Смоковница Великого Понедельника

О чем полезно размышлять в понедельник Страстной седмицы – священник Димитрий Туркин.

После большинства двунадесятых церковных праздников следуют периоды попразднества, когда на службах продолжается воспевание прошедшего праздника. День Входа Господня в Иерусалим такого периода не имеет. Сразу за ним следует Великий Понедельник Страстной седмицы.

Священник Димитрий Туркин

Священник Димитрий Туркин

Мы приложили немало труда, проходя Великий пост и, наконец, достигли, как кажется его вершины – дня Вербного Воскресения. Праздник среди Поста ощущается во всем: и в радостных песнопениях богослужения, в праздничном облачении храма и священства, и в вербочках с цветами в руках прихожан, и в улыбках, и в веселом кроплении святой водой.

Естеству нашему привычно продолжать испытывать радостные чувства и после праздника, но тут перемена всего: и настроения, и чувств, и снова строгий пост после праздничной трапезы, и перемена песнопений и облачений снова на постный лад.

Зачем, кажется, все это? Ведь пост и так нам был труден, и мы, что могли совершить, то совершили. Неужели еще за неделю мы можем сами достигнуть еще какого-то духовного результата?

Оказывается, дело не в этом. Аскетические упражнения не сами по себе приводят нас ко Господу, не они делают подвижника учеником Христовым, но попытка-старание исполнить заповедь: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за мною» (Мф. 16, 24).

Евангельские события отразились в церковном уставе таким образом, чтобы выразить ту трагическую реальность, что после великого дня радости – встречи с Господом настает время скорби и испытания нашей верности Ему. И мы пытаемся не только мысленно представить это себе, но максимально воспринять настроение того далекого от нас дня.

Проведя ночь в Вифании, Христос поутру возвращается в Иерусалим. По дороге Он, испытывая голод, подходит к смоковнице, ища на ней плодов, и не находит. Много ли нужно было Спасителю, чтобы поддержать Его телесные силы? Может быть одна-две смоквы, но Он не находит ничего. И тогда Он налагает клятву на бесплодное древо, и оно засыхает.

Как больно читать эти строки, как страшно обратить взор на собственную бесплодную жизнь. Что принес я Богу, ждущему от меня плодов добра? Сколько лет еще я буду занимать место на земле?

Языком евангельского повествования и церковных песнопений церковь передает нам содержание этого дня. Это день для подведения итогов, оценки своей жизни. Впереди еще Тайная вечеря, Голгофа, смерть и Воскресение, но сегодня отчет перед собой и перед Богом. Научился ли я чему-нибудь полезному и духовному, и если нет, то попробовал ли научиться? Сделал ли хоть одно доброе дело бескорыстно и добросовестно, и если нет, попытался ли сделать?

Честным ответом на эти вопросы может оказаться простая и трезвая мысль: ничего стоящего того, чтобы о нем говорить, не сделано. Тогда, что же, остается ждать, когда Господь остановит токи Своей благодати, и иссохнет древо моей жизни? Никак не возможно в это поверить.

Есть еще надежда. Я не совершенен, но Совершенен Тот, Кто призывает меня к общению Тайной Вечери – к Евхаристии. Мне остается только сделать выбор: я с кем? С Иудой, хитрецом и предателем, или с верными апостолами.

Как быть верным Христу, Его заповедям? Сколько раз священник, стоя у аналоя с Крестом и Евангелием, слушает покаянные свидетельства о невозможности преодолеть греховные страсти, о том, как тошно повторять на исповеди одни и те же слова о неисправимых грехах! Сам священник, хорошо зная себя, может почти слово в слово повторить то же и о себе. Но благодать, действующая в нем, дает ему силу «вязать и решить».

Я еще помню твердо, что лучшие из тех, кто следовал за Господом, бежали и рассеялись, когда Он был пленен. Я читал и знаю, что первоверховный ученик трижды отрекся и плакал о своей немощи. Все это не делает мои грехи меньшими, но делает мое покаяние осмысленным и глубоким, основанным на вере во всепрощающую Любовь.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают Правмир, но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что честная и объективная информация должна быть доступна для всех.

Но. Правмир – это ежедневные статьи, собственная новостная служба, корреспонденты и корректоры, редакторы и дизайнеры, фото и видео, хостинг и серверы. Так что без вашей помощи нам просто не обойтись.

Пожалуйста, оформите ежемесячное пожертвование – 100, 200, 300 рублей. Любая сумма очень нужна и важна нам.

Ваш вклад поможет укреплять традиционные ценности, ясно и системно рассказывать о проблемах и решениях, изменять общественное мнение, сохранять людские судьбы и жизни.

Дорогой читатель!

Поддержи Правмир

руб

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: