Что ждёт человечество, если мы не научимся быть хозяевами, а не рабами своей техники? Размышляет Дмитрий Соловьев, design-thinker в компании «Радость Понимания».

Ренессанс медитации

Светлое просторное помещение класса в офис-центре. Несколько айти-разработчиков сидят без движения за партами. Молодой человек, стоящий перед ними, обводит аудиторию взглядом и произносит: «Закройте глаза и сконцентрируйтесь на дыхании». Это Чейд-Мэн Тан проводит очередное занятие по обучению медитации для сотрудников Google в Силиконовой долине.

Медиаскетизм

Чейд-Мэн Тан пришел работать в Гугл в 2000 году, как обычный сотрудник под номером 107, уже будучи буддистом. А спустя семь лет он запустил в корпорации программу «Поиск внутри себя» по обучению сотрудников «концентрации, отдыху и самоконтролю» через медитацию. Сейчас на курс записываются в очередь по 400 человек, Далай-лама отзывается о курсе, как о способе обрести счастье и внутренний мир, а Эрик Шмидт ставит в один ряд с остальными великими идеями, рождёнными в Google.

На западе ренессанс интереса к восточным медитациям. На это раз не в среде музыкантов и детей цветов, а в среде высокозагруженных IT-разработчиков и стартаперов. И Google не единственное тому подтверждение.

В Сан-Франциско с 2000 года проходит конференция «Мудрость 2.0». Сначала она собирала около двухсот человек, сейчас это крупное мероприятие с 1700 участниками. Представители Facebook, Twitter, Zynga, PayPal, Microsoft и Cisco встречаются с экспертами по буддизму и специалистами по mindfulness для того, чтобы обменяться опытом, как использовать технологии наиболее эффективно и безопасно. Конференцию основал Сорен Гордхэмер после того, как написал книгу «Мудрость 2.0: древние секреты для современных технологий». В ней он сравнивал зависимость от социальных сетей с зависимостью от азартных игр. Обновление интернет страницы подобно дерганью за ручку игрового автомата — мы рассчитываем выиграть информационный джек-пот и увидеть то, что изменит нашу жизнь.

Увлекаются осознанностью не только по Силиконовой долине. В интернете пачками появляются сервисы и сообщества, посвященные mindfulness (речь о практической медитации, термин на русский язык можно перевести, как «практика внимательности» или «осознанность»). Психологи отмечают, что на европейских психологических конференциях под техники внимательности отдаются целые панели.

Назад в будущее

Интересное совпадение — в прошлый раз на западе цветы восточной пранаямы распускались в шестидесятые.

Эрик Дэвис в книге «Техногнозис. Миф, магия и мистицизм в информационную эпоху» объяснял отношение хиппи к технологиям и духовным экспериментам. Технологии, как и духовные практики, расширяют сознание. Как точно заметил Маршал Маклюэн, «психоделики — это химические симуляторы нашей искусственной электрической среды». Однако с точки зрения контркультуры старые технологии символизировали Систему — синих воротничков и военных. Чтобы полноценно пользоваться технологиями, их нужно было переизобрести.

Кадр из фильма "Пираты Силиконовой долины"

Кадр из фильма «Пираты Силиконовой долины»

Через химические и социальные переживания свободы поколение шестидесятых переизобретало технологии, вкладывая в них ценности свободы и равенства. В итоге контрукультура тяготела не только к музыке, но и к интернету и персональным компьютерам. Допереизобретались до того, что в наше время технологии стали новым рок-н-роллом.

Новый рок-н-ролл

Николай Кононов, редактор издания о бизнесе Hopes and Fears и автор книги о создателе социальной сети Вконтакте, называет IT-бизнес новым рок-н-роллом. Дух свободы и социальных изменений перешел от музыкантов к молодым предпринимателям и стартаперам, которые используют интернет и технологии. Гитара сменилась клавиатурой, а ЛСД виртуальной реальностью.

Вместе с духом шестидесятых молодые разработчики наследовали и интерес к восточным практикам. История сделала круг и вернулась в наше время. Однако если пятьдесят лет назад медитация была одним из способов достичь экстаза, современные тренера-mindfulness предостерегают от этого.

На этот раз тренд вызван не жаждой новых ощущений, а их переизбытком. Каждый ощущает на себе информационную перегрузку и конвергенцию виртуального и реального миров. Современные mindfulness-практики привлекают простой идеей — даже одноминутные ресурсные перерывы могут помочь человеку восстановить силы и научиться столь необходимой концентрации в ежедневном хаосе. Главное тренироваться регулярно. Другая важная идея — идея независимости. Даже если у человека отобрать все гаджеты, все равно у него внутри останется базовое ресурсное состояние, к которому он может обратиться в любую минуту.

Медиаскетизм

Перегруженность и зависимость человечества от технологий рождает на западе новый тренд — digital detox.

Глубина, глубина, я не твой

Digital detox — новое понятие. В оксфордском словаре появилось всего год назад, но уже приобрело достаточно поклонников во всем мире. Digital detox — это сознательный перерыв в использовании смартфонов и компьютеров для снятия стресса или общения. Люди устают от постоянной включенности и признаются, что не так-то просто отказываться от использования интернета и технологий.

Медиаскетизм

Что говорит нам, что этот тренд существует? Почти 20% пользователей задумываются закрыть свой аккаунт в социальных сетях, а 35% стараются раз в месяц устраивать для себя дни без Facebook и Twitter (исследования Leo Burnett и Pew Internet & American Life Project’s). 92% жителей Нью-Йорка начинают свой день не с утреннего кофе или молитвы, а с проверки смартфона. Чаще всего опрошенные проверяют электронную почту (67%) и лезут в Facebook (40%). Некоторые мои знакомые признавались, что когда ночью они просыпаются попить воды, то тоже зачем-то проверяют обновления. В среднем человек 150 раз в день смотрит на экран телефона, причем часто даже в тех случаях, когда ему не приходило никаких уведомлений. А 10% молодых людей до 25 лет заявляют, что нормально писать СМС во время занятий любовью.

Первоначально термин digital detoх стали использовать туроператоры. Именно они стали предлагать специальные программы, а также гостиничные номера без технологий и интернета. Традицию подхватил и развил Digital Detox Camp Grounded в Калифорнии — летний лагерь без технологий для детей и взрослых. Ретритом охотно пользуются CEO из Силиконовой долины, программисты и просто уставшие от подключения люди.

Медиаскетизм

Поль Миллер, редактор издания о технологиях The Verge, отключился от Интернета на целый год. «Это было не так легко», — признается он. Если вначале он читал греческую литературу и наслаждался свободой, то в конце года скатился до ленивого образа жизни и игры в приставки. Поль признается, что отказавшись от интернета, он лишился самого главного — человеческого общения и связей.

Но в то же время технологии разъединяют нас. Про это говорят жены, уставшие от вида смартфонов в руках у мужей и детей, это подтвердят многие, кто хоть бы раз наблюдал во время разговора blueface у собеседника от экрана смартфона. Специально для этого придумали Digital Shabbat — традицию не пользоваться устройствами с вечера пятницы до вечера субботы и посвящать внимание семье или другим аналоговым ценностям.

Медиаскетизм

Но влечение все равно остается довольно сильным. Всего за несколько лет офлайн для людей стал новой ценностью.

Медиаскетизм

На западе гикам на вызовы нового времени отвечают буддисты, а может ли ответить на него христианская традиция?

В России три года назад появилось понятие медиаскетизм. Оно возникло как размышление о том, как можно использовать аскетический опыт различных религиозных практик (например, христианской), чтобы помочь человеку существовать и оставаться человеком в современном информационном мире.

Медиаскетизм

Медиаскетизм — это образ жизни, который характеризуется пониманием работы средств электронных коммуникаций и их разумным использованием. Цель медиаскетики — научиться разумно существовать в мире современных технологий и медиа.

Уход в пещеры

Повсеместно публично озвучивая термин «медиаскетизм», я постоянно сталкиваюсь с неправильным толкованием слово «аскеза». В современном языке аскетика имеет крен в сторону полного отказа от технологий и удовольствий, от него веет нео-луддиством и технофобией. На выступлениях слушатели опасливо прячут свои драгоценные смартфоны в карман, опасаясь, что их сейчас отберут и разобьют, а самих пользователей кинут в пещеры и заставят поклоняться аналоговому миру без интернета. И наоборот — при упоминании термина digital detox на слушателей веет свежим ветром островного отдыха, приятных телесных практик и зеленых пальмовых листьев. Нейтральными терминами являются понятия «цифровая гигиена», «медиа-гигиена» или «экология пользования устройством».

Фото Юлии Маковейчук

Фото Юлии Маковейчук

Хотя если вернуться к греческому толкованию слова, аскетика — это тренировка, а человек, который занимается аскетикой, тренирует свою волю, разум и тело для того, чтобы осознаннее существовать.

Два столпа медиаскетизма

Медиаскетизм стоит на двух столпах — понимании и действиях. Как показывает практика, не все еще понимают сетевые принципы, заложенные в основание нового мира, невидимое действие алгоритмов и свои новые привычки.

Медиаскетизм

Что касается практики, тут нет однозначных ответов, как человеку побороть тягу к технологиям, когда виртуальный и реальный мир сплелись в страстных и неразрывных объятиях.

Опыт аскетов может помочь

Простая мысль, которую я хочу донести в первую очередь до мирян и служителей православной церкви, в том, что у них есть шанс начать говорить с людьми на эти темы и делиться накопленным опытом. Можно пересказывать понятным языком тысячелетний опыт аскетов, практик работы с сознанием и той тонкой материей, которую называют душой. Технологии, интернет и даже аскетика в этом разговоре — не самоцель, а лишь повод начать разговор. Показать, что у православной церкви есть ответы, отличные от технофобных заявлений и монастырских практик. Визуальная экология, информационная перегрузка, развитие помысла в действие, навыки концентрации — на все эти темы православной традиции есть что сказать.

Тем более, как верно заметил священник Олег Мумриков в своей статье про медиаскетику, для христианина нет понятия медиаскетики, есть только одна аскетика, которая помогает человеку быть с Богом.

Техногенный вызов — это возможность переоткрыть православие для многих.

Будущее медиаскетизма: интернет вещей бросает новый вызов

О том, что потребность людей вырабатывать приемы внимательности будет усиливаться, говорят современные тенденции. Рост подключений не прекращается, а сеть устраивается так, что полное отключение могут позволить себе или только очень богатые люди, или маргинальные слои общества.

Новый вызов исходит от «интернета вещей». Когда через пять-десять лет все общество окутает плотная сетка «интернета-вещей» и предметы заговорят с нами, мы буквально на своем теле почувствуем, что такое технологии.

Нейронет и биоинтерфейсы возможны уже сегодня (согласно форсайту «Агентства стратегических инициатив», уже к 2035 году возможно появление у человека генномодифицированных органов доступа в нейронет и образование коллективной психики — «лесов сознания»). Вместе с новыми возможностями они несут новые опасности. Технологии развиваются стремительнее, чем у людей получается осознавать их.

Медиаскетизм

Внедрение технологий в тела открывает заманчивые перспективы для рынка — возможность сделать тело человека местом для сбыта технологий, а также назначить само тело товаром.

Пять миллиардов неподключенных людей из стран третьего мира — очень заманчивая возможность для экспансии новых технологий. И если биологически и технологически будет найден способ дешевых интерфейсов для соединения людей в коллективную нейросеть, те общества, которые вытеснены в конкурентной борьбе империями, в первую очередь воспользуются этой возможностью, чтобы приобрести хоть какие-то преимущества.

Есть и правовые вопросы. Право и этика — экзоскелет, выстроенный поверх наших государств и поддерживающий цивилизованное общество последние сотни лет — перестает вмещать наши быстро изменяемые коллективные тела. По какому закону судить гражданина Новой Зеландии, который будучи в Англии, оскорбил короля Саудовской Аравии в твиттере, сервера которого находятся в Калифорнии? Как поступать с тысячей пользователей торрента, каждый из которых раздал частичку фильма с нарушением авторского права еще десятку тысяч таких же, как он? Ответы неоднозначны. Имеет ли право инвалид рассчитывать на искусственную механическую руку? А на ту же руку — вполне здоровый человек?

Ответ традиции

Текущие информационные проблемы — это только милые собачки Айбо по сравнению с теми стальными псами био- и техновызовов, которые готовит нам будущее. Необходимо начать осваивать эту территорию сейчас, начинать задумываться над этикой существования в новом времени, иначе через несколько лет мы вступим в него и ужаснемся от монстров, которые выросли там из-за сна нашего разума.

Статьи и презентации автора можно найти на сайте www.soloveev.ru

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.