Agionoros.ru публикует продолжение беседы с одним из самых авторитетных современных афонских богословов старцем Лукой (насельником монастыря Филофей).

Откликаясь на любовь Божию человек становится личностью. Он не теряется в тщетном и безличном, а получает возможность видеть Бога. «Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят»1.

Такой человек обретает способность относиться к людям со смирением и любовью. Осознает, что если Бог его оставит – он в одно мгновение всё потеряет. Видит, что всё в этом мире держится на Любви и Промысле Божием. Понимает, что сам по себе человек – ничто, но в свете Божественного замысла он ценен и значим.

Чтобы действительно понять и осознать своё место в мире и истинное предназначение – надо через покаяние обрести Божественное просвещение.

Смысл монашества заключается в покаянии. Оно возвращает нам подлинные и правильные отношения с Богом, с людьми и с тварной материей.

Монашество – это следование Евангелию. Так как в миру сложно исполнить Евангельский закон в совершенстве, Бог призывает некоторых людей (на основании каких принципов Он их избирает, знает Сам Господь) уйти от мира и безраздельно посвятить себя Богу.

Монахи призваны стать живыми примерами добродетели и тем самым воодушевить на подвижническую жизнь и своих братьев мирян. Людям свойственно сомневаться и задаваться вопросом: а можно ли достигнуть совершенства и исполнить Евангельский закон в наше время? И когда они видят людей, которые действительно живут по Евангелию, они воодушевляются.

Бог не ждет от нас чего-то, что превосходит наши силы. Задача человека проста – с любочестием стараться реализовать данные ему Богом таланты. А для этого необходимо очиститься, совлечь с себя одежды «ветхого человека», которые не дают задействовать дары, данные нам Создателем. Грех дезорганизует человека, покаяние возвращает ему цельность. Даёт возможность оставить противоестественное состояние и обновиться в Боге. Так человек, который был орудием в руках лукавого, становится «сыном Благодати».

Покаяние прогоняет противоестественное и даёт возможность человеку реализовать своё истинное предназначение, то, для чего он был сотворён Богом. Жить с надеждой, в «любви, радости, мире, долготерпении, благости, милосердии, вере, кротости, воздержании»2. Эти плоды Святого Духа становятся достоянием каждого, кто принял Бога в свою жизнь.

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя»3, – говорит Спаситель. Значит, для того, чтобы быть с Богом, надо преодолеть то, что нас от Него отделяет – рабство страстям.

Для этого и существуют монашеские обеты: они разрушают сковывающие нас цепи греха.

Целомудрие, нестяжание, послушание, пост, бодрствование, молитва помогают человеку найти себя и постепенно обновляют его во Христе.

Такой человек может стать примером и для других. Однако воспримут его не все. Как наш Спаситель был «предметом пререканий»4, так и монашество, главная задача которого подражать Христу, становится таковым для мира. Те, у кого открытое сердце – принимают благую весть монашества, другие же отвергают её. Так когда-то люди не приняли и Христа.

Наша задача – со смирением продолжать свой путь.

Без печати смирения ничего не будет угодно Богу. Как только человек начинает думать, что что-то из себя представляет, — он сразу же теряет связь с Богом. Его настройка сбивается с божественной частоты. И тут надо через смирение и сокрушение скорее поймать нужную «волну».

Разве у нас нет поводов для самоукорения и для раскаяния? Особенно у монахов. Мы должны сравнивать себя не с теми, кто на первый (поверхностный) взгляд «отстаёт» в добродетели, а с подвижниками и святыми. Поступая так, будем считать себя худшими и недостойнейшими из всех.

Великой ошибкой будет смотреть не вверх и вперёд, а вниз и назад. Сравнивать себя с теми, кто кажется нам грешниками. Именно так у человека появляется обманчивое чувство собственной «праведности» и он превращается в фарисея.

Человек, который сам не исполняет то, о чём говорит, не способен стать примером для других. Добро должно быть не дисциплиной для ума, а стать образом жизни.

Там, где светит солнце – жизнь, свет, радость, мир. Не случайно и Бога наша Церковь называет Солнцем правды. «Рождество твоё, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися, Солнцу правды»5. Так же как тварное солнце по воле Творца даёт свет, тепло и устанавливает порядок в тварном мироздании, так и Христос, входя в жизнь человека, упорядочивает её и освещает Светом Своей Любви и Мира.

Блажены те, кто стали сосудами Благодати! Но, чтобы достичь такого состояния, надо прежде очиститься. Металлические трубы со временем обрастают слоем ржавчины, теряя пропускную способность. Несколько лет назад мы меняли в монастыре систему водоснабжения, которая была установлена ещё в 1935 году. В один момент мастер подозвал меня и показал толстую свинцовую трубу, которая за долгие годы так обросла, что едва пропускала тонкую струйку воды.

То же происходит и с человеком: грех оставляет на его душе наросты и делает её всё более и более бесчувственной. Удалить эту ржавчину способны страх Божий и покаяние. По мере того как очищается сердце, просвещается и разум.


1 Матф. 5,8.

2 Гал. 5, 22-23.

3 Мф. 16,24.

4 Лук. 2, 34.

5 Тропарь Рождеству Христову.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.