Сомневайтесь
Первые фейки — про Бабайку, Черную Руку, Гроб на колесиках и прочие интересности — настигли меня еще в глубоком детстве. Совместное переживание страхов, как выяснилось позже, является «обязательной программой» в детской среде примерно от 4 до 8 лет. Но что-то я начинаю в этом сомневаться: то ли страхи расширяют свое поле воздействия, то ли окружающие меня взрослые впадают в детство.

Фейки, в моем понимании, распадаются на два типа: целенаправленные и спонтанные. Первые — продукт хорошо продуманных технологий введения в заблуждение, по сути дела — организованный и спланированный обман с целью получения выгоды. К таким фейкам закономерно можно отнести политические и коммерческие репутационные «игры», а также мошеннический «сбор средств» для лечения вымышленных или реальных больных. Кстати, чаще — второе. Больные-то реальные, но вот деньги уходят совершенно неведомым «героям».

Интересно, что двигателем этого процесса является наша с вами лень. Точнее, лень и… лень! Два раза. Первый раз — когда мы с радостью бросаемся «помогать в один клик». Это же проще, чем оказать минимальную, но РЕАЛЬНУЮ помощь. А тут — тыц по клаве! — и ты уже хороший, план по благотворительности выполнен. Второй раз — когда ленимся подумать: «А что, если это неправда?», взвесить последствия и хотя бы минимально проверить информацию. Это не так сложно, как кажется.

Вторая категория фейков, которые возникают и распространяются как будто бы спонтанно, — гораздо более интересный предмет для рассмотрения.

Их бывает несколько типов.

«Письмо счастья». Типичное «ни о чем». Легкое истероидное чтиво для тех, кому совсем нечем заняться. Письма счастья были (говорят, аж века с XVIII примерно), есть и, видимо, будут всегда. Вера в то, что с помощью незамысловатых «магических» действий можно навсегда гарантировать себе всяческое благополучие, в нашем народе неистребима.

Кстати, письма счастья часто плотненько примыкают к мошенничеству, потому что содержат просьбу позвонить по некоему номеру телефона (при звонке на который ваш счет существенно «похудеет») или даже прямые просьбы о денежном пожертвовании. Один из вариантов — сказ о том, как Facebook или некие другие структуры («Ерuls» и «Оnеt», например) начисляют деньги умирающим детям за те лайки или репосты, которые вы поставите просьбам об их спасении. Между делом сообщение содержит номер телефона, который спасет… ваш счет от избытка средств, а автора фейка — от необходимости зарабатывать честным трудом.

«Паническая атака». В этом жанре любого морально устойчивого человека выводит из себя абсолютно все. И куча восклицательных знаков, и откровенно невменяемый тон, и обязательная ссылка на «авторитетное» лицо — учительницу, сотрудника полиции, врача, кума, свата, брата, жену двоюродного дяди, которая «вот только что своими глазами видела», — и отсутствие мало-мальски вменяемого фактажа или контактов. Как правило, из таких сообщений невозможно понять ни географию события, ни его хронологические рамки, а единственной целью авторов кажется стремление вызвать эмоциональный отклик и «поймать хайп».

Отравленный тархун, массово доводящий детей до комы; банды педофилов, пристающие к малышам непосредственно в школьных дворах на глазах у изумленной публики (которая тут же спешно оповещает всех через родительские чаты); детские трупы с вырезанными почками в ближайших кустах; наркотики под видом карамелек — все это при ближайшем рассмотрении не выдерживает никакой критики, однако по верхам, несомненно, имеет связь с реальными жизненными опасностями, игнорировать которые попросту нельзя. Именно поэтому многие, в том числе здравомыслящие, люди жмут кнопочку перепоста «на всякий случай», мало задумываясь о последствиях.

«Воззвание спасителя». Этот тип фейков всегда опирается на некое «тайное» знание, решающее общую проблему. Мы все в последние недели наблюдаем всплески безумных рекомендаций от «компетентных источников» — «медработников из Китая», «японских врачей», «профессоров» и так далее — с призывом есть чеснок/лук/цинк/витамин С (нужное подчеркнуть), глотать горячую жидкость, капать в нос перекись водорода, использовать вместо маски старые носки (надеюсь, что это все-таки шутка). Тут главный акцент сделан на якобы глобальной тупости всей мировой общественности и сугубом рецепте, известном только избранным. Вот это ощущение «избранности» и срабатывает: не столько за счет реального эффекта от советов, сколько возрастающего чувства собственной значимости, которое испытывает обладатель информации.

Другая версия «спасительства» — сообщения о разного рода грядущих зверствах: усыплении обученных собак, утоплении щенков и так далее и тому подобное.

Юра из Уханя и антисептик с вертолета. Антрополог Александра Архипова — о фейках в пандемию
Подробнее

«Мировой заговор». Несомненно, связан с предыдущим типом, однако акцент несколько смещен: мировая общественность не тупа, а преступна. Отсюда разнообразные версии посылов — от «нас обманывает власть» до «кругом враги». Недавно разошедшиеся фейки об отлове гуляющих во время карантина школьников и перспективе «опыления» местности антисептиками с вертолетов тому подтверждение.

«Ну и что?» — спросит подуставший читатель. Да как будто бы и ничего, но не все так просто. Во-первых, с помощью фейковых рассылок специалисты могут отследить пути распространения подобной информации и затем использовать их уже целенаправленно. Во-вторых, обилие подложной информации формирует у человека к ней своеобразный «иммунитет». Так фейки, по сути, вредят благотворительности. В-третьих, «панические атаки», например, вполне могут приводить к разбалансированию психики у неустойчивых лиц и общему повышению тревожности в обществе.

Есть и обратная сторона этой «медали»: создание панических фейков чаще всего связано с параноидальными склонностями автора. Получается замкнутый круг, в котором тревожность и неадекватность распространяются во все стороны не хуже коронавируса. И в этом тоже у кого-то может быть серьезная заинтересованность.

Так что же делать?

Для начала осознать, что в современном цифровом глобализированном обществе абсолютно любая информация — это оружие. То есть, как нож, может и «хлеб нарезать», и «человека убить».

Затем постараться принять тот факт, что мы все несем ответственность за то, что распространяем в цифровой реальности, так же, как и за действия и поступки, совершаемые в реальности физической. В последние годы резко возросло количество законов, регулирующих свободу граждан на распространение информации. Например, в Германии владельцы аккаунтов, распространяющих фейковые новости, могут заплатить до 50 миллионов евро (специально не пишу цифрами, чтобы не подумали, что в количестве нулей опечатка). В Малайзии за фейк на странице в Facebook можно получить до двадцати лет тюрьмы или штраф до 100 тысяч евро. И хотя дебаты о том, не ограничивают ли такие меры свободу слова, все еще не утихают, законы приняты и выполняются неукоснительно.

Отсюда следующий однозначный вывод: НЕ перепостить нужное гораздо менее опасно, чем перепостить фейк. То есть если нет времени, не нужно ничего делать вообще. Забудьте. Если есть время и заинтересованность, проверьте информацию. Делается это довольно просто. Выбираем несколько ключевых слов из поста и гуглим. Можно прямо вместе со словом «фейк». При этом используем кнопочку «Инструменты» и выбираем какой-нибудь отдаленный период времени.

Так любопытствующие могут выяснить, что, оказывается, готовящиеся к усыплению овчарки курсируют в сети с 2011 года, а фото девочки, которой требуется операция на сердце и которой «Ерuls» и «Onet» якобы готовы начислять деньги за лайки — с 2007 года. При этом девочка была прооперирована в том же году, но в 2008-м, к сожалению, умерла. Что испытывает мама девочки, видя подобные рассылки на протяжении 13 лет, трудно сказать.

Если нужно проверить подлинность фотографии или картинки, спросите Google, как это делается. Затем в нашедшихся результатах нужно выбрать картинки с максимальным качеством и перейти к первоисточнику. И вот тогда, например, мы узнаем, что популярное эмоциональное фото горящего в сибирских пожарах оленя сделано в Австралии и размещено в сети 17 августа 2016 года.

Телефонный номер тоже можно проверить, загуглив. Маловероятно, что вы первый юзер, получивший письмо с этим контактом. Следовательно, в сети есть отзывы, что это за номер и какие «спецэффекты» возможны при звонке на него.

Но никакой поисковик не заменит критического мышления, то есть способности человека ставить под сомнение любую поступающую информацию, включая собственные убеждения.

«Срочно донесите это до детей!» Признаки фейка в вашем школьном чате
Подробнее

И даже если все в проверочной логике прозрачно, но почему же, ПОЧЕМУ мы верим? А почему Ева поверила змею? Потому что он, начиная разговор о якобы скрытых Богом неких сверхвозможностях, «позаботился» о людях, постарался «спасти» их, дать «правильный рецепт», «подсказать, как лучше». И помните, что стало его главным оружием? Полуправда. Не наглая ложь, а именно изящная, тонкая ложь под соусом очевидного. А что стало главной проблемой Евы? То, что в этот момент она была ОДНА. Ей некого было спросить. Не с кем подебатировать. Некому было помочь ей усомниться в адекватности принимаемого решения.

Человеческая природа мало изменилась в ходе истории, и лень, легкомыслие, самоуверенность и гордыня легко продолжают увлекать нас в сети отца лжи. Так что сомневайтесь на здоровье. И не забывайте советоваться с теми, кого считаете умнее себя.

И еще одно, дорогой читатель: в этом тексте есть один серьезный, но легко проверяемый фейк. Найдешь?

Источник: журнал «Отрок», № 2 (100), 2020

Фото: pixabay.com

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.