Современники Патриарха Тихона о нем: У Патриарха
От нашего специального корреспондента
Церковь Православная ныне возглавляется Его Святейшеством Патриархом Всероссийским, но это великое событие, на которое столь много возлагалось надежд, в действительности не оказалось таким ярким, как думалось, а главное, не имело тех благих последствий, на которые многие церковные общественные деятели и верующие рассчитывали.
Само собой разумеется, все зависит от личности Патриарха. И в Древней Руси не всегда же бывали великие церковные мужи: Гермогены и Дионисии сменялись безразличными служителями Церкви Христовой. Теперь, когда Церковь утеснена, обижена и оскорблена, личность новоизбранного Патриарха должна играть первенствующую роль.
Недавно я взял на себя смелость посетить Его Святейшество Патриарха Тихона и был им принят без особенных предварительных хлопот и препятствий.
Внешность Всероссийского Патриарха прекрасная. «Благословение Господа опочило на нем», как выразился о ком-то однажды знаменитый Филарет. Вообразите себе худощавого, довольно высокого роста человека, облаченного в патриаршие одеяния, — и добром лике тихое мерцание… На меня взглянуло как бы изображение старой иконы, и если довлеет Патриарха всея Руси с кем-либо сравнивать, то могу признать некоторое сходство с Преподобным Сергием Радонежским.
Да, внешность Патриарха дивная, внушающая очарование и глубокое почтение. Я с нетерпением ждал нашей беседы.
Его Святейшество, благословив меня, пригласил сесть и мимолетно взглянул на меня. Взгляд тихий, добрый… в то же время как бы робкий. Заговорил Патриарх…
Голос простой, негромкий, обыкновенный, я бы сказал — «обывательский».
Патриарх заговорил со мной о том, что современная пресса совершает несправедливость, делая нападки на Церковь. Нельзя упрекать священнослужителей за то, что они «не выступают активно». Возможно ли «выступать», если грозят оружием? Например, крестный ход. торжественное молебствие на площади — все это возможно, однако где гарантия, что не раздадутся выстрелы, не прольется невинная кровь молящихся, не явятся «жертвы вечерние*?
Мы составили воззвание, разошлем его повсеместно, дабы священнослужители читали его в храмах, чтобы народ православный знал, что Церковь благословляет и что сметает как недостойное. Других активных выступлений нам, слугам Церкви, не дозволяют делать. Крестные ходы воспрещают, молебствия на Красной площади также нельзя устроить, даже водосвятие не могло быть учинено обычным порядком. А вы, писатели, нас упрекаете!
Так говорил Патриарх веся России, и дивный внешний облик погасал и блекнул от его слов. Я пишу чистосердечно. Я признаю справедливость слов Его Святейшества: современная Церковь утеснена и поругана… Но храм оставленный -все храм, кумир поверженный — все Бог! В этом вся суть момента.
Посмотрите, какое теперь во всех слоях русского общества тяготение к Богу! Я сужу по московским церквам: они переполнены молящимися, и все это молятся люди разных сословий, разного развития и взглядов; беспечный атеизм улетел без следа; море крови омыло душу от индифферентизма; народ в ужасе и отчаянии ищет прибежища и несет свои страдания, взывая: кому повем печаль мою?!
Вот почему нынешний момент — самый благоприятный для Церкви Христовой. Для ее могущественного голоса о пробуждении наших сердец, для искоренения мерзостей в делах человеческих… Гермогены и Дионисии, воскресните!
Последние события в России обязывают священнослужителей возопить гласом велиим. Идет братоубийственная война, люди как звери грызут друг друга. В Киеве при всем народе дерзко арестуют престарелого митрополита Владимира, тащат его по улице и затем убивают самым зверским образом.
Пока что наш Московский Церковный Собор, о котором совсем почти никто не поминает, отслужил панихиду по убиенному священномученику. Дальнейших «шагов» Собора в этом направлении мы не знаем.
Между тем хочется огненных слов, новых громоподобных посланий, ибо переполнилась чаша страданий, алчут верующие стать на защиту храмов Божиих и их служителей.
А у нас в Москве среди священников большое оживление вносит вопрос о второбрачин иереев. Большинство высказывается «за».
Москвич Жизнь. Харьков. 1918. 2 марта (17февраля).
Журнал Московской Патриархии, №6, 2005 г.