Главная Общество Аналитические обозрения

Современное состояние раскола в Украине. Пути его преодоления

Казалось бы, прошли времена открытого гонения на верующих, когда их преследование, аресты, ссылки и лагеря. Можно было бы радоваться, торжествовать, но… Враг рода человеческого не может смотреть спокойно на мирное развитие и существование Церкви. Всеми своими силами он пытается нарушить мирное житие Христовой Церкви.

Украинская Православная Церковь, наследница древней Киевской Митрополии, хранительница Апостольской благодати, многократно предаваемая   людьми, но не оставляемая Богом. Она по сей день несет свое послушание на ниве Христовой, преподавая верным чадам навыки молитвы, соединяя их со Христом, делая их, людей, своими Богу. Ни войны, ни политические потрясения, ни смуты не смогли и не смогут нарушить намеченный Богом ход Церкви к спасению и вечному блаженству.

Не всегда это шествие бывает безопасным, тихим и спокойным. Сам Господь сказал: «Многими скорбями и болезнями надлежит вам войти в Царствие Божие». И Святая Церковь, опытно познав за все века своего существования истинность этих слов, особенно за время гонений, устами святых Отцов говорит нам: «В раю нет не распятых». Этим путем, путем распятия, прошел Господь, им же прошли Матерь Божья и апостолы, этим путем шли тысячи мучеников и исповедников во все времена до наших дней. Этим путем, сугубо, в прошлом веке прошла наша Церковь, приобретя сонм новомучеников и исповедников. И этим путем предстоит пройти каждому из нас. Путем своим, Богом определенным. Каждому человеку, обществу, государству, Церкви.

Казалось бы, прошли времена открытого гонения на верующих, когда их преследование, аресты, ссылки и лагеря. Можно было бы радоваться, торжествовать, но… Враг рода человеческого не может смотреть спокойно на мирное развитие и существование Церкви. Всеми своими силами он пытается нарушить мирное житие Христовой Церкви. И если не удается физически, снаружи, подточить ее основы, которая стоит на мученической крови, то пытается это сделать изнутри, среди своих, руками и мыслями самих членов Церкви. Можно возразить, что это странные и страшные слова, что это невозможно, и можно согласиться с этим возражением, если бы не тот факт, что Церковь, действительно потерпела большой удар, удар в спину, предательский удар своих же архипастырей и пастырей. Что, по слову Святейшего Патриарха Алексия. «самое страшное, когда предательство среди своих», когда его не ждешь, когда веришь в искренность человека.

Такой удар, который, как сказал приснопоминаемый схиархимандрит Зосима (Сокур), «…есть поцелуй Иудин Матери Церкви…», в 1992 году нанес Украинской Православной Церкви бывший митрополит Филарет.

Это был не просто епископ в своей   епархии, а предстоятель многомиллионной Церкви, одной из самых многочисленных в православном мире, человек бывший много лет местоблюстителем патриаршего престола в РПЦ. Имея подобную власть и титулы, неограниченную поддержку светского руководства в молодом и независимом государстве, движущемся путем национализации и самоутверждения, и желающем иметь свою «Национальную Церковь», Филарет все же не сумел увести Церковный корабль на рифы непослушания и неподчинения Соборному разуму Единой Апостольской Церкви. В своих собственных амбициях и стремлениях иметь Патриарший куколь, иметь власть он воистину забыл простые, но жизненно важные слова для каждого пастыря и мирянина, что «не Церковь служит тебе, а ты Церкви», кому больше дается, с того больше спрашивается…                                                                                                                             

Божий Промысел, в лице молодого, но мудрого Украинского епископата, не позволил Филарету увести всю Церковь по пути раскола. Оставшись один на один со своими желаниями подчинить себе Церковь, он пошел путем сатаны, отделившись от Бога и открыл новую и самую страшную страницу в истории уже существовавшего в Украине Автокефального раскола.

Много было написано об этих событиях и в СМИ, и в Церковных изданиях, много обсуждалось и велось полемики по данному вопросу, но рана раскола, по сей день болит и беспокоит как нашу Украинскую, так и всю Вселенскую Православную Церковь.

С 1992 года прошло уже 16-ть лет. Многие, кто стоял у истока раскола, умерли, появились новые. Во многом изменилась и сама страна. Что мы имеем на данный момент в духовной и гражданской жизни? Каково современное состояние духовной жизни в Украине   и ее видение светскими властями?

С 1992 года Украинская Православная Церковь возглавляется Блаженнейшим Владимиром (Сабоданом), митрополитом Киевским и Всея Украины (УПЦ), который является преемником Киевских митрополитов от момента крещения Руси и от митрополита Михаила, присланного на русские земли руководить молодую христианскую Церковь ко спасению.

На данный момент Киевской Митрополии принадлежит 11238 приходов, три Лавры, 19 духовных учебных заведений: одна академия, 7 семинарий, 10 училищ, один богословский институт. Ныне на канонической территории Украинской Православной Церкви насчитывается 185 действующих монастырей, в том числе 6 ставропигиальных, 9 скитов и два подворья, среди которых 94 мужских и 91 женских. В указанных монастырях несут послушание 4472 насельника и насельниц; 1609 – в мужских и 2863 – в женских. И по сей день строятся и открываются новые храмы и обители. Духовная жизнь не стоит на месте. Закваска должна вскисать, подниматься, расти, таково ее свойство. Церковь, по слову Иоанна Златоуста, «присно обновляется», она живет Христом и Им же руководится.

Что же «Киевский Патриархат»? Если посетить их Интернет сайт, то может сложиться впечатление, что они очень успешно и динамично развиваются. Но реальная картина намного скуднее. Большинство приходов, количество которых указывается в официальных документах, далеко не соответствует истине. Они фиктивны, и существуют лишь на бумаге.

Но есть еще одна реальность. Православные храмы как захватывались в Украине, особенно в западных ее регионах, так и продолжают захватываться. Особенно раскольники почувствовали себя вольготно после Помаранчевой революции, когда на местах поголовно менялась власть. В Тернополе, в селе Рахманив, был насильственно захвачен православный храм. Настоятель и прихожане, а это в основном пожилые люди, не смогли противостоять молодым людям из Националистического движения УНА УНСО. История резонансная, она получила огласку в СМИ, но нынешняя власть, которая стремится создать единую поместную Церковь на базе КП, никак не прореагировала. Настоятель до сих пор служит в палаточном храме, который установили под стенами Верховной Рады, но остается не замеченным и не услышанным. Украинских епископов, священников, прихожан называют «московскими попами», «пятым колесом», «запроданцямы», то есть продажными. И это под лозунги Филарета примириться и объединиться.

Возможно ли такое примирение и объединение, и на каких условиях?

В марте 2005 г . Священный Синод Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, обратился к верным чадам Церкви, а также к тем, кто пока находится вне Вселенского Православия. Синод отметил, что призывы УПЦ—КП, касающиеся объединения Церквей в единую поместную Церковь, являются очередной насмешкой над отеческой верой, словами, лишенными логики и смысла, и только усугубляют положение тех, кто заблуждается. Смесь воды и масла невозможно привести в однородную массу, и это понимают представители псевдоправославной   организации, лишенной апостольской преемственности и благодати. Своими обманными действиями они берут пример с «лжеца искони», который восстал в своей гордыне против Бога и по сей день увеличивает свою вину.

Священный синод УПЦ еще раз напомнил, что в мировом Православии не существует так называемого «Киевского Патриархата». Эта псевдоцерковь   вывела себя из единства Вселенского Православия и является на сегодня организацией светских людей в священнических одеждах. Священный Синод УПЦ отметил, что: «…Сегодня мы имеем реальный шанс начать диалог между православными христианами Украины о достижении церковного единства на основе строгого соблюдения церковных канонов. Только каноническое единство Украинского Православия может стать основанием для получения Украинской Православной Церковью надлежащего канонического статуса. На этой официальной позиции сегодня стоят Константинопольский и Московский Патриархаты».

Еще 8 декабря 1992 года на заседании Священного Синода Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Владимир предложил провести богословский диалог между представителями УАПЦ и УПЦ – КП с целью преодоления церковного раскола в Украине, диалог предлагалось вести на следующих условиях:

1.         Прекращение насилия со стороны УПЦ—КП относительно УПЦ (возобновилось насилие в Ровенской, Сумской, Херсонской, Харьковской, Тернопольской и других областях).

2.          Возвращение УПЦ захваченных соборов, храмов, епархиальных центров, учебных заведений.

3.          Невмешательство центральной и местной власти, народных депутатов во внутреннюю жизнь Церкви.

4.          Без участия бывшего митрополита Филарета (Денисенко), поскольку он не является членом Церкви, будучи отлученным от нее.

Эти основные необходимые для нормального диалога условия остаются базовыми и сейчас. Но, как видим, представители УПЦ – КП не идут ни на какие диалоги, тем самым, ставя себя в который раз вне Вселенского Православия.   Поступки «Филарета» повлекли за собой уже сейчас страшные последствия. Тысячи людей, остаются не приобщенными Христовой благодати, не участвуют в Церковных Таинствах, ибо совершаемые «таинства» в раскольнической организации безблагодатны. У «патриарха» появились последователи, которые сами не прочь примерить патриарший куколь. Таких организаций в Украине шесть!   Думаю, можно их перечислить:

1.УПЦ-КП возглавляет с 1995 «патриарх» Филарет (Денисенко) (г. Киев).

2.Автономная православная община — возглавляет с 1999 г . «митрополит» Петр (Петрусь) (г. Львов).

3.УАвтокефальная ПЦ (обновленная) возглавляет с 2003 г . «архиепископ» Игорь (Исиченко) (г. Харьков).

4.УАвтокефальная ПЦ возглавляет с 2000 г . «митрополит» Мефодий (Кудряков)   (г. Киев).

5.УАпостольская ПЦ возглавляет с 2002 г . «архиепископ» Лука (Нарольский) (г. Киев).

6. Автокефальная ПЦ каноническая возглавляет с 2005 г . «патриарх» Моисей (Кулик) (г. Киев).

Таким образом, мы видим, что раскол приводит лишь к увеличению числа самочинных общин, называющих себя «церквами».

Можно сказать, что это чисто наша ревность по отношению к представителям «иных» православных течений. Тогда можно и нужно обратиться к Святым Отцам Церкви. Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский, говорит: «Если когда придешь в город, не просто спрашивай: где храм Господень? Ибо и прочие нечестивые еретики пещеры свои называют храмами Господними. И не спрашивай просто: где Церковь? Но: где Вселенская Церковь? Ибо сие собственно имя сей святой   и всеобщей Матери-Церкви, которая есть невеста Господа нашего Иисуса Христа, Единородного Сына Божьего. (Огласительное поучение свт. Кирилла, архиеп. Иерусалимского. М., 1822. Оглас. Поуч. 18.26).

Что же касается диалога между Церковью и государством по выработке принципов их сосуществования, то здесь очень важно, чтобы Церковь и государство взаимно придерживались принципа невмешательства во внутренние дела друг друга и трудились, каждый на своем поприще, для общего блага   всех граждан, всей страны. Украинская Православная Церковь считает возможным сосуществование УПЦ КП, кришнаитов, буддистов, баптистов, мусульман, ламаистов и всех прочих представителей разных вероучений, не православных. И также оставляет за собой Богом данное право обличать и бороться за чистоту Евангельской веры, за чистоту Православия принятого Великим Князем Владимиром и донесенным до наших дней.

Киевская Митрополия и по сей день является тем бесспорным и единственным духовным центром Украины, где полноценно окормляются миллионы православных христиан. Свыше тысячи лет Митрополия соединена неразрывными духовными связями со всей Полнотой Вселенского Православия – и в этом ее духовная непоколебимость! И каждому, кто желает быть в лоне Украинской Православной Церкви, под Ее благодатным Материнским омофором, двери всегда открыты. И нужно помнить, что анафема — не окончательный приговор для согрешившего, а лишь сугубо крайнее средство   для достижения покаяния и осмысления своей жизни. Нужно проникнуться тем сознанием, что Господь всегда готов принять и простить, как блудного сына, как блудницу, как мытаря простить и обнять, ибо каждый из нас, даже самый последний грешник любим Им даже до Голгофы. И эта любовь безгранична, если человек хоть сколько приложит усилий выйти навстречу Богу и увидит, что Господь его уже простил и радостно ждет в Свои Отеческие объятия…

Протоиерей Владимир Савийский ,

настоятель Свято-Никольского собора г. Приморска, Бердянская епархия

Использованная литература: «Церковные расколы в Украине», Священник Ростислав Ярема, Киев, 2007.

Церковный Календарь за 2007 год

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.