
Что случилось
В России планируют вернуть оценки за поведение в школах. Владимир Путин 8 февраля дал поручение «организовать обсуждение с профессиональным и родительским сообществом» на эту тему. Ответственные за поручение должны будут представить доклад до 1 июля.
Впервые о возвращении в школы оценок за поведение заговорили в декабре 2024 года, во время Совета по правам человека. Тогда председатель Общественной палаты Сахалинской области Владимир Иконников предложил президенту России ввести в школах такие оценки, но «с понятными критериями». В ответ на предложение Владимир Путин удивился, что оценки за поведение сейчас не ставят в школах — и добавил, что это «нужно обсуждать».
«Сейчас я не готов формулировать окончательное решение. Но если оценка за поведение будет возвращена, то нужно, чтобы она на что-то влияла. Сейчас не буду вдаваться в детали, но думаю, что вы меня понимаете. Она должна быть равноценной с другими оценками», — заявил глава государства.
Депутат Артем Метелев заявил, что такое решение поможет в борьбе со школьным буллингом.
«Точно, что мы должны сделать — это вернуть двойку за поведение в дневник как одну из мер. Важно, чтобы не только двойка была, а полноценная система профилактики деструктива, особенно — школьной травли», — сказал депутат.
По его словам, кроме возможности ставить двойки за поведение нужны и иные меры борьбы с буллингом.
Мы поговорили с учителями о том, нужны ли сегодня оценки за поведение.
«Двойка за поведение превращается в репрессивный инструмент»
Ирина Лукьянова, писатель, журналист, педагог:

Ирина Лукьянова
— Такие оценки не имеют никакого смысла, потому что они обычно превращаются в репрессивный инструмент, а репрессии — не самый лучший метод воспитания. В идеале с проблемным поведением нужно работать вместе школе и семье. Учить педагогов работе с проблемным поведением детей и поддержанию дисциплины. Нужно четко устанавливать правила поведения в классе и с самого начала учить детей их соблюдать, с одной стороны, а с другой — показывать им, куда они могут пойти со своей проблемой, чтобы решить ее не демонстративно плохим поведением.
Точно так же не помогают оценки по поведению и в борьбе с буллингом — ну, может быть, помогают в той степени, в которой измерение температуры помогает вылечить болезнь. Ок, записали: у больного 39,2, дальше что?
Сама я никогда никаких оценок за поведение не ставила.
Если были проблемы — обсуждала с классными руководителями, с психологами, они уже говорили с родителями.
У меня самой всегда было примерное поведение и примерное прилежание — до 8-го класса включительно я еще и круглой отличницей была. Однако в 8-м классе актив нашего класса устроил бунт против директора школы. Зачинщиков, в число которых попала я, вызвали на педсовет, где обещали поставить двойку по поведению в году. По тем временам это было что-то вроде «волчьего билета» — ни в одну школу в девятый класс не возьмут, а в училище или техникум я и сама не хотела. Этот педсовет — одно из самых тяжелых для меня школьных воспоминаний. Конфликт, однако, разрешился примирением, я получила за 8-й класс очередной похвальный лист, но школу, которую и до тех пор не любила, возненавидела с новой силой.
В общем, не верю я в эту меру.
«Я сам бы с удовольствием ставил двойки за поведение»
Антон Низовцев, учитель математики:

Антон Низовцев
— Я считаю, что ничего плохого в оценках за поведение нет в современных реалиях. Тем более, все чаще идут разговоры о том, что школа должна не только учить, но и воспитывать детей. Почему бы тогда не оценивать поведение учеников? Так что я ничего плохого в оценках за поведение не вижу и сам бы их с удовольствием ставил.
Иногда вместо оценок за поведение я использую такой метод с детьми, которые плохо ведут себя на уроках: задаю более сложный вопрос по теме, которую мы проходим в данный момент. Если ученик на него не отвечает, могу поставить «два» за знания по соответствующему предмету.
Сам я двоек за поведение не получал — учился в более позднее время, с 1998 года.
Но иногда были «красные» замечания в дневнике или бумажном журнале — вроде «облил Павлика краской». Да, бывало, получал за это от родителей. Но на мои отношения со школой это сильно не влияло — у меня в основном были все пятерки, похвальные листы.
В целом — рабочая это будет мера или нет, станет понятно только после того, когда новшество будет принято. Мы увидим, какие нормативные акты под это будут подведены и, соответственно, будут ли ученики с плохими оценками по поведению нести какую-то ответственность.
Хотелось бы, чтобы школа имела бы право просто отчислять или переводить в более слабые классы учеников, которые особенно «отличились» поведением.
Но важно, чтобы оценки за поведение не смешивались с оценками за академическую успеваемость по каким-то конкретным предметам, потому что это разные вещи. Да, ребенок или подросток может плохо себя вести, но при этом по какому-то предмету конкретному хорошо успевать.
А то, что у школы будет такой инструмент контроля дисциплины, — я в этом ничего плохого не вижу. За мою девятилетнюю практику работы в школе очень редко, но встречались такие дети, с которыми было очень сложно не только преподавателям, но и в целом школе совладать. И не было возможности их оставить на второй год или куда-то отчислить.
«Что делать с отметками за поведение — выставлять в аттестат?»
Иван Меньшиков, учитель математики, член профсоюза «Учитель»:

Иван Меньшиков
— В каком-то виде информирование ученика и родителей о проблемах с поведением в школе необходимо, но оно присутствовало всегда, не в формате отметок, а в виде замечаний в дневнике или в форме устной беседы (например, на родительском собрании).
Мне кажется не принципиальным, в каком виде будет даваться эта обратная связь — в виде отметки или в форме описания конкретных нарушений, но отметка в большинстве случаев потребует какого-то пояснения (какие именно правила нарушает обучающийся, и что предлагается с этим делать).
И мне непонятно, что дальше делать с этими отметками — выставлять в аттестат? Тогда нужны очень четкие правила поведения, чтобы свести на минимум предвзятость: одно и то же поведение два учителя могут оценить очень по-разному.
По своим ученикам я даю подробную информацию, затрагивающую не только проблемы с дисциплиной, но и учебную мотивацию, основные сложности с предметом, свои рекомендации по улучшению ситуации. Это очень большая и трудоемкая работа, на которую катастрофически не хватает времени.
У меня тоже во время учебы были замечания в дневнике за плохое поведение на уроках. За 10 лет в школе было сложно не получить хотя бы несколько таких записей.
«Школьники раньше гордились “неудами” по поведению»
Михаил Павловец, филолог, учитель словесности Лицея НИУ ВШЭ:

Михаил Павловец
— Оценка имеет хоть какой-то смысл только тогда, когда становится способом коммуникации с самим учеником, а не с его родителями или, тем более, с надзорными органами.
При этом из советского опыта хорошо известно, что неудами по поведению нормальные школьники обычно гордятся. Что греха таить — я сам в силу подвижности своего темперамента и богатой фантазии нередко имел по поведению «уд» в четверти и «неуды» за неделю (была такая строчка в дневнике), и это меня совсем не расстраивало, разве что старался прятать эту информацию от родителей. Это было вечной загадкой некоторых моих учителей — как неплохо (а в чем-то и отлично) учащийся мальчик Миша может быть такой оторвой. Впрочем, лучшие из учителей мою энергию умели направлять в конструктивную сторону.
Корень проблемы с дисциплиной, как мне кажется, бывает двух основных видов. Скорее всего, это проблема учителя-предметника, который не в состоянии заинтересовать своим предметом и заслужить у своих учеников доверие и уважение — и внешним принуждением надеется заменить мотивацию и авторитет… Безусловно, это не только его вина и его проблема — это проблема перегруженности и замшелости многих современных программ, но очевидно, что оценки за поведение не способны эти проблемы решить, иначе бы от них в свое время не отказались.
Но возможен и другой вид — когда проблема поведения связана с особенностями самого школьника. Однако тут диагноз должен ставить профессионал: это может быть СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), могут быть проблемы не только психологические или социальные (например, тяжелое неблагополучие в семье, которой еще только «неудов» по поведению недоставало!), но и физиологические, а подчас связанные с потреблением запрещенных веществ. Очевидно, что и с этими проблемами бороться при помощи оценок глупо.
Представьте, что врач будет ставить своим пациентам оценки за отношение к лечению — что это даст?
В целом то, что предложение о возвращении оценок за поведение обсуждается, считаю знаком глубокого неблагополучия прежде всего в среде тех, кто отвечает за образование, знаком депрофессионализации образовательного сообщества. Вот такого рода инициативные энтузиасты оценок своего «неуда» точно заслуживают — в отличие от наших подопечных-школьников.
«Это не “волшебная палочка” от конфликтов в школе»
Дмитрий Казаков, председатель профсоюза «Учитель»:

Дмитрий Казаков
— Такие оценки в современных реалиях не нужны. Это такая попытка — с помощью волшебной палочки решить проблему конфликтов в школе.
Есть какое-то предубеждение, что, если ученикам станут ставить оценки за поведение, они все сразу начнут себя хорошо вести. Хулигану, у которого проблемы с поведением, на эту двойку наплевать. И почему он будет бояться двойки за поведение, — непонятно.
Наоборот, введение оценки лишь усилит проблемы, увеличит количество конфликтов, которых в школе и так очень много. И как это поможет бороться с буллингом — тем более неясно. Ведь это очень сложная история, где нужна работа психологов, социальных педагогов, других специалистов по этой проблеме.
«Волшебная палочка» в виде оценок за поведение ничего не исправит. Если ребенок ведет себя плохо, есть проблемы с поведением, то нужно смотреть, что у него происходит в семье, в окружении и так далее. Это первые показатели того, что что-то не так.
А затыкать рот ему двойкой — это точно неправильно.