Основная волна Единого госэкзамена в стране прошла. И пока бывшие школьники и их родители заняты следующим важным делом – поиском вуза, - самое время подвести некоторые предварительные итоги.

ЕГЭ: особенности статистики

Прежде всего, говорить о статистике ЕГЭ-2014 сейчас очень сложно – её просто нет. Федеральная система подсчётов устроена так, что непосредственно после сдачи экзамена узнать из неё можно только личные результаты сдававшего. Сделать это легко – просто вбить данные в форму на сайте http://check.ege.edu.ru/ Удостовериться самостоятельно, работает ли система, корреспондент не смог, но надписи уверяют: все результаты загружены.

Позже, к сентябрю, там же появятся первые итоги ЕГЭ по регионам. Столь поздние сроки связаны с особенностями обработки работ. Региональные департаменты образования терпеливо ждут, пока до них дойдут все данные с мест, и будут рассмотрены все апелляции.

К тому же дополнительный период сдачи ЕГЭ, в который экзамен сдают выпускники прошлых лет и те, кто не успел сдать его в основное время, например, из-за болезни, закончится только 16 июля.

А вот статистики по отдельным школам региональные департаменты официально не ведут. Самые первые результаты экзаменов директора узнают от своих же выпускников, потом сканы проверенных работ вывешиваются на сайте и ищутся пофамильно же.

Дальнейшее составление школьной статистики и предоставление таких данных вовне – добровольное дело дирекции. Причём проверить достоверность результатов прошлых лет, размещённых, например, на школьных сайтах, по официальным источникам невозможно никак. Имейте в виду, это касается любых школ – хоть обычной районной, хоть самой дорогой частной. Что ж, такова государственная политика максимального устранения школ из системы проверки их работы.

С другой стороны, надо понимать, что самим учителям результаты их выпускников ох как важны и интересны. Ведь, помимо проверки эффективности собственной работы, школьные педагоги нередко делают для выпускников единственное, что они сейчас могут – помогают оформлять апелляции.

Хотя понятно, что поправку на нервы, глупые описки, которые бесстрастная машина посчитает ошибками, и прочие недочёты тестовой системы, о которых говорено не раз, при просмотре результатов делать всё-таки нужно.

ЕГЭ в православной школе: ещё несколько нюансов

С одной стороны, если школа имеет государственную аккредитацию, никаких нюансов со сдачей ЕГЭ у неё быть вроде бы не должно. Подобные школы обязаны выполнять федеральные образовательные стандарты; дополнительная конфессиональная аттестация учебного заведения в центре сдачи ЕГЭ никого не интересует.

С другой стороны, нюансы всё-таки есть. Связаны они, в первую очередь, с тем, что православные школы, как правило, малокомплектны. Среди них даже в Москве есть немало таких, где, в выпускном классе может быть всего 5-10 человек. Отсюда получаем все «пляски арифметики»: любой неуспешно сдавший ученик на общую статистику повлияет здесь гораздо сильнее, чем в классе обычной наполненности. Впрочем, и успешный тоже. То есть, разброс результатов получится больше.

Нередко выпуска православных школ не хватает даже на то, чтобы «закрыть» собой все предметы по выбору. Ну, не выбрал никто из класса в пять человек химию, физику, английский или информатику – имеют право. А «среднюю температуру» по таким результатам – как хотите, так и считайте.

Отдельный, и крайне непростой, вопрос состоит в том, кто вообще обучается у нас в малокомплектных школах – хоть в конфессиональных, хоть в частных, хоть государственных, которых, увы, остаётся всё меньше.

Ведь, если речь идёт о Москве, а не об отдалённом селе, где, так уж случилось по жизни, на четыре первых класса осталось человек тридцать детей, то получается, что маленькую школу для ребёнка сознательно выбирают родители.

Вывод прост: ученики малокомплектных школ – это нередко «особенные» дети. Причём отнюдь не всегда речь идёт об отпрысках состоятельных фамилий. По опыту, обучение в подобных школах часто выбирают и не вполне обеспеченные семьи, вынужденные порой искать даже денег на оплату учёбы для ребёнка просто потому, что в общей школе ему будет некомфортно.

Слабое здоровье, гиперактивность или наоборот, проблемы в общении, пробелы в освоении программы, которые внешне могут проявляться хоть как проблемы с письмом, хоть как повышенная возбудимость – всё, на что в общей школе махнут рукой и шёпотом неофициально пошлют к репетиторам, – поводов искать учебное заведение, где ребёнку будет обеспечен индивидуальный подход, может быть великое множество.

И при этом небольшие школы совсем необязательно работают как коррекционные. В маленьком классе, где темп урока ниже, а внимания каждому ребёнку можно уделить больше, ученики вполне в состоянии работать по общей программе, и даже углублённой.

Но вот недостатки тестовой формы экзамена для таких детей усиливаются многократно. Даже в прежние времена, подобный ребёнок, будучи, например, гениальным стилистом, в нервозной обстановке экзамена вполне мог перепутать диктант с сочинением (было в моей личной практике). А уж без огрехов заполнить все хитрые клеточки на большом листе и при этом уложиться в строго отведённое время, для него и вовсе – труд непосильный.

Плюс – выход в центр сдачи, в незнакомую обстановку и под видеокамеры – для таких деток – именно тот стресс, которого много лет пытались избежать родители, выбирая маленькую школу – родную и уютную.

И наконец, ещё один немаловажный фактор, позволяющий по результатам экзаменов ребёнка судить о работе школы, — понимание того, как долго он проучился именно здесь. Увы, до конца заполнить некоторые пробелы в знаниях выпускника в том случае, если он пришёл в школу за год-два до выпуска, просто невозможно. И подобные случаи в православных школах – не редкость. А то, на что нужно в таких случаях смотреть – личная динамика ребёнка, – статистике одного года недоступно.

Впрочем, экзамен сдан. Некоторые директора православных школ согласились поделиться результатами своих учеников с «Правмиром». Обо всём остальном – судите сами. Если, конечно, здесь можно о чём-то судить. Потому что была ли достигнута православной школой её основная цель – воспитание в христианском духе – с помощью ЕГЭ не проверяется.

(Таблица заполнена по сведениям, предоставленным дирекциями школ. В таблице приводится средний балл, полученный учащимися по данному предмету. Прочерки означают, что никем из учащихся данный предмет по выбору выбран не был).

Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: