

Императрица считала важным соединить столичное образование с провинциальными трудовыми навыками. Она собирала в своей школе девочек, где им передавался опыт народных ремесел, с тем, чтобы в дальнейшем они могли и сами ехать в провинцию и создавать школы для будущих поколений.

Сегодня в Школе народного искусства также стараются восстанавливать ремесла без современных привнесений — в частности, девочки обучаются ткацкому мастерству на настоящем ткацком станке.

-Говорят, когда девочка садится за ткацкий станок, с ней что-то происходит. Но я не уверена, что мы сможем в точности повторить эту модель, — сомневается Мария Антоновна. — Начнем с того, что у нас учится много мальчиков, а образование в той дореволюционной школе в основном было рассчитано на девочек. Но кто знает! Школа в Петербурге тоже начинала с трудностями.

Школа всем миром

Идею создания гимназии в Торопце поддержали главы администраций Торопецкого района Николай Васильевич Аввакумов и города Виктор Владимирович Яковлев (один из его детей, кстати, здесь и учится). Новой гимназии было предоставлено здание, которое после большевиков занимали образовательные учреждения: вечерняя и общеобразовательная школы, ПТУ — на тот момент для жизни и работы не приспособленное.

-Не было ни канализации, ни водопровода, ни электричества, — вспоминает Мария Антоновна. — Здание пустовало уже года три, остался фактически только фасад.

Когда мы сюда только вошли, мы старались друг другу в глаза не смотреть — чтобы наше недоумение не было видно.

Мы сами — педагоги, родители, присланные нашим благотворителем Евгением Томаком работниками — все вместе выносили мусор, красили, мазали стены.

Вообще начало истории школы было очень спрессовано во времени. Мы должны были принять Устав, получить лицензию, сделать ремонт, поставить парты и столы — и все почти одновременно. Здание дали в мае 2010, а в сентябре мы начали учиться.

Не «натаскивание»

Сегодня школа аккредитована, имеет лицензию, образовательная программа здесь стандартная. Школьный компонент используется не на «натаскивание» на ЕГЭ и ГИА, а на православные предметы — Закон Божий (Основы православной веры), церковно-славянский язык, церковное пение.

В школе обязательное изучение церковно-славянского языка

В школе обязательное изучение церковно-славянского языка

Учится большинство ребят полный день (некоторые уходят пораньше в музыкальную и художественную школу) — до обеда изучают основные предметы, до шести вечера — дополнительные. Изучением Православия не ограничиваются: в гимназии действуют многочисленные спортивные секции и кружки.

-В семьях с работающими родителями это удобно, — объясняет директор. — У них рабочий день заканчивается — и у детей. Мы весной будем снижать нагрузку, чтобы школьники проводили больше времени на воздухе, меньше сидели в помещении.

За детей страшно

-У нас в основном учатся ребята из воцерковленных семей, а еще из семей, где понимают, что без нормальной среды за детей просто страшно. У нас не курят, нет нецензурной брани, каждый ребенок на виду, — ответила Мария Антоновна на наш вопрос, откуда приходят учиться. — В некоторых детских садиках нас рекомендуют родителям. Оттуда иногда приходят проблемные — гиперактивные детки. Как-то справляемся.

IMG_9049_s_pr

Никаких особых педагогических приемов у нас нет. Прикладываем усилия, чтобы энергия у детей выходила. Поставили столы для настольного тенниса — какое-то время играли. Сейчас им уже надоело. Пытаемся приучить к шахматам.

На молитву с радостью

Неприятия «церковной дисциплины» у детей нет. К проблемам психологического характера директор готова:

-Проблемы будут неминуемо. Мы сейчас только входим в подростковый возраст — наши старшие учатся только в седьмом классе.

Мария Антоновна полагает, что причина отсутствия проблем к нынешнему моменту проста: ребенок, погруженный в Православие с детства, до подросткового периода ему и не сопротивляется.

Кажется, в данном случае причина еще проще: здесь детей нелицемерно любят и не «давят».

IMG_9027_s_pr

-Утром мы вместе читаем молитвенное правило — по графику. Если тот, чья наступила очередь, заболел, остальные ловят учителей буквально у порога и упрашивают: «Можно я заменю?!» На службах ведут себя по-разному — иногда стоят как свечечки, иногда шалят. Но это же дети!

Иногда школа вывозит ребят в паломничества. «Мы уже были в Донском монастыре, Троице-Сергиевой лавре и Бородино. Это и духовно полезно, и интересно».

Можно ли разрушить хорошие традиции?

Директор школы — человек верующий. Крестилась Мария Антоновна еще в начале 90-х, после университета. До работы в гимназии она двенадцать лет проработала директором Первой школы города Торопец, существующей уже сто пять лет. Тогда стала общаться с духовенством, возникла идея православного детского лагеря.

За новое дело взялась сама — никто не назначал.

-Мы сначала хотели православную гимназию на базе Первой школы, но коллектив не поддержал. Очень боялись, что старые традиции будут нарушены. Хотя, по-моему, хорошие традиции разрушить нельзя, и православие их только усилит. Наверное, плохо объяснила — не смогла так донести эту мысль до душ и сердец своих коллег, чтобы они меня поняли.

Школа вскладчину

Из-за идущей по всей стране оптимизации, включающей в себя закрытие одних (обычно сельских) школ и укрупнения других, гимназия имени святителя Тихона оказалась более чем востребованной для семей из ближайших населенных пунктов. Уже третий год несколько ребят из Старой Торопы ежедневно едут на учебу.

Прямого транспорта до школы, увы, нет.

Образование платное (тысяча рублей в месяц за питание и тысяча — за обучение), но не для всех: дети из многодетных семей и опекаемые дети из малоимущих семей учатся бесплатно.
-Каждый помогает, чем может, — по-домашнему рассказывает Мария Антоновна. — Мыло, туалетную бумагу, порошок — все это покупаем вскладчину.

В школьный бюджет вкладывается и  Министерство образования Тверской области: есть городская субвенция на негосударственные учебные заведения, но детей пока мало, поэтому финансовые вливания ограничены (средства выделяются на каждого ребенка). Коллектив преподавателей посчитал, что для обеспечения нужд школы (оборудование, обустройство территории, ремонт) количество учеников надо увеличить почти в два раза — до восьмидесяти человек.

Также от администрации Твери школе выделяется на питание 15 тысяч рублей в квартал, но этого очень мало.

Есть у школы и благотворители, но дефицит бюджета они перекрыть не в состоянии. Поэтому директор признается честно: «Будем благодарны за любую помощь! Нам не хватает денег даже на зарплату учителям».

Работа и служение

-Чем мотивируете коллег? — спрашиваю у Марии Антоновны. Она только улыбается:

-Да практически ничем. Вот на Восьмое марта наши благотворители со швейной фабрики подарили всем учителям по пакету с подарками — красивое постельное белье. Благотворители из колхоза иногда присылают пайки.

Конечно, привлекает обстановка. В государственных школах — постоянный цейнот, бумажная лавина, отчеты… У нас поспокойнее.

Но на самом деле — просто понимаешь, что это не только работа, но еще и служение.

Нередко бывает, уныние находит — никаких сил нет. Без молитвы не справиться. Когда совсем тяжело, вечернее правило помогает — читаю полностью. Да и вообще у нас все получается только по молитвам святителя Тихона.

По дороге из поселка Старая Торопа, куда прибывает поезд из Москвы, рядом со школой №1, стоит памятник Учителю. Памятник посвящен не конкретному педагогу, а обобщенному образу школьного учителя, служащего и воспитывающего будущие поколения.

Напомним, что именно в школе №1 города Торопец раньше работала директор гимназии имени святителя Тихона Мария Антоновна Овсянникова.

Подготовила Мария Сеньчукова, фото Юлии Маковейчук

IMG_9137_s_pr IMG_9127_s_pr IMG_9126_s_pr IMG_9092_s_pr IMG_9083_s_pr IMG_9082_s_pr IMG_9077_s_pr IMG_9069_s_pr IMG_9050_s_pr IMG_9049_s_pr IMG_9040_s_pr IMG_9028_s_pr IMG_9027_s_pr IMG_8994_s_pr IMG_8992_s_pr IMG_8988_s_pr IMG_8262_s_pr IMG_8293_s_pr IMG_8318_s_pr IMG_8393_s_pr IMG_8397_s_pr IMG_8623_s_pr IMG_8693_s_pr IMG_8809_s_pr

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.