Главная Церковь Православие в мире

Солнце — Иерусалим

У каждого человека есть своя Родина. Прежде всего – это то место, где ты родился и вырос. Затем – это то место, где тебе Бог дал возможность состояться как человеку в этой жизни. Бывает, что первое совпадает со вторым, но не всегда. Но у каждого православного христианина, помимо своей малой Родины, есть Родина небесная и имя ей – Святая Земля со Святым Градом Иерусалимом.

У каждого человека есть своя Родина. Прежде всего – это то место, где ты родился и вырос. Затем – это то место, где тебе Бог дал возможность состояться как человеку в этой жизни. Бывает, что первое совпадает со вторым, но не всегда. Но у каждого православного христианина, помимо своей малой Родины, есть Родина небесная и имя ей – Святая Земля со Святым Градом Иерусалимом. Святая Земля располагается в том месте земного шара, где сейчас находится государство Израиль, но называется она святой не поэтому. Эта земля святая потому, что здесь прошла земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа. И каждая тропка, каждый камешек напоминают нам о тех святых и великих днях.

Побывать в Иерусалиме – мечта каждого нормального православного. И когда эта возможность представляется, то молишь Бога о том, чтобы это было не последний раз. На еврейском языке нет понятия «прийти» или «приехать» в Иерусалим, всегда говорят «взойти», и это важно. Самое святое место
в Иерусалиме – это Храм Гроба Господня. К нему нельзя подъехать на машине. Обязательно нужно идти по узким улочкам сквозь торговые ряды, в основном арабов, которые торгуют всякой всячиной и настойчиво зазывают в свои неказистые магазинчики каждого, кто хоть как-то проявил интерес к залежавшемуся товару.

И вот – Храм Святого Гроба. Храм поделен тремя христианскими конфессиями: православными, католиками и армянами. У каждого есть свое время для совершения богослужения, у католиков и армян есть даже свои специальные приделы, но центральный алтарь Воскресения Христова – православный, является кафедрой Иерусалимского Патриарха. Некоторые русские паломники возмущаются тем, что у Русской Церкви нет своего отдельного придела, не понимая того, что он нам вовсе и не нужен, потому что у нас с греками, т.е. Иерусалимской Церковью – одна вера. Вход в пещеру Гроба Господня предваряет придел Ангела, в котором установлен престол, на котором совершается Божественная Литургия, а Гроб Господень служит на ней Жертвенником. Огромная вереница людей: мужчин и женщин стремится прикоснуться к этой величайшей святыне, и попросить Господа о самом сокровенном.

Нас часто на богослужении раздражают какие-то «отвлекающие факторы»: кто-то не так стал, не там поклонился, что-то произнес вслух, зашуршал пакетом и этого уже достаточно, чтобы от нашей «молитвенности» не осталось и следа. Святая Земля учит терпению и вниманию главному. Нередко когда во время богослужения вдруг начинается мусульманская молитва, которая через усилители разносится по всему Старому Городу. И эта данность, с которой вынуждены смиряться все, даже Иерусалимский Патриарх, и через это начинаешь понимать, что молиться нужно уметь на всяком месте, а не только в «комфортабельных» условиях.

Главное отличие населения Иерусалима, да и вообще всего современного Израиля и Палестины, от нашего в том, что оно практически полностью религиозно. Понятно, что эта религиозность с совершенно обратным вектором, но уважение к религиозному чувству есть у всех. Когда группа наших паломников совершает следование по Крестному пути Спасителя, который проходит в основном по все тем же бесчисленным торговым рядам, то они не становятся «объектом для насмешек» вовсе неправославных жителей Иерусалима. Поэтому опыт Святой Земли говорит нам о том, что мы, несомненно, не имеем права смешивать нашу веру с чем попало, но это не означает, что наше отношение к людям других вер и национальностей должно быть презрительным.

Иерусалим для русского человека – это также Русская Духовная Миссия с величественным Троицким Собором, это храм Святой
равноапостольной Марии Магдалины с мощами святых новомучениц Елисаветы и Варвары, это Вознесенский монастырь на Елеонской горе, с гробницей приснопамятного архимандрита Антонина (Капустина), благодаря трудам которого Русская Церковь утвердилась на Святой Земле. С Елеонской горы открывается удивительный «открыточный» вид Старого Города. Золотые врата, через которые Спаситель входил в Иерусалим на свои страдания и смерть – заложены. В центре, на
месте разрушенного Храма, блестит золотым куполом мечеть Омара. Взирая на этот вид, понимаешь, что в этом городе закончится история земного мiра.

Со Святой Земли хочется увезти что-то такое особенное, что всегда тебе будет напоминать о ней. Многие для этого собирают бесчисленные камушки и иные святыньки, но главное – это особое духовное состояние, которое невозможно купить ни за какие деньги, которое просто: или есть, или его нет.

И еще важное. Матерь всех Православных Церквей – Святая Иерусалимская Церковь существует в, по сути, инородной и иноверческой среде. И это не дает ей повода раствориться в кипящем котле современности. Эта, по численности её прихожан, «маленькая» Церковь несет особый подвиг христианского свидетельства внешнему мiру. Здесь всё второстепенное, наносное, ненужное отбрасывается для того, чтобы сосредоточиться на главном деле любого православного человека — спасении собственной души.

Святая Земля придает человеку особый вкус и настрой жизни. Важно сохранить эти чувства для того, чтобы в наших повседневных трудах и заботах научиться определять главное и не перепутать его с второстепенным. Если так и есть, то всё не напрасно.


Опубликовано в 5-6 номере журнала «Новый Ковчег» за 2005 г.

Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: