Главная Церковь Дорога к храму Икона: Православные иконы
Спорительница хлебов. Нивы побелели к жатве, но серп еще не послан
28 октября Церковь празднует память иконы, именуемой «Спорительница хлебов. Правильно ли думать, что Богородица на ней спасает человечество от справедливого гнева Своего Сына? Ольга Джарман размышляет о символике иконы.

Спорительница хлебов. Нивы побелели к жатве, но серп еще не послан

Христос не пришел спасать свиней от мясника. Он пришел спасать братьев от смерти
28 октября Церковь празднует память иконы, именуемой «Спорительница хлебов. Правильно ли думать, что Богородица на ней спасает человечество от справедливого гнева Своего Сына? Ольга Джарман размышляет о символике иконы.

Она, Мать Христа Бога, раскинула руки над полем со сжатыми снопами. Что это? Последняя молитва перед приходом Сына Человеческого, в тот самый неуловимый миг, когда Он ещё не обрушил свой гнев на грешников, и Мать пытается умолить Его хотя бы о некоторых? Мать отвращает гнев Сына…

dzharman111

Ольга Шульчева-Джарман

Если мы понимаем это слишком буквально, не получится ли перед нашим мысленным взором картина патриархального Рима – пожилая благородная матрона удерживает сына-императора от справедливого суда над врагами.

Сама она – бесправна и всецело от него, императора, зависит, не имеет права голоса в Сенате и на форуме, но ее сына-императора – его-то, ее плоть и кровь! – быть может, тронут материнские мольбы, материнские слезы, они, быть может, найдут дорогу в его жестокий мужской мир, где у врагов императора судьба одна – смерть, и порой смерть мучительная.

Но разве Христос и кесарь – одно и то же?! Не велел ли Он отдавать иное императору, а иное – Богу (Мф.22:21), не дал ли навсегда понять, что Царство Его – не от мира сего (Ин.18:36)? Не понял ли друг императора, Пилат, что перед ним – Человек, который настолько далек от стремлений к власти императорской где бы то ни было и когда бы то ни было, что неправо было бы осудить Его за само стремление к власти.

Иисус Христос не стремился стать «небесным императором» и – воскресший – не приобрел Он привычки, чуждые ему при жизни земной, на пути к Кресту.

К Кресту. Там Он совершил Свое служение Первосвященника – и в отличие от императора, который носил титул верховного жреца, pontifex maximus, Сам стал и Жертвой, и Жрецом, и Приносимым, и Приносящим. У Него одного достаточно мужества и силы совершать великое дело, ради которого Он и пришел. «Ибо дело Его – спасать», как писал священномученик Ириней Лионский.

Он Сам – и есть первый Колос, принесенный в чистую жертву Богу. Он Сам – первый Плод будущего урожая. Во времена неолита человечество узнало тайну зерна – оно, падая в землю, умирает, для того чтобы принести много плода.

Эта неясная надежда питала дух человечества миллионы лет – ее размытые, точно отраженные в тусклом зеркале, образы можно встретить и в Элевсинских мистериях, и в захоронениях древности. Все жили этой неясной, порой искаженной надеждой, – до того как Мария понесла под сердцем Плод чрева Своего.

Ее Первенец – не только Жертва, которая делала осмысленными все жертвы Закона Моисеева. Ее Первенец – не только искупитель первенцев Израилевых. Он еще и Первенец из мертвых (Кол.1:18), «Начаток» – первый колос и первый плод урожая грядущей жатвы, того Дня, когда «будет Бог во всем».

Он – такой, каким надлежит быть человеку. «Се, Человек!» – сказал Пилат, и споры о том, что он имел в виду, не утихают в среде библеистов до сих пор. Но он оказался прав, сам не зная этого – а жена его, Клавдия Прокула, недаром видела вещие сны (Мф.27:19). Иисус Христос – Настоящий Человек. Крестная высота подняла Его над землей для того, чтобы Он мог преломленным хлебом накормить не пять тысяч, а тысячи тысяч и тьмы тем.

Он – первый Колос, вырвавшийся из тьмы и мрака земли, куда сходят все, и откуда еще никто не возвращался. Но Он – вернулся. Не изуродованным, не имеющим ни вида, ни величия Иисусом из Назарета, «Мужем скорбей», а сияющим и прекрасным Христом.

И мы не знаем, какими мы должны быть по замыслу Его – знаем, что подобными Ему будем.

«Рекл еси другом, Христе: Аз глаголю: питие новое во Царствии Моем пити имам, якоже бо Бог с вами боги буду». (Канон Великого Четверга).

И взирает Мать Его на сжатое поле – жатва закончена. Тот, кто от чрева Её пришел, пострадал и вознесся на Крест, и прославился, и умер, как зерно пшеничное, и был погребен – воссиял из мертвых. И Она ведает – какой Христос, такие и Христовы.

Как это далеко от патриархальной беседы царя-сына и царицы-матери, печалующейся о судьбе страдальцев. Народное благочестие сложило такой рассказ: «Посмотри, Мать Моя, разве достойны они быть спасенными? Они же свиньи!» – говорит в этом рассказе Сын Божий. А Мать отвечает Ему со всей находчивостью бесправной, но уважаемой женщины: «Да, свиньи, но Мои. Со Мной они и будут!»

…Христос пришел не спасать свиней от мясника. Он пришел спасать братьев от смерти. Он не стыдится называть нас «братьями» (Евр.2:11) и «друзьями» (Ин.15:15). Он не стыдится ничего нашего, и смерти не стыдится, и ухода в могилу. Но мы стыдимся высокого имени «христианин». Нам проще быть безответными свиньями, про которых скажут «Это – мои!» чем быть братьями Христа.

Быть братьями и друзьями Брата и Друга, Первенца из умерших – тяжело. Но это призвание каждого христианина. И к нам протягивает руки Мать Его, усыновившая нас у Креста Своего Сына. Протягивает руки, умоляя быть подобными Ему, чтобы не одинок был Ее Сын, чтобы не напрасно было Его действие в нас. И к Нему протягивает Она руки – прося, чтобы Он дал нам сил не утратить «почесть вышняго звания во Христе Иисусе» (Филипп. 3:14),

«Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё (Филипп.3:21)».

Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.