С 1 по 3 сентября 2011 года на Фанаре – районе Стамбула, где находится резиденция Константинопольского патриарха, прошел Собор Предстоятелей Древних Патриархатов. От этой встречи ждали многого. Ждали, прежде всего, потому, что встреч в подобном формате за новейшую историю Православия еще не проводилось. Сбылись ли ожидания? Оправдались ли прогнозы аналитиков? Продолжаем рассказ об этом необычном Соборе, начатый ранее.

Дискуссия в прессе. Ожидания

Впервые о том, что Константинополь планирует провести встречу предстоятелей Древних Патриархатов и предстоятеля Церкви Кипра, стало известно в начале апреля 2011 года. Со ссылкой на кипрский источник такую информацию опубликовала греческая газета «Το Βήμα». На страницах этой же газеты 20 апреля появились и цитаты из конфиденциального послания патриарха Варфоломея приглашенным на встречу предстоятелям Церквей.

В процитированном фрагменте патриарх Варфоломей приглашал в самом конце августа прибыть на Фанар Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского и Кипрского предстоятелей для обсуждения проблем Ближнего Востока, а также «для обмена мнениями по православным делам, особенно по вопросу подготовки Всеправославного Собора». Там говорилось: «К этому призыву Мы вынуждены прибегнуть из-за того, что древние Патриархии Православной Церкви, вместе со Святейшей Церковью Кипра, поскольку они получили автокефалию от Вселенских Соборов, должны часто сходиться для совещаний по основным и фундаментальным вопросам Православной Церкви. Такие встречи собираются, конечно, не для совершенного исключения других Православных Церквей из процесса принятия общеправославных решений, а, наоборот, для поддержки и помощи Всеправославному единству».

При этом официальные лица Константинопольского патриархата, а также СМИ этой Поместной Церкви, патриархата хранили полное молчание по поводу запланированного Собора.

20 апреля опубликованный отрывок процитировали многие греческие СМИ, а уже 21 апреля началась довольно интересная реакция греческих обозревателей. Так популярный греческий портал inews.gr опубликовали статью Панайотиса Телеванту под названием «Вселенский патриарх созывает Собор древних патриархов и архиепископа Кипрского на Фанаре». Автор писал: «Этот шаг Его Всесвятейшества говорит о его непоколебимой решимости восстановить «пентархию» Патриархатов в качестве основы административной системы Церкви», а также упоминал, что «необходимо дать отпор амбициям русских».

Статья Панайотиса Телеванту, перепечатанная множеством изданий и скопированная на множество греческих форумов, породила шквал обсуждений и комментариев, в основном содержащими оскорбительные отзывы в адрес Русской Православной Церкви и восторженно приветствующих «восстановление» пентрахии.

Термин «пентархия» (от греческих слов πεντά — пять + αρχία — власть — буквально «пятивластие») означает систему главенства в христианской Церкви пяти глав Церквей (Римской, Константинопольской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской), сложившуюся после IV Вселенского Халкидонского собора (451 год). Пентархия разрушилась в VI веке, в связи с появлением автокефальных национальных Церквей, и окончательно стала невозможной после отпадения в раскол и ересь Римской Церкви.

Но до сих пор, теория «пентархии» как пяти Патриархатов, главенствующих в Церкви, является для греческого богословия по сути общепринятой. Один из самых известных современных греческих богословов, и одновременно один из самых известных иерархов Константинопольского патриархата Пергамский митрополит Иоанн (Зизиулас) в своих статьях и лекциях постоянно обращается к теме «пентархии», как действующему принципу жизни Церкви. Книга не менее известного богослова Христоса Яннараса, в которой целая глава посвящена защите и доказательству необходимости «пентархии», доступна и на русском языке (Яннарас Х. Истина и единство Церкви. Москва, 2006). Зачастую звучат и вовсе заявления подобные опубликованному на официальном сайте Бельгийской епархии Константинопольского патриархата, где говорится, что «новые» патриархаты не равны «древним».

К счастью, такие настроения в греческом мире не являются преобладающими. Так, уже 21 апреля 2011 года, греческий портал amen.gr опубликовано послание авторитетного иерарха Александрийского патриархата митрополита Зимбабве и Анголы Серафима, в котором было сказано, что он не одобряет инициативу созыва Собора Древних Патриархатов, в частности по той причине, что этот созыв подчеркнет различие между одними патриархами в ущерб другим.

Дискуссия среди греческих авторов продолжалась. Так, 13 мая, тот же портал amen.gr опубликовал другую статью — «То, что не должно быть забыто», принадлежащую перу Великого Иеромнимона Константинопольской Церкви профессора Аристида Панотиса. В ней содержалась пространная апологию теории «пентархии» со ссылками на Святых Отцов и греческих богословов. В итоге автор заключал: «Пентархия для всех православных является незыблемым вселенским учреждением, святоотеческим наследием Востока и Запада».

Тогда же обсуждение теории «пентархии», а также возможности ее возрождения и последствий для всего православного мира перекинулось в русские и украинские СМИ. Интересно, что 25 мая 2011 года на сайте «Русская народная линия» появилось интервью с русским тюркологом Александром Сотниченко, который незадолго до этого на приеме в Константинопольской Патриархии в Стамбуле. По словам Александра Сотниченко, администрация Константинопольского патриархат испытывала серьезную озабоченность вниманием средств массовой информации к проблеме «пентархии» и ее «возрождению» в связи с готовящимся Синодом древних патриархатов. Александр Сотниченко тогда заявил: «Сенсационные сообщения о несуществующих планах Константинопольского Патриарха — это домыслы определенных кругов, которые рассчитывают на углубление противоречий между Русской Православной Церковью и Константинопольским Патриархатом». Кроме того, автор напоминал, что «отношения между нашими Церквами – отношения первостепенной важности», но и обращал внимание, что «Константинополь несколько недооценивает важность этих отношений».

Естественно, за идею «возрождения пентархии» с радостью схватились всевозможные раскольники, как за последнюю надежду, что вот-вот «пентархия» признает их и дарует автокефальный статус или что-нибудь ещё заветное.

Дипломатические усилия Русской Православной Церкви

Одновременно с разговорами в прессе закипела дипломатическая работа. Её масштабы впечатляют. Достаточно посмотреть только на хронологию встреч и переговоров.

10 мая в Москву прибыл предстоятель Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии.

С 15 по 17 мая председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион находился с рабочей поездкой в Болгарской Православной Церкви. 17 мая 2011 года в городе Батак Пловдивской епархии Болгарской Православной Церкви состоялись торжества, посвященные дню памяти святых новомучеников Батакских. В торжествах приняли участие иерархи и клирики Болгарской Церкви и гости из других Поместных Православных Церквей: Константинопольской, Александрийской, Сербской, Румынской, Кипрской, Элладской, Албанской, Польской, Чешских земель и Словакии, Православной Церкви в Америке. На торжествах отсутствовали только представители Иерусалимской Православной Церкви, так как к тому времени она уже находилась в состоянии разрыва евхаристического общения с Румынской Православной Церковью.

23 мая 2011 года в Отделе внешних церковных связей состоялась встреча председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона с иерархом Константинопольского Патриархата митрополитом Прусским Элпидофором. Как говорилось в официальном сообщении: «На встрече состоялось обсуждение актуальных вопросов межправославных отношений». 25 мая 2011 года делегацию Константинопольского Патриархата принял Патриарх Московский и всея Руси. На этой встрече также обсуждались темы связанные с межправославными отношениями.

31 мая 2011 года митрополит Иларион прибыл в Польшу и провел рабочие переговоры с Предстоятелем Польской Православной Церкви Блаженнейшим Митрополитом Варшавским и всей Польши Саввой.

13 июня 2011 года в Каире состоялась встреча митрополита Илариона с Блаженнейшим Папой и Патриархом Александрийским Феодором.

14 июня 2011 года в Афинах прошла встреча митрополита Илариона с Блаженнейшим Архиепископом Афинским и всей Эллады Иеронимом.

17 июня 2011 года в Ираклионе состоялась встреча митрополита Илариона с архиепископом Критским Иринеем.

18 июня 2011 года в предместье города Пафос на Кипре митрополит Иларион встретился с Блаженнейшим Архиепископом Кипрским Хризостомом.

19 июля 2011 года в ходе рабочей поездки митрополит Волоколамский Иларион встретился с Блаженнейшим Патриархом Румынским Даниилом. В официальном заявлении митрополита Илариона по результатам этой встречи говорилось: «Мы обменялись мнениями по вопросу о том, как наши две Церкви должны участвовать в межправославных отношениях, в том числе, в процессе подготовки Святого и Великого Собора Православной Церкви». Между тем, греческие СМИ в феврале 2011 года сообщали, что на Межправославной Согласительной Комиссии в Шамбези, о который рассказывалось ранее, члены делегации Румынской Православной Церкви выступили против отдельного указания в межправославных документах особой роли Константинопольского престола. Кроме того, на повестке дня нынешних межправославных отношений особым образом уже стоял разрыв евхаристического общения между Иерусалимской и Румынской Церквями, связанный с конфликтом вокруг румынского храма в Назарете.

20 июля 2011 года митрополит Иларион встретился со Святейшим Патриархом Сербским Иринеем.

25 июля 2011 года состоялась встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с группой архиереев Антиохийской Православной Церкви, прибывших в Москву на торжества, посвященные 65-летию Отдела Внешних Церковных Связей.

26 июля 2011 года в Киеве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со Святейшим и Блаженнейшим Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II.

15 августа 2011 года Блаженнейший Патриарх Игнатий принял архимандрита Александра (Елисова), представителя Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока.

20 августа 2011 года Блаженнейший Патриарх Великого града Антиохии и всего Востока Игнатий IV принял в Дамаске митрополита Волоколамского Илариона.

Сразу из Дамаска митрополит Иларион отправился в Стамбул. Визит главы Отдела Внешних Церковных Связей Русской Православной Церкви в Константинопольский Патриархат в этот раз был необычайно долгим. 20 августа 2011 года митрополит Иларион встретился со Всесвятейшим Патриархом Константинопольским Варфоломеем. А 21 августа они отбыли на родину предстоятеля Константинопольской Православной Церкви — остров Гёкчеада (Имврос) в северной части Эгейского моря. А в современной дипломатии такие поездки «на малую родину» обычно являются сигналом того, что принимающая сторона хочет показать особое расположение к визитерам, подтвердить свою лояльность, желание идти на договоренности. Визит патриарха Варфоломея и митрополита Илариона на Имврос продлился до 23 августа. И именно тогда, в своем слове за Божественной Литургией митрополит Иларион сказал Всесвятейшему патриарху Варфоломею: «В настоящее время благодаря нашей совместной работе открывается возможность проведения Всеправославного Собора. Впервые за много веков иерархи всех Поместных Православных Церквей могут собраться вместе для того, чтобы обсудить актуальные вопросы жизни христиан в современном мире. Давайте не будем упускать эту возможность. Давайте объединим наши усилия и забудем о мелких разногласиях по тем или иным вопросам, которые еще остаются между Православными Церквами».

Наконец, после визита в Константинопольский Патриархат, состоялся и визит митрополита Илариона в Иерусалим. 25 августа 2011 года он встретился с Блаженнейшим Патриархом Святого града Иерусалима и всей Палестины Феофилом.

Итоги состоявшихся поездок митрополит Иларион подвел в своем интервью агентству «Интерфакс-Религия»:

— Будут ли на предстоящей встрече Предстоятелей в Стамбуле обсуждаться лишь региональные вопросы или также вопросы общеправославного значения?

— Я задавал этот вопрос всем трем Патриархам. Святейший Патриарх Варфоломей сказал мне, что встреча будет посвящена, прежде всего, проблемам Ближнего Востока. Это же подтвердили Патриарх Антиохийский Игнатий и Патриарх Иерусалимский Феофил, который, впрочем, добавил, что, когда Предстоятели встречаются, они могут обсуждать любые интересующие их вопросы.
Будет ли обсуждаться на встрече тема предстоящего Всеправославного Собора, мне сейчас ответить трудно. Но считаю, что вопросы межправославного характера должны обсуждаться всеми Поместными Православными Церквами, чтобы не создавалось впечатление, что какая-то группа Церквей пытается принять решение за все Поместные Церкви в их отсутствие.

— Затрагивался ли вопрос предстоящего Всеправославного Собора и его подготовки также на встречах с Антиохийским и Иерусалимским Патриархами?

— Этот вопрос также затрагивался. Важно было обсудить с Предстоятелями Константинопольского Патриархата и этих Церквей вопрос о возможной конфигурации Собора, о его тематике, о том, как будут представлены Церкви и каким будет метод принятия решений. Сегодня в межправославном сотрудничестве единственным методом принятия решений является консенсус, и именно на нем строится возможность соработничества между Поместными Православными Церквами. Именно этот метод помогает в духе братской любви решать возникающие вопросы и приходить к согласию по тем вопросам, по которым имеются разногласия.
В последнее время стали раздаваться отдельные голоса в пользу того, чтобы отказаться от этого метода и чтобы решения на межправославном совещании принимались простым большинством. Но такое радикальное изменение в работе межправославных органов может привести к очень тяжелым последствиям: если хотя бы одна Церковь будет выступать против того или иного решения и путем голосования ее мнение будет проигнорировано, это неизбежно внесет разделение в семью Православных Церквей. И если разделение не будет преодолено на подготовительном уровне, оно обязательно возникнет на уровне самого Всеправославного Собора. Поэтому совершенно невозможно сегодня предложить какой бы то ни было иной метод, кроме консенсуса.

1 сентября 2011 года в 18 часов в патриаршем храме на Фанаре состоялось первое заседание Собора Предстоятелей Древний Патриархатов.

За день до этого – 31 августа на Фанар прибывали участники Собора. Именно тогда широкой публике стало известно, что первый из официально откликнувшихся на призыв патриарха Варфоломея прибыть на встречу предстоятелей Древних Патриархатов – патриарх Антиохийский Игнатий, вовсе на эту встречу не прибыл, а только прислал своего представителя. Как сообщили греческие СМИ, это решение Патриарх Игнатий принял перед самым началом высокого саммита. Но если посмотреть на то, с какой интенсивностью вела переговоры с Антиохийской Церковью Русская Православная Церковь в конце июля – августе 2011 года, можно смело предположить, что, уже прибыв в Стамбул 20 августа, митрополит Иларион имел определенные договоренности с антиохийским предстоятелем. И, возможно, этот факт стал одним из решающих на переговорах с патриархом Варфоломеем.

Также ряд экспертов указывал на то, что предложение Русской Православной Церкви, сформулированное митрополитом Иларионом в ходе своих «предсоборных» визитов, активно поддержали и в Александрийской Православной Церкви.

А предложение Русской Православной Церкви было одно: Вопросы всеправославного характера должны рассматриваться и решаться не узким кругом «древних патриархатов», а только на совместных встречах предстоятелей всех автокефальных Православных Церквей. Именно его и озвучил на острове Имврос митрополит Иларион (Алфеев).

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.