Ежедневное интернет-издание о том, как быть православным сегодня
Десятиклассник из московской школы №1573 Богдан Рудик спас пассажира самолета, который потерял сознание. Узнав о том, что человеку нужен врач, подросток пришел на помощь и реанимировал пассажира: очистил ротовую полость и гортань от крови, провел искусственную вентиляцию легких. Позднее выяснилось, что у мужчины случился инфаркт - юноша спас ему жизнь. Как в московской школе  учат медицине, было ли страшно прийти на помощь и что думают о его поступке учителя, Богдан рассказал "Правмиру".

Вечером 25 февраля, возвращаясь из Сочи в Москву, Богдан Рудик услышал по громкой связи просьбу экипажа рейса 4-№230 отозваться врача. Он отложил в сторону наушники и вызвался помочь человеку, потерявшему сознание вскоре после взлета. Богдан назвался медбратом и довольно решительно начал оказывать помощь. Освободил ротовую полость от крови и рвотных масс, провел реанимационные действия и убедил экипаж в необходимости экстренной посадки в ближайшем аэропорту. Позже стало ясно – посадка в Воронеже действительно была нужна.

– Страха не было. Я осознал степень серьезности ситуации много позже, когда пассажира забрали на земле. Тогда появился и страх, и понимание всей ответственности, которую я нес за своего пациента. Но в момент, когда попросили помощи, был не страх, было только ощущение своей нужности прямо сейчас, – рассказывает юноша.

Незадолго до поездки в Сочи мама подарила Богдану, впрочем, без всякого намека, значок в виде стетоскопа. Только ленивый фоторепортер не запечатлел парня с этим значком на лацкане пиджака или куртки.

За день до возвращения в Москву, на горнолыжном склоне, при почти нулевой видимости Богдан столкнулся с бригадой МЧС, которая не могла вывести пострадавшего с открытым переломом. Лыжники шли в тумане плотным потоком. Чтобы хоть как-то их остановить, Богдан вывел на портативную колонку, которую возит с собой в рюкзаке, сигнал воющей сирены. Это позволило МЧСовцам оперативно спустить раненого с места падения.

Вряд ли Богдан подозревал, что сутки спустя одноразовый стетоскоп из аптечки самолета и экстренная посадка авиалайнера (ну чем не вой сирены) будут почти у всех ассоциироваться с его поступком и именем.

Дома есть носилки, мешок Амбу и химическая лаборатория

Первый раз в медицинский класс школы № 1573 на дополнительные субботние занятия Богдан пришел пару лет назад вместе с другом. С собой принес чемоданчик юного химика и с позволения педагога показал пару опытов. А в 2018 году, пройдя двойное собеседование (сначала один, а потом с родителями), поступил в школу.

У руководства школы принципиальное требование: в желании выбрать профиль ребенка должны поддержать родители.

– Важно, когда семья может поверить в силы и возможности, поддержать в выборе, – говорит директор. – Богдан увлекается химией, биологией, медициной. И хотя до конца не определился в своих профессиональных интересах, мы видим, что родители поощряют его любопытство. Это важно для нас.

Сам Богдан с этим согласен:

– Дома у меня есть, конечно, разные средства для оказания первой помощи: носилки, аптечка на пять человек, теперь вот подарят мешок Амбу. Целая коллекция. Но никакой лаборатории с манекенами нет. Все-таки они дорогие и громоздкие, зато есть химическая лаборатория.

Когда Богдану было лет девять, в подарок от Деда Мороза он получил набор юного химика. Сразу поставил пару экспериментов на улице, там же забыл коробку с реактивами. Она промокла под дождем, развалилась. Но через пару лет уже друзья подарили новый набор для опытов.

– Я стал собирать колбочки, баночки, склянки, покупать химические реактивы в специализированных магазинах, пока однажды все это не превратилось в настоящую лабораторию.

Богдан живет в частном секторе за МКАДом, ему есть где развернуться. Отец сконструировал полки и стол, помог оборудовать лабораторию прямо в гараже.

– Не каждый день, конечно, но часто провожу опыты, особенно когда нужно снять видео для нашей группы «ВКонтакте». Я один из админов «Химия – просто».

Александр Иванов – выпускник физтеха из Екатеринбурга, физик-ядерщик и учитель химии в одном лице, в ноябре 2013 года создал канал в YouTube «Химия – просто». Его занимательные образовательные ролики со страшной скоростью стали набирать популярность.

– Я стал ярым фанатом Иванова, а однажды мы познакомились с ним на встрече в Москве.

Познакомились, подружились, решили сотрудничать. Богдан получил доступ к администрированию группы, начал делать видеоролики и выкладывать их время от времени по вечерам:

– Этим я занимаюсь всего год, а вообще эксперименты ставлю уже пять лет.

Аптечку больше не ношу – старею

Не только журналисты, а почти все комментаторы соцсетей, которые узнали о случае на борту самолета, успели пожелать Богдану стать хорошим врачом.

– Медицина всегда была близка мне. Я любил уроки ОБЖ, мечтал стать МЧСовцем, умею оказывать первую помощь. Я и домашних учу этому. Если что-то случается, вызывает панику – разбили градусник, ударило током, поранились, обожглись – всегда объясняю и показываю, как себя вести. В теме оказания первой помощи разбираюсь немножко больше родителей. Они понимают: случись что, я тут же приду на помощь. Но выбрал я медицинское направление, наверное, потому, что у меня нет способностей к математике и физике (их глубоко изучают в инженерном классе школы).

При поступлении сдал вступительные экзамены по биологии и химии… Когда-то давно я действительно с собой носил аптечку, но когда стареешь, таскать все это становится тяжело. Сейчас уже ничего не ношу. Максимум в пенале пара пластырей найдется, даже жгут не беру, потому что знаю: для остановки кровотечения всегда можно воспользоваться подручными средствами – одеждой, ремнем.

Каждый день журналисты обрывают телефон Богдана, родителей, директора, учителей. Он послушно отвечает всем, потому что «понимает, какая неблагодарная работа у журналистов». И даже слава его не пугает, хотя уже заставила устать.

– Отвечаю всем, потому что для меня важно, чтобы люди знали правду.

– Да он просто неравнодушный, – говорит учитель Елена Лысько, которая присутствует при беседе. – Однажды зашел в медкабинет, а там девочка плакала. Мог же взять и уйти, но нет, остался, утешал, успокаивал. Уверена, слава никак не повлияет на него, он не заболеет звездной болезнью…

– Елена Валерьевна, но эта история никак меня не переубедит стать доктором, – настаивает на своем Богдан. – Это все-таки мое решение – быть химиком. Честно говоря, мне все равно, что люди считают: «Раз оказал первую помощь, значит, будешь врачом». Может, я сварщиком стану?!

Да даже дворник должен уметь оказывать первую помощь. Это должен знать каждый. Я уверен. Абсолютно.

67% медиков испугались бы

У Искандера жесткие черные волосы и бледное лицо. Он одет в синий жилет и подавился поролоновым шариком. Гриш (мальчиков примерно 10 лет) сразу трое, как и Искандеров, а спасенная Анна – одна. Часть роботов-тренажеров помечена детьми. Одному из Искандеров накрасили губы, потому что на этом экземпляре легче отрабатывается прием Геймлиха.

Скелет в натуральную величину в белом халате, чемодан с силиконовыми образцами ран, рука со всеми степенями ожогов и обморожений, кардиограф, мешок Амбу, микроскопы, стетоскопы, тонометры, цифровая лаборатория… В медицинский класс школа вложилась серьезно. По субботам на ознакомительные занятия приходят дети и из других школ.

25 декабря 2018 года в классе прошел урок по сердечно-легочной реанимации, в начале января, сразу после каникул, педагог рассказывала об освобождении верхних дыхательных путей от инородного тела. Судя по всему, Богдан эти уроки не пропустил.

– Все спрашивают меня, как не растеряться, – говорит Елена Лысько, в школе, помимо курса первой помощи, она ведет уроки ЗОЖ и биологии. – На самом деле даже решиться сложно. По результатам одного опроса оказалось, что 67% медиков побоялись бы оказать первую помощь в экстренной ситуации. Меня насторожило, когда Богдан рассказал, что ему было не страшно. Он раскрыл чемоданчик первой помощи, в нем не было медикаментов, кроме перевязочных материалов. Узнав это, честно говоря, я даже обрадовалась. Только представьте: решительный, юный, он был уверен, что пострадавшему поможет глюкоза и нитроглицерин… а если нет?

На уроках я рассказываю детям о стандартах работы с пострадавшими, о хронических заболеваниях, которые можно выявить лишь с помощью приборов, и об уголовной ответственности. Я учу их не ставить диагнозы, а пытаться определять: есть дыхание или нет, есть сознание или нет, нарушено ли кровообращение. В рамках школьной программы мы обучаем даже хирургические стежки делать, потому что важно учить детей не бояться и адекватно реагировать, знать правила асептики и антисептики, но еще важнее научить не навредить!

Рассказывая об основах законодательства и об ответственности, я всегда добавляю – только вам решать, оказывать помощь или нет, ведь вы несовершеннолетние. Но может так случиться, что рядом с близкими в экстренной ситуации будете только вы, никого кроме вас.

Когда Елена Валерьевна встретилась с Богданом в школе после его возвращения из Сочи, она сказала: «Рада, что это был положительный опыт!»

Если у Богдана получилось, и у нас получится

– Что было бы в случае неудачи, если бы да кабы – не тема для обсуждения поступка смелого, уверенного парня, – упрекает меня директор школы Александр Антипов. – Журналисты спрашивали ребят, как те относятся к поступку Богдана, смогли бы они так сами? Меня порадовал ответ: «Если у Богдана получилось, и у нас получится». Представьте, если все медицинское сообщество, все врачи были бы скованы по рукам и ногам своими страхами, кто стал бы оказывать помощь в экстренной ситуации? Если все в нашей жизни разбирать так рационалистически и потребительски, тогда никогда и никто не пойдет спасать. Для меня важнее – готов ли человек пожертвовать собой ради спасения другого? Готов ли соотнести свой опыт и знания? Готов ли не растеряться, принять решение, оказать помощь, если времени нет? Именно этому нужно учить, это воспитывать.

Директор уверен: тот факт, что информацию о поступке Богдана он сначала проверил, а потом разместил на собственной странице в фейсбуке, не только поддержал семью мальчика, но и стал тем самым воспитательным моментом.

– Хороший, светлый поступок, который несет надежду, что ребята, выбирающие медицинский профиль в нашей школе, действительно понимают степень своей ответственности, знают, чем чревато бездействие, помнят заповедь «не навреди», которая висит у них в классе, – только в таком ключе готов размышлять об истории с Богданом директор. – Мы воспитываем детей своими словами, поступками, реакцией, отношением. Это и формирует личность.

Таблетки молодости тоже надо изобретать

Вплоть до 2013 года школа № 1573 была гуманитарной гимназией. После изменения стратегии образования в столице (дети должны иметь возможность получить специализированное образование в рамках своего района – прим. ред.) гимназия стала многопрофильным учебным заведением. В ней открылись три профильных класса: медицинский, инженерный, кадетский.

Школа сотрудничает со стоматологической клиникой и диагностическим центром, медицинским колледжем, куда дети ходят на практику. Главным партнером является Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова. Практика, экскурсии, тестирование, дополнительные баллы к ЕГЭ и шанс поступить в один из лучших медвузов страны.

– Никто не говорит, что выпускники нашего медицинского класса – это гарантированно будущие врачи. Мы живем во времена, когда знания конвергентны. Знания на стыке наук – химии, биологии, физики и информатики – актуальны как никогда, – говорит директор и тут же рассказывает про золотого медалиста школы Ивана Гончара, который работает в Силиконовой долине.

Как глава ассоциации выпускников однажды Гончар приехал на встречу со школьниками. Показал искусственный глаз со словами: «Его надо как-то вживлять. Для этого требуются знания в биологии и химии. Все научные разработки сейчас касаются человека. Искусственную руку тоже нужно как-то заставить слушаться – для этого нужно знать информатику и IT-технологии. Таблетки молодости тоже кто-то должен изобретать – а это уже фармакология. Так что давайте, дерзайте».

Кажется, медицинский класс школы и так имеет максимум, чтобы дети получили качественное профильное образование и как минимум увлеклись медициной. Награда Богдану и его классу от руководства департамента здравоохранения в виде посещения станции скорой помощи и симуляционного центра Боткинской больницы на этом фоне кажется чем-то обыденным.

– Такие экскурсии у вас в порядке вещей, так ведь? – спрашиваю директора.

– Мы многое можем показать детям, но только не профессиональное оборудование, на котором учатся будущие врачи. Симуляционный центр – это высокие технологии и аппаратура, какой точно нет в нашей школе. Благодаря поступку Богдана дети попадут в этот центр. Я считаю, это больше, чем просто здорово.

Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: