Политика
Священный Синод епископов Православной Церкви Америки утвердил и издал документ, призванный предотвратить недопустимое сексуальное поведение клириков и мирян. В Американской Православной Церкви также существует горячая анонимная линия для жалоб на недопустимое поведение клириков и мирян. Портал «Правмир» перевел документ на русский язык. (В переводе опущена первая техническая часть документа, разъясняющая базовые термины)

Оригинал документа

5. Стандарты поведения для священнослужителей

5.01 Канонические обязательства: те, кто принял священнический сан, несут на себе особую ответственность следовать в своей жизни за примером Христа. Священнослужители несут определенные обязательства перед Церковью, перед своим епископом и теми, кого они окормляют. Эти обязательства проистекают из их сана. Данный документ никоим образом не умаляет и не меняет их ответственность и их обязательства.

5.02 Основное запрещение: ни один священнослужитель не имеет права совершать, пытаться совершить или как-либо быть причастным к любому акту сексуального насилия или сексуальным домогательствам.

Термин сексуальное насилие включает в себя сексуальное насилие, домогательства, сексуальное насилие в отношении ребенка, оскорбления на сексуальной почве, сексуальную эксплуатацию или пастырское сексуальное насилие, как оно определено далее:

(1) сексуальное насилие, домогательства означает любые сексуальные отношения или сексуальный контакт одного человека с другим, несовершеннолетним или юридически некомпетентным.

(2) сексуальное насилие в отношении ребенка означает сексуальное насилие или домогательства, которые подпадают под формулировку «сексуальное насилие в отношении ребенка» или под эквивалентную формулировку в соответствующем разделе федерального законодательства.

(3) оскорбления на сексуальной почве означают любое нежелательное письменное, устное или физическое сексуальное действие или поведение; любую прямую или косвенную просьбу о сексуальном контакте или предложение такого контакта в ситуации, где наличествуют рабочие, наставнические или учебные взаимоотношения между вовлеченными сторонами; а также любое использование или злоупотребление мирянином своего положения или власти в связи с удовлетворением своих сексуальных или эмоциональных потребностей или желаний.

(4) сексуальная эксплуатация означает намеренное развитие сексуальных взаимоотношений между священником или мирянином и другим лицом, с которым наличествуют пастырские взаимоотношения, вне зависимости от наличия или отсутствия явного согласия второй стороны.

(5) пастырское сексуальное насилие означает инициирование, продолжение или попытки представителя священства начать сексуальные взаимоотношения с человеком, с которым он связан пастырскими взаимоотношениями, даже если второй человек согласен на эти отношения, или использование или злоупотребление своим положением в связи с удовлетворением своих сексуальных или эмоциональных потребностей или желаний.

5.03 Пастырская власть: священнослужители в силу своего сана обладают духовной властью над другими. Эта власть, вне зависимости от того, признают ее наличие священнослужители или нет, а также верят в ее наличие другие люди или нет, отличает их от мирян и накладывает на священнослужителей дополнительную моральную ответственность. Никто из священнослужителей не имеет права использовать свое положение или злоупотреблять им для удовлетворения своих сексуальных или эмоциональных потребностей или желаний.

5.04 Избежание и меры предосторожности: священнослужители должны следить и обращать внимание на любые признаки нарушения сексуальных границ в отношениях с другими людьми. Им также следует помнить, что им могут встретиться сексуально агрессивные люди, которые могут провоцировать неподобающие взаимоотношения. Священнослужителям надлежит всегда соблюдать осторожность и не допускать неподобающего поведения, которое может привести к сексуальному насилию.

5.05 Обращение за психологической помощью: каждый священнослужитель, чувствующий, что может совершить акт сексуального насилия в ответ на неподобающее сексуальное или романтическое влечение или порыв или по любой другой причине, должен без промедления обратиться за психологической и пастырской помощью к тому, кто обладает опытом работы сподобными ситуациями. По благословению епархиального епископа стоимость такой помощи будет оплачена или компенсирована за счет епархии.

5.06 Сотрудничество и дисциплинарные санкции: все священнослужители, которые являются ответчиками по вопросам, связанным с сексуальным насилием, обязаны целиком и полностью сотрудничать при проведении любых проверок и расследований, а также обязаны предоставлять полную и достоверную информацию и принять и подчиниться всем рекомендациям и дисциплинарным санкциям, которые могут последовать.

6. Стандарты поведения для мирян, работающих в Церкви

6.01 Основное запрещение: ни один мирянин, работающий в Церкви, не имеет права совершать, пытаться совершить или как-либо быть причастным к любому акту сексуального насилия.

6.02 Руководящая власть: миряне, работающие в Церкви, выполняют роль, вызывающую доверие и уважение. Такая роль может создавать почву для злоупотребления таким доверием и властью или для использования их неподобающим или неправомерным образом. Никто из мирян, работающих в Церкви, не имеет права использовать свое положение или злоупотреблять им в связи сосвоими сексуальными или эмоциональными потребностями или желаниями.

6.03 Избежание и меры предосторожности: миряне, работающие в Церкви, должны следить и обращать внимание на любые признаки нарушения сексуальных границ в отношениях с другими людьми. Им надлежит соблюдать осторожность и не допускать неподобающего поведения, которое может привести к сексуальному насилию.

6.04 Обращение за психологической помощью: каждому мирянину или мирянке, кто чувствует, что может совершить акт сексуального насилия в ответ на неподобающее сексуальное или романтическое влечение или порыв или по любой другой причине, настоятельно рекомендуется обсудить ситуацию с настоятелем прихода, если он в ней не замешан, а также обратиться за психологической и пастырской помощью к тому, кто обладает опытом работы с такими ситуациями. По благословению настоятеля прихода они могут обратиться к епископу с просьбой оплатить или компенсировать стоимость такой помощи.

7. Структура Церкви в отношении обвинений в сексуальном насилии

7.01 Полномочия епископов: (а) епархиальный епископ обладает всей полнотой иерархической власти по всей деятельности Церкви в рамках епархии, включая все вопросы, касающиеся обвинения в сексуальном насилии. Епископы могут использовать свои полномочия в соответствии с данными Политиками, стандартами и процедурами и могут накладывать любые взыскания на священнослужителей, не требующие решения Церковного суда.

(б) Епископы также могут поручить частично или полностью проведение проверки или расследования обвинений в сексуальном насилии Отделу по расследованию обвинений в сексуальном насилии, который создан параграфом 7.02 настоящего документа, или обратится в данный Отдел за содействием в связи с расследованиями подобного рода.

7.02 Создание и управление Центральным Отделом: в рамках Канцелярии Православной Церкви в Америке для содействия в расследованиях, связанных с обвинениями в сексуальном насилии, создан Отдел по расследованию обвинений в сексуальном насилии. Отдел подчиняется непосредственно Первоиерарху Церкви и подотчетен Священному Синоду. Ежедневной работой Отдела руководит Управляющий делами Православной Церкви в Америке.

7.03 Функции и обязанности в отношении проверок и расследований: (а) По требованию епископа с соответствующими полномочиями Отдел по расследованию обвинений в сексуальном насилии обязан содействовать данному епископу в проведении проверки, расследования или других действий в отношении обвинений в сексуальном насилии. В соответствии с обращением епископа, Отдел по расследованию обвинений в сексуальном насилии может руководить проведением или самостоятельно проводить полностью или частично проверки и расследования подобного рода. Для целей данного раздела под термином «епископ с соответствующими полномочиями» понимается епархиальный иерарх, облеченный канонической властью в той епархии, где выдвинуты обвинения и где проживает тот, кого обвиняют в совершении сексуального насилия. Если соответствующими полномочиями обладают более одного епископа, они договариваются о том, кто какую роль исполняет, и уведомляют об этом Отдел по расследованию обвинений в сексуальном насилии.

(б) В дополнение кизложенному в разделе (а) данного параграфа, Отдел по расследованию обвинений в сексуальном насилии может при необходимости назначить адвоката или одного или более дознавателя для содействия любому из епископов на любой стадии проверки, расследования или оценки достоверности обвинений в сексуальном насилии. Назначенному адвокату или дознавателю(ям) должен быть предоставлен беспрепятственный доступ ко всем сторонам и свидетелям по делу, а также ко всей необходимой информации и документам. В соответствии с параграфом 9.04 © данных Политик, стандартов и процедур, дознаватель(и) обязан(ы) предоставить отчет по результатам расследования епископу и Отделу по расследованию обвинений в сексуальном насилии.

(в) Параграфы с 8.01 по 9.06 данного документа, посвященные жалобам, проверками расследованиям обвинений в сексуальном насилии, должны применяться к деятельности Отдела по расследованию обвинений в сексуальном насилии в тех случаях, когда по просьбе епископа Отдел исполняет данные функции.

7.04 Дополнительные функции и обязанности: (а) Отдел по расследованию обвинений в сексуальном насилии должен, насколько это возможно, быстро разработать стандартные формы и инструкции для приходских священнослужителей в целях реализации данных Политик, стандартов и процедур. Формы и инструкции, а также любые поправки к ним должны быть направлены епархиальных архиереям, которые могут внести в них разумные изменения и должны распространить их по приходам и миссиям в своей епархии и потребовать их исполнения и применения.

(б) Отдел по расследованию обвинений в сексуальном насилии может время от времени и при необходимости разрабатывать и рекомендовать поправки к данным Политикам, стандартам и процедурам. Отдел может также разрабатывать и рекомендовать другие политики, процедуры, системы, практики, обучающие материалы, формы и прочие вещи, связанные с проблемой сексуального насилия в Церкви. Данные действия Отдел может предпринимать как по собственной инициативе, так и по просьбе любого епископа, Священного Синода или Митрополита. Рекомендации общецерковного значения должны быть представлены Священному Синоду. Рекомендации в рамках епархии должны быть представлены епархиальному архиерею.

(в) Отдел по расследованию обвинений в сексуальном насилии должен, насколько это возможно, быстро разработать рекомендуемые практики и процедуры для коллективной или индивидуальной реабилитации в тех случаях, когда сексуальное насилие в приходе привело к травматичным или разрушительным последствиям и прихожанам необходимо пастырское наставление. Данные практики и процедуры должны быть направлены епархиальным архиереям в качестве руководства.

(г) Минимум раз в год Отдел по расследованию обвинений в сексуальном насилии должен организовывать и проводить семинары в богословских учебных заведениях Церкви по предотвращению сексуального насилия. При необходимости семинары могут проводиться и для других членов Церкви, а также для организаций вне Церкви. Отдел должен стремиться использовать знания и опыт, полученные в ходе проведения этих семинаров для обновления данных Политик, стандартов и процедур. При подготовке семинаров и определении их повестки Отдел должен, когда позволяют обстоятельства, консультироваться с епископами, священством, экспертами в данной области, другими профессионалами, а также с представителями общественности.

8. Жалобы и заявления о случаях сексуального насилия

8.01 Жалобы: (а) кто угодно может заявить о сексуальном насилии как в устной, так и в письменной форме. Миряне должны сообщать о возможных случаях сексуального насилия в приходе настоятелю, если не он обвиняется в их совершении. Если сообщить настоятелю невозможно, то такое заявление должно быть сделано любому другому священнику прихода в порядке старшинства. Если на приходе служит всего один священник, заявление должно быть сделано мирянину, возглавляющему приходской совет.

(б) Заявления о сексуальном насилии в любом другом церковном образовании должно быть подано духовному главе данного образования за исключением случаев, когда он подозревается в совершении насилия. В этом случае заявление должно быть подано в Отдел по расследованию обвинений в сексуальном насилии.

(в) Каждый, кому было сделано заявление в соответствии с разделом (а) данного параграфа, должен незамедлительно поставить в известность епархиального епископа. Любой священнослужитель, подозревающий, что произошло сексуальное насилие, даже если он не получал ни от кого заявления об этом, должен незамедлительно сообщить епархиальному архиерею. Каждый епархиальный архиерей, получив такую информацию, должен незамедлительно уведомить Отдел по расследованию обвинений в сексуальном насилии.

8.02 Уведомление третьей стороны: (а) Если предполагаемая жертва сексуального насилия является несовершеннолетним ребенком, тот, кому было сделано заявление об этом в соответствии с параграфом 8.01 (а) должен безотлагательно известить о случившемся родителей или опекунов несовершеннолетнего ребенка, за исключением случаев, когда они сами сделали такое заявление.

(б) Если у прихода есть адвокат или он доступен через епархию или через Отдел по расследованию обвинений в сексуальном насилии, его следует уведомить и проконсультироваться с ним по вопросам гражданской ответственности, а также по другим вопросам, которые могут возникнуть в связи с данными обвинениями и последующим расследованием.

(в) В соответствии с рекомендациями адвоката, необходимые уведомления должны быть направлены в приход, епархию и страховую компанию Канцелярии.

8.03 Заявления во внешние органы: (а) об отдельных обвинениях в сексуальном насилии необходимо сообщить в правоохранительные органы, социальные службы или другие внешние органы. Епархиальные архиерей должен потребовать, чтобы все духовенство, служащее на приходах и все председатели приходских советов знали о своих обязанностях в соответствующих ситуациях.

(б)Каждый, кто по закону должен сообщить о сексуальном насилии в соответствии с подпунктом (а) данного параграфа, обязан это сделать. Если таким человеком является не тот, кто получил первоначальное заявление в соответствии с параграфом 8.01 (а) данного документа, он обязан вначале уведомить того, кто получил первоначальное заявление, что он передает заявление во внешние органы. Тот, кто обязан по закону сообщить государственным органам, должен совместно с тем, кто получил первоначальное заявление, убедиться, что в надлежащие сроки в соответствующие государственные органы предоставлена вся необходимая информация.

(в) Тот, кто получил первоначальное заявление в соответствии с параграфом 8.01 (а) данного документа, обязан немедленно сообщить и в дальнейшем держать епархиального архиерея в курсе, если к нему поступит информация о заявлениях в государственные органы. В свою очередь, епархиальный архиерей обязан незамедлительно поставить об этом в известность Отдел по расследованию обвинений в сексуальном насилии.

8.04 Оперативная группа: (а) Епархиальный архиерей обязан назначить Оперативную группу, состоящую из одного или более человек, для проведения расследования и проверки поступившего заявления за исключением случаев, когда он со всей очевидностью может утверждать, что заявление, полученное в соответствии с параграфом 8.01 данного документа, не имеет под собой никаких оснований.

(б) Оперативная группа должна работать с человеком, который подал заявление, с предполагаемой жертвой (если это не одно и то же лицо), с родителями и опекунами жертвы, с тем, кто обвиняется в сексуальном насилии, другими заинтересованными сторонами, а также с приходом для разрешения ситуации. Оперативная группа также должна координировать свою работу с государственными органами, куда было направлено заявление, и должна соблюдать требования всех применимых в данном случае гражданских и канонических законов при проведении данными органами любого расследования.

8.05 Письменное заявление: (а) Любые проверки, расследования, экспертизы и снятие обвинений в сексуальном насилии должно быть основано на письменном заявлении за подписью предполагаемой жертвы или родителей или опекунов жертвы в случае, если предполагаемой жертвой является несовершеннолетний ребенок. Оперативная группа обязана предпринять необходимые шаги в зависимости от конкретной ситуации для того, чтобы такое письменное заявление было составлено и подписано. В это время епархиальный архиерей также должен связаться с пострадавшим или ее или его семьей и предложить им пастырскую помощь, которую сочтет наиболее уместной и необходимой.

(б) В заявлении должны быть указаны: (1) имя, адрес и телефон заявителя; (2) данные пострадавшего, если это разные лица; (3) ответчик (человек, обвиняемый в совершении сексуального насилия); (4) свидетели, а также те лица, кто могут что-то знать о случившемся; (5) изложение фактов и подробностей акта сексуального насилия, включая время, дату (даты) и место (места) совершения насилия; а также (6) любую другую важную информацию. Заявитель может попросить одного или нескольких человек помочь ему в составлении заявления. Оперативная группа по своему усмотрению должна предпринять все необходимые меры в случае, когда нельзя раскрывать личность несовершеннолетней жертвы. При этом личность пострадавшего должна бытьназвана ответчику.

(в) В заявлении должна быть следующая фраза: «Я (мы) прочитал(а) данное заявление, понимаю его содержание и свидетельствую, что все изложенные в нем факты и обвинения, насколько мне известно, соответствуют действительности». Заявление должно быть подписано заявителем (заявителями) и подпись (подписи) должны быть удостоверены лицом, имеющим право заверять подписи.

(г) Возможно, что в ходе расследования обвинений в сексуальном насилии вскроются дополнительные сведения, не упомянутые в первоначальном заявлении. В таком случае Оперативная группа в интересах следствия и установления истины, может потребовать, чтобы было составлено, подписано и заверено в соответствии с подпунктом (в) данного параграфа, дополненное заявление, в котором будут упомянуты новые факты.

(д) Оперативная группа обязана предоставить копию заявления и любого последующего дополненного заявления епархиальному архиерею, а тот, в свою очередь, обязан направить копию в Отдел по расследованию обвинений в сексуальном насилии.

8.06 Координация работы с Центральным Отделом: В соответствии с параграфом 7.02 данных Политик, стандартов и процедур, епископ может обратиться в Отдел по расследованию обвинений в сексуальном насилии для проведения совместного расследования, либо поручить Отделу провести расследование любых обвинений в сексуальном насилии от его имени и по его поручению. В этом случае положения данных Политик, стандартов и процедур, применимые в отношении епископа, будут в равной степени применимы к Отделу по расследованию обвинений в сексуальном насилии.

9. Расследования и проверки заявлений

9.01 Временные действия до результатов расследования: (а) Если обвинения в сексуальном насилии выдвинуты против священнослужителя, епархиальный архиерей извещает его о поступившем заявлении и может в ожидании результатов расследования отстранить его от дальнейшего служения в Церкви с сохранением заработной платы на условиях, которые епископ сочтет нужными.

(б) Если обвинения в сексуальном насилии выдвинуты против мирского лица, настоятель приходского храма извещает его о поступившем заявлении и может в ожидании результатов расследования отстранить его от дальнейшего служения в Церкви с сохранением заработной платы, если он состоял в храме на работе, на условиях, которые настоятель сочтет нужными

(в) Если обвинения в сексуальном насилии затрагивают мирское лицо и священнослужителя, в качестве пострадавшего и ответчика, и оба они принадлежат к одному приходу, епархиальный архиерей может по своему усмотрению в целях сохранения мира и порядка, отстранить обе стороны от участия в приходской жизни.

(г) Любые действия, предпринятые в соответствии с данным параграфом, должны иметь своей целью защиту сторон и Церкви. Ни одно из этих действий не должно восприниматься как косвенное указание на виновность или невиновность одной из сторон и не должно влиять на конечный итог расследования.

9.02 Предварительное расследование и письменный ответ: (а) Получив подписанное письменное заявление, Оперативная группа должна встретиться с ответчиком, обсудить выдвинутые против него в заявлении обвинения и получить от него письменный ответ в соответствии с подпунктом (б) данного параграфа. Если ответчик признает выдвинутые против него обвинения, Оперативная группа может завершить расследование и отправить отчет епархиальному архиерею. Епархиальный архиерей может либо принять отчет в качестве окончательного и действовать далее в соответствии с параграфом 10.01, либо отложить отчет по причинам, изложенным в подпункте © данного параграфа и потребовать продолжить расследование.

(б) Если ответчик признает выдвинутые обвинения, Оперативная группа должна потребовать от него дать письменные объяснения с изложением его точки зрения на случившееся и поясняющих обстоятельств. Если ответчик отрицает выдвинутые обвинения, Оперативная группа должна потребовать от него дать письменный ответ с указанием (1) имен, адресов и телефонов свидетелей, которые могут подтвердить его слова, а также других людей, которые могут что-то знать о произошедшем; (2) фактов и подробностей, опровергающих обвинение; а также (3) любой другой важной информации. Ответчик может выбрать одного или нескольких человек, кто поможет ему составить такой ответ.

(в) Если ответчик признает обвинение, Оперативная группа может продолжать расследование до предоставления отчета епархиальному архиерею в том случае, если есть веские основания полагать, что такое признание обвинений ответчиком имеет своей целью скрыть свидетельства других случаев сексуального насилия или скрыть личности других жертв сексуального насилия.

(г) В письменном ответе должна быть следующая фраза: «Я прочитал(а) данное заявление, понимаю его содержание и свидетельствую, что все изложенные в нем факты и обвинения, насколько мне известно, соответствуют действительности». Ответ должен быть подписан ответчиком, и его подпись должна быть удостоверена лицом, имеющим право заверять подписи.

(д) На основании ответа ответчика Оперативная группа может еще раз опросить заявителя по любому вопросу, содержащемуся в заявлении или в ответе.

(е) Оперативная группа должна предоставить епархиальному архиерею копию ответа, а архиерей, в свою очередь, должен незамедлительно направить копию ответа в Отдел по расследованию обвинений в сексуальном насилии.

9.03 Клиническое обследование; медицинские анализы: (а) Оперативная группа может попросить пострадавшего или ответчика, или их обоих пройти клиническое обследование у квалифицированного и опытного специалиста, занимающегося случаями сексуального насилия. Оперативная группа может порекомендовать одного или нескольких подобных специалистов или рассмотреть просьбу заявителя или ответчика о прохождении обследования у конкретного специалиста. Итоговое решение принимает Оперативная группа.

(б) При необходимости и если предполагаемая жертва является несовершеннолетней, Оперативная группа может обратиться к родителям или опекунам жертвы с просьбой дать свое разрешение на проведение клинического обследования или медицинских анализов или и того и другого в отношении несовершеннолетнего.

(в) Человек, проходящий обследование, либо его родители или опекуны, если это ребенок, должны подписать одно или более разрешений на то, чтобы результаты всех обследований или анализов были предоставлены Оперативной группе, епархиальному архиерею и Отделу по расследованию обвинений в сексуальном насилии. Итоговые результаты обследования или анализов должны быть предоставлены Оперативной группе, которая вправе использовать их по своему усмотрению в интересах расследования. Данные результаты должны быть включены в итоговый отчет для епархиального архиерея, который также должен их предоставить в Отдел по расследованию обвинений в сексуальном насилии.

(г) Отказ пройти обследование или сдать анализы или подписать разрешение на их использование в ходе расследования должны быть отмечены в отчете Оперативной группы и могут быть истолкованы епископом так, как он сочтет нужным, исходя из обстоятельств дела. Стоимость любых обследований и анализов оплачивается за счет епархии. Однако, если епископ ранее обращался в Отдел по расследованию обвинений в сексуальном насилии с просьбой о содействии в расследовании и Отдел по расследованию обвинений в сексуальном насилии, по просьбе епископа, принял на себя руководство Оперативной группой, тогда все расходы оплачивает Отдел по расследованию обвинений в сексуальном насилии.

9.04 Другие процедуры проверки и расследования: (а) Оперативная группа должна опросить и, по возможности, получить письменные заявления от всех лиц, упомянутых заявителем и ответчиком. Оперативная группа может побеседовать или запросить документы или информацию у любых лиц, обладающих, по мнению группы, документами или информацией, которые могут помочь в расследовании.

(б) Если обстоятельства того потребуют, епископ может на любом этапе расследования назначить одного или более профессиональных дознавателей в помощь Оперативной группе и наделить их теми правами и полномочиями в рамках расследования, которые сочтет уместными. Епископ может затребовать дознавателей предоставить ему напрямую отдельный отчет по результатам их работы.

(в) Если обстоятельства того потребуют, Отдел по расследованию обвинений в сексуальном насилии может на любом этапе расследования назначить одного или более профессиональных дознавателей в помощь Оперативной группе и наделить их теми правами и полномочиями в рамках расследования, которые сочтет уместными. Отдел может затребовать у дознавателей отдельный отчет по результатам их работы.

9.05 Улики, слушания и свидетели: (а) Если процесс расследования достаточно сложный либо по любым другим объективным основаниям, может быть назначено одно или несколько слушаний для облегчения хода расследования. Место проведения слушаний выбирается Оперативной группой или епископом и проходят они под председательством того человека, который получил заявление о предполагаемом случае сексуального насилия в соответствии с параграфом 8.01 (а), если только Оперативная группа или епископ не назначат другого председателя.

(б) Во время слушаний могут быть вызваны свидетели для дачи показаний и предоставления документальных улик. Они могут быть опрошены Оперативной группой, любым из назначенных епископом или Отделом по расследованию обвинений в сексуальном насилии дознавателей, а также любым адвокатом со стороны прихода, епархии, Отдела по расследованию обвинений в сексуальном насилии, потерпевшего или ответчика. Председатель может при наличии на то веских оснований и в интересах правосудия, установить определенные условия или ограничения на опрос свидетелей.

(в) Председатель может разрешить потерпевшему и ответчику присутствовать на слушаниях и при опросе свидетелей или же при наличии на то веских оснований и в интересах правосудия, ограничить присутствие потерпевшего и ответчика.

9.06. Права потерпевшего и ответчика: (а) Если настоятель в приходе не является ни потерпевшим, ни ответчиком, то именно он определяет, каким образом лучше всего оказать пастырскую и иную помощь сторонам во время расследования. Если у прихода нет достаточных ресурсов для этого, настоятелю следует обратиться к епархиальному архиерею. Если настоятель является ответчиком, епископ должен назначить другого священнослужителя для оказания пастырской и иной помощи обеим сторонам.

(б) В качестве альтернативы или в дополнение к действиям, оговоренным с подпункте (а) данного параграфа, любая из сторон может выбрать кого-то для оказания моральной, духовной и другой пастырской поддержки во течение расследования и для сопровождения на беседы и другие мероприятия в ходе расследования. Ни одной из сторон не возбраняется приходить на такие мероприятия в сопровождении адвоката, но степень участия адвоката будет определяться тем лицом, которое отвечает за проведение беседы или другого мероприятия. Данное лицо заинтересовано выслушать непосредственно каждую из сторон, а не их представителей.

(в) Оперативная группа должна подробно объяснить сторонам те процедуры, которым необходимо следовать при подготовке формального заявления, формального ответа и в ходе расследования. Оперативная группа обязана ответить на любые вопросы сторон о всех процедурах в ходе расследования.

(г) Все документы, подготовленные в связи с расследованием, должны оставаться конфиденциальными. Доступ к ним должен предоставляться только вовлеченным сторонам при наличии веских оснований для ознакомления с ними в связи с расследованием. К частной жизни всех вовлеченных сторонбудет проявлено должное уважение. Возможно, что для прекращения слухов и для сохранения и восстановления нормальной жизни внутри прихода, потребуется сделать ряд заявлений. Также любая информация может быть использована в суде.

10. Отчет и решение

10.01. Итоговый отчет: (а) Если ответчик отрицает все обвинения в сексуальном насилии, Оперативная группа или профессиональные дознаватели, если их наделили соответствующими полномочиями, должны представить епархиальному архиерею итоговый отчет, в котором должны содержаться:

(1) Формальное заявление потерпевшего и формальный ответ ответчика, все поправки и дополнения к ним;

(2) Подробное описание всех бесед Оперативной группы или дознавателей с потерпевшим и ответчиком и оценка достоверности их утверждений, насколько это возможно;

(3) Отчеты по беседам с любыми свидетелями, которых опрашивала Оперативная группа или дознавателии оценка достоверности их утверждений, насколько это возможно;

(4)Отчеты по любым клиническим обследованиям или медицинским анализам, которые были проведены потерпевшему, а также информация о том, кто из сторон отказался проходить подобные обследования или отказался дать разрешение на использование их результатов в ходе расследования;

(5) Все иные документы или информация, предоставленные сторонами или свидетелями, и оценка Оперативной группой или дознавателями доказательной силы документов или иной информации, насколько это возможно;

(6) Анализ предположений, которые могут быть разумно сделаны на основании свидетельств и обстоятельств;

(7) Все отчеты дознавателей, находящиеся в распоряжении Оперативной группы или дознавателей;

(8) Анализ того, насколько, по мнению Оперативной группы или дознавателей, стороны справились с бременем доказывания согласно параграфу 10.02 и, наконец,

(9) Рекомендации в отношении того, насколько обвинения подкреплены или не подкреплены доказательствами.

(б) Епархиальный архиерей рассматривает итоговый отчет и всю дополнительную информацию, имеющуюся у него в распоряжении от назначенных им или Отделом по расследованию обвинений в сексуальном насилии дознавателей в соответствии с параграфом 9.04, и выносит итоговое определение по делу. Если обвинения были направлены в Отдел по расследованию обвинений в сексуальном насилии, то Отдел вносит епископу свои рекомендации по итоговому определению.

10.02. Доказательства: (а) При рассмотрении свидетельств и доказательств, полученных в ходе расследования, и вынесении суждений на их основе, Оперативная группа или дознаватели, где применимо, должны руководствоваться следующими процедурами при оценки доказательств и вынесении своих рекомендаций:

1. Бремя доказывания того, что ответчик участвовал в акте сексуального насилия, лежит на заявителе \ потерпевшем;

2. На этом этапе потерпевшим должно быть предоставлено достаточно доказательств для того, чтобы Оперативная группа или дознаватели сочли одно или более обвинений доказанными. Как правило, для этого не достаточно одного ничем не подкрепленного заявления потерпевшего. Если пострадавший смог предоставить подобные доказательства, то так называемые весы правосудия временно склоняются в пользу заявителя;

3. Если оговоренное в предыдущем подпункте действие случилось, то ответственность за предоставление доказательств, достаточных для того, чтобы весы правосудия склонились снова в пользу ответчика, переходит к ответчику. Данный процесс может продолжаться по мере опроса свидетелей и появления новых доказательств. Весы правосудия могут склоняться то в одну, то в другую сторону несколько раз;

4. Когда расследование завершено, Оперативная группа или дознаватели должны оценить все доказательства и выводы, которые можно сделать на их основе, и решить, смог ли потерпевший убедить их в обоснованности своих обвинений; и

5. Стандарты, приведенные в подпункте (а) являются субъективными и зависят от того, насколько, по мнению Оперативной группой или дознавателей, заслуживают доверия свидетельские показания, насколько получили или не получили достоверное объяснение важные моменты дела и тому подобных вещей.

(б) Епархиальный архиерей, действуя в соответствии с рекомендациями Оперативной группы или дознавателей, где применимо, может предпринять похожий анализ и провести собственную независимую оценку и анализ имеющихся доказательств для того, чтобы принять решение.

10.03 Если обвинения доказаны: (а) Если епископ пришел к выводу, что обвинения доказаны, он может предпринять следующие шаги:

1. Приобщить копию своего решения по делу и вынесению наказания обвиняемому к делу. Если ответчиком является священнослужитель, копия решения должна быть занесена в епархиальный файл по священнослужителям. Если ответчиком является мирское лицо, копия решения должна быть занесена в соответствующие кадровые, епархиальные и прочие приходские документы и остаться там на будущее;

2. Встретиться с потерпевшим и, если это уместно, с его семьей. Принести извинения от имени Церкви и обсудить, как можно помочь потерпевшему;

3. Встретиться с ответчиком, если он является священнослужителем. Если ответчик является мирским лицом, то с ним может встретиться представитель епископа. Поставить в известность о действиях, которые епископ намерен предпринять и обсудить с ответчиком, какие необходимо предпринятьпастырские, реабилитационные и медицинские меры.

4. Если это еще не сделано, то необходимо проинформировать потерпевшего о том, какие меры в отношении виновного предпринимаются, не разглашая без необходимости при этом медицинские подробности;

5. Довести необходимую информацию об итоговом решении по делу до сведения прихода, подготовив почву для пастырской помощи приходу; и

6. Встретиться с семьей виновного и обсудить необходимую им помощь. Это может сделать либо епископ, либо его представитель.

(б) В зависимости от обстоятельств, в приходе может возникнуть необходимость в общей или частной пастырской помощи и окормлении. Епархиальный архиерей совместно с Отделом по расследованию обвинений в сексуальном насилии должен определить, как наилучшим образом это устроить.

10.04 Если обвинения не подтвердились: (а) Если епископ принял решение, что обвинения не доказаны, он может предпринять следующие шаги:

1. Поставить потерпевшего и ответчика в известность о своем решении. Определить либо на совместной встрече со сторонами, либо встретившись с ним по отдельности, каким образом лучше объявить о решении в приходе;

2. Занести копию своего решения в дело. Также копии решения должны быть занесены в личное дело ответчика и в любые другие файлы и документы, которые епископ и настоятель сочтут необходимыми;

3. Дать ответчику возможность восстановить свое честное имя наиболее эффективным способом, не повредив при этом сторонам и приходу;

4. Оправдать ответчика публичным или частным образом, устно или письменно или другим способом, в зависимости от обстоятельств; и

5. Встретиться через представителя с пострадавшим и предложить ему пастырскую помощь с тем, чтобы помочь ему оставить случившееся в прошлом.

10.05 Смешанный исход: в том случае, если какие-то из обвинений подтвердились, а для подтверждения других обвинений не нашлось достаточных доказательств, епархиальный архиерей должен решить ситуацию со сторонами, их семьями и приходом на основании здравого смысла и с учетом всех известных факторов и обстоятельств и может следовать параграфам 10.03 и 10.04 настолько, насколько это применимо в конкретной ситуации.

10.06 Наказание священнослужителей: (а) Если кто-либо из священнослужителей оказался виновным в сексуальном насилии, епископ должен наложить на него наказание в соответствии с канонами Святой Православной Церкви.

(б) Любой священнослужитель, признавший или уличенный в совершении сексуального насилия над ребенком должен быть запрещен в служении соответствующим епархиальным архиереем, лишен сана Священным Синодом и также ему должно быть навсегда запрещено исполнять любые функции или брать на себя любые обязанности приходского священника. Также на основании признания или подтвержденных обвинений должны быть сделаны все требуемые заявления в правоохранительные органы или социальные службы. Этих оснований достаточно для лишения сана, как указано выше.

(в) Любой священнослужитель, признавшийся или уличенный в совершении сексуального насилия над совершеннолетним, должен понести наказание, назначенное соответствующим епархиальным архиереем. Если он не исключен из приходского священства, епископ должен наложить запрет на исполнение им тех функций и обязанностей приходского священника, которые сочтет нужным. Ни один священнослужитель, отстраненный полностью или частично от приходского служения, не может снова к нему вернуться до тех пор, пока за свой собственный счет, как минимум, не сделает следующие шаги:

1. Он обязан пройти психиатрическую экспертизу у специалиста, которого одобрит епархиальный архиерей. На основании результатов экспертизы, должна быть назначена терапия;

2. Он обязан успешно закончить длительную программу терапии, рекомендованную по результатам психиатрической экспертизы;

3. Он обязан регулярно проходить оценку успешности профессиональной реабилитации у специалиста, одобренного епархиальным архиереем. Данная оценка должна включать в себя описание, насколько успешно проходит терапия, а также прогноз относительно возможного возвращения к служению в Церкви;

4. Все это время человек должен проработать вне Церкви;

5. Он должен публично признать, что совершил насилие; восстановить репутацию потерпевшего и, по возможности, компенсировать нанесенный им вред и возместить убытки, настолько, насколько сочтет нужным епархиальный архиерей.

6. Его возвращение к службе в церкви должно быть одобрено епископом той епархии, где произошло сексуальное насилие, а также епископом той епархии, где человек предполагает служить далее (если это разные епархии); а также

7. Его проступок, также как информация о его реабилитации должна быть направлена в организацию, где он намерен вернуться к службе в Церкви и запись об этом должна быть сделана в его личном деле.

10.07 Последствия для мирян: Если окажется, что мирянин совершил акт сексуального насилия, то настоятель храма или другое уполномоченное лицо должны предпринять соответствующие дисциплинарные меры. Епископ также может наложить на виновного любое наказание, разрешенное канонами Святой Православной Церкви. Любой мирянин, признавшийся или уличенный в совершении сексуального насилия над ребенком должен быть отстранен от служения на приходе и любой церковной деятельности. Также ему должно быть навсегда запрещено выполнение в церкви любых функций или любой работы, связанной с несовершеннолетними. Также на основании признания или подтвержденных обвинений должны быть сделаны все требуемые заявления в правоохранительные органы или социальные службы. Любой мирянин, признавшийся или уличенный в совершении сексуального насилия над совершеннолетним, должен понести наказание, назначенное настоятелем его прихода, либо другим уполномоченным лицом и епархиальным архиереем.

11. Найм и отбор лиц, работающих в приходе

11.01 Приходские программы: Каждый епископ обязан потребовать от каждого прихода в своей епархии принять обязательные программы, которые должны, как минимум, удовлетворять требованиям параграфов с 11.02 по 12.05 данных Политик, стандартов и процедур. Также могут быть приняты дополнительные программы, которые не противоречат изложенным здесь требованиям.

11.02 Проверка и отбор кандидатов: В каждом приходе должна действовать программа проверки и отбора для всех мирян, желающих работать в Церкви (далее — «кандидаты»), которые по роду деятельности будут регулярно взаимодействовать с несовершеннолетними детьми в рамках церковно-приходскойдеятельности и программ.

11.03 Заявления и внешнее обучение: все кандидаты и уже работающие в Церкви лица, должны заполнить заявление и форму разрешения напроверку наличия\отсутствия судимостей, которые в общем и целом идентичны формам в Приложении, А данных Политик, стандартов и процедур. Кандидаты, чья должность предполагает независимую работу с детьми или подростками, обязаны пройти собеседование со священнослужителем или ответственным сотрудником, который прошел соответствующее обучение, как проводить отбор подобных кандидатов. В каждом приходе должен быть выбран кто-то из священнослужителей либо из мирян для прохождения обучения по вопросам предотвращения сексуального насилия в отношении детей, которое проводят местные правоохранительные органы или органы социальной защиты.

11.04 Проверка заявлений: (а) Соответствующий человек в каждом приходе обязан связаться с каждым рекомендателем, указанным кандидатом в заявлении и сделать запись об этом с указанием даты, способа связи, своих данных и данных человека, с которым он связывался, и кратким изложением полученной информации. Необходимо связаться с каждой церковью, где кандидат ранее работал с детьми или молодежью.

(б) Письменные записи всех данных, перечисленных в настоящем параграфе, а также заявление и разрешение на проверку рекомендаций и отсутствия судимостей должны быть внесены в личное дело кандидата. Если церковь или рекомендатель, с которым связались, отказывается предоставить информацию, его следует проинформировать, что кандидат в подписанном им заявлении дал свое разрешение на запрос информации. Если же рекомендатель по-прежнему отказывается предоставить информацию о кандидате, об этом должна быть сделана соответствующая запись в его личном деле. Также необходимо направить запрос этому рекомендателюи попросить его письменно подтвердить свой отказ предоставить информацию о том, подходит ли данный кандидат для работы с несовершеннолетними.

11.05 Ограничение и запрет на работу в Церкви: (а) Без письменного разрешения епископа по запросу настоятеля церкви, волонтеры из числа мирян могут рассматриваться для работы с детьми или молодежью не ранее, чем через шесть месяцев после их появления в приходе.

(б) Ни один человек, признавшийся или уличенный в любых нарушениях закона, связанных с сексуальным или физическим насилием над детьми, а также ни один человек, страдающий половыми извращениями, включая, но не ограничиваясь, педофилией, эксгибиционизмом или вуайеризмом в соответствии с классификацией Американской Психиатрической Ассоциации, не должен быть допущен к работе с детьми ни в каком качестве.

(в) Взрослые, пережившие в детстве насилие, должны встретиться с настоятелем до того, как им разрешат работать с детьми или молодежью, и в их отношении должна быть проведена проверка на отсутствие судимостей.

11.06 Исключения: Требования параграфов с 11.02 по 11.04 данных Политик, стандартов и процедур не распространяются на учителей воскресных школ, работающих в этом качестве, хотя любой епархиальный архиерей или настоятель храма может ввести у себя процедуру отбора и проверки для учителей воскресных школ. Епархиальный архиерей вправе при наличии веских оснований и не ущемляя интересов детей и молодежи изменить требования параграфов с 11.02 по 11.05 для одного или более приходов в епархии или в отношении одного или более человек, письменно поставив об этом в известность соответствующего настоятеля (настоятелей) и предоставив копию своего решения в Отдел по расследованию обвинений в сексуальном насилии.

12. Контроль над теми, кто работает в Церкви, и над детьми

12.01 Общий контроль и политика «двух взрослых»: (а) Где возможно, молодые люди, участвующие в церковной деятельности или программах, не должны находится под присмотром только одного взрослого. Во время любой церковной деятельности с участием детей необходимо присутствие двух или более взрослых. Исключения могут составлять случаи кратковременного отсутствия одного из взрослых. Если программа подразумевает, что дети остаются на ночь, с ними должно быть не менее двух (2) взрослых руководителей, и если среди детей есть как мальчики, так и девочки, среди руководителей также должны быть мужчина и женщина.

(б) за исключением экстренных случаев, в любой ситуации, предполагающей взаимодействие между взрослым и ребенком один на один в рамках церковного служения или программ, участвующий взрослый обязан заранее уведомить другого взрослого о данном обстоятельстве, назвать ребенка, место и примерную продолжительность планируемого взаимодействия.

(в) во время любого церковного служения или программы с участием несовершеннолетних за ними должен осуществляться надлежащий контроль до момента передачи их с рук на руки ответственному опекуну\родителю. Это требование не распространяется на несовершеннолетних, достаточно взрослых для того, чтобы иметь водительские права, а также на тех, в отношении которых их родители или опекуны дали на это свое письменное согласие.

12.02 Формы разрешения или согласия: на участие несовершеннолетнего ребенка в любом мероприятии или в любой деятельности, организованной приходом вне территории прихода, необходимо получить предварительное разрешение от родителей или опекунов ребенка.

12.03 Политика открытых дверей: (а) ни один приход не имеет права организовывать закрытые мероприятия с участием детей или участвовать в них без письменного разрешения настоятеля. Священнослужители, родители, служащие и члены прихода имеют право и приглашаются в любой момент присутствовать на любых мероприятиях с участием несовершеннолетних.

(б) двери всех помещений в приходе, где проводятся любые организованные приходом мероприятия с участием несовершеннолетних, должны оставатьсяхотя бы частично приоткрытыми, либо в них должны быть прозрачные стеклянные вставки достаточного размера, либо в помещении должен быть организован надлежащий контроль со стороны взрослых.

12.04 Неподобающая деятельность: (а) любое недопустимое поведение или недопустимые взаимоотношения между взрослым и ребенком или членом группы несовершеннолетних, должны быть немедленно пресечены и расследованы. При необходимости контролирующий персонал должен вынести виновнику предупреждение и далее внимательно наблюдать за ситуацией.

(б) за неоднократное игнорирование подобных предупреждений волонтеру должна быть запрещена дальнейшая работа с несовершеннолетними, если только первое же нарушение не настолько серьезно, чтобы потребовалось немедленное отстранение волонтера от дальнейшей работы. К сотрудникам прихода, замеченным в подобном поведении или отношениях, должны быть применены такие же санкции на усмотрение настоятеля.

12.05 Политика в отношении поездок: каждый епархиальный архиерей должен обязать все приходы в своей епархии принять и исполнять письменную политику в отношении доставки несовершеннолетних участников на мероприятия организованные приходом вне его территории. В данной политике, как минимум, должны быть закреплены (1) требование пользоваться услугами водителей разумно старше несовершеннолетних детей и подростков, которых они перевозят, и не имеют штрафов за серьезные нарушения правил дорожного движения; (2) запрет на нахождение водителя в транспортном средстве наедине с кем-то из детей или подростков, если на это заранее не получено разрешение от настоятеля прихода или руководителя программы и (3) требование, чтобы у каждого прихода и у каждого водителя была действующая страховка гражданской ответственности, которая защищает приход и любых других организаторов в случае наступления гражданской ответственности.

13. Обучение и образование

13.01 Обязательное обучение: (а) В каждом приходе должна быть разработана и принята программа обучения по предотвращению сексуального насилия в отношении детей. Данное обучение должны в обязательном порядке пройти все лица, подпадающие под требования параграфа 11.02 настоящих Политик, стандартов и процедур. Также должна быть разработана программа для учителей воскресных школ, которая может быть сокращенной.

(б) Данные программы должны, как минимум, содержать информацию и инструкции по (1) требованиям данных Политик, стандартов и процедур; (2) сигналам и симптомам возможного сексуального насилия в отношении детей; (3) соответствующим требованиям заявить в правоохранительные органы и органы социальной защиты о возможном сексуальном насилии или о поступившем заявлении о совершенном насилии; (4) методам предотвращения сексуального насилия в отношении детей.

(в) Любой епархиальный архиерей может попросить Отдел по расследованию обвинений в сексуальном насилии о содействии в разработке обучающих программ по предотвращению сексуального насилия в отношении детей. Отдел по расследованию обвинений в сексуальном насилии должен разработать подобные программы для использования во всех епархиях или приходах, которые по прошествии разумного времени не приняли собственную программу, и направить их епархиальному архиерею для дальнейших действий.

13.02 Ознакомление с требованиями: (а) Каждый епархиальный архиерей должен обеспечить, чтобы копии настоящих Политик, стандартов и процедур были получены всеми, кто подпадает под требования параграфа 11.02 настоящих Политик, стандартов и процедур, а также учителями воскресных школ и членами приходских советов.

(б) Каждый, упомянутый в подпункте (а), обязан прочитать полученную копию Политик, стандартов и процедур и в разумные сроки после этого подписать бумагу следующего содержания, которая будет храниться в приходском архиве: «Я подтверждаю, что получил копию Политик, стандартов и процедур Американской Православной Церкви в отношении сексуального насилия, прочитал и понял требования и обязательства, которые они налагают, и обязуюсь всегда полностью выполнять данные требования и обязательства».

Перевод с английского Ольги Антоновой

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.