Страсти Христовы на иконах и картинах

|
О Христе проповедуют на многих языках мира. Но есть язык, понятный всем людям, независимо от национальности и места проживания – язык искусства. Прочтите Евангелие в красках!
Страсти Христовы на иконах и картинах
Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Около 1156 г. Псков. Фрагмент

«Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: тáк ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя». (Мф. 26: 36-42)

Мозаика собора Сан Марко. XIII в. Венеция, Италия

Мозаика собора Сан Марко. XIII в. Венеция, Италия

«Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня. И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви́! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его». (Мф. 26: 45-50)

Мозаика церкви Сан Аполлинаре Нуово. 530-е годы. Равенна, Италия

Мозаика церкви Сан Аполлинаре Нуово. 530-е годы. Равенна, Италия

Икона из празднич. чина иконостаса Новгородского Софийского собора. 1509 г. Новгородский музей-заповедник

Икона из празднич. чина иконостаса Новгородского Софийского собора. 1509 г. Новгородский музей-заповедник

Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена. 1304-1306 г. Падуя, Италия

Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена. 1304-1306 г. Падуя, Италия

«Итак Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием. Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его. И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю. Опять спросил их: кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея. Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут, – да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого». (Ин. 18: 3-9)

Икона-таблетка из Новгородского Софийского собора. Конец XV - начало XVI в. Новгородский музей-заповедник. Фрагмент

Икона-таблетка из Новгородского Софийского собора. Конец XV – начало XVI в. Новгородский музей-заповедник. Фрагмент

«Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его. И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? чтó они против Тебя свидетельствуют?» (Мф. 26: 59-62)

Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Ок. 1156 г. Псков

Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Ок. 1156 г. Псков

«Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне ýзрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на чтó еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти». (Мф. 26: 63-66)

Фреска Успенской церкви монастыря Грачаница. 1320-1321 г. Косово, Сербия

Фреска Успенской церкви монастыря Грачаница. 1320-1321 г. Косово, Сербия

«За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический; а Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра. Тут раба придверница говорит Петру: и ты не из учеников ли Этого Человека? Он сказал: нет». (Ин. 18: 15-18)

Мозаика церкви Сан Аполлинаре Нуово. 530-е годы. Равенна, Италия

Мозаика церкви Сан Аполлинаре Нуово. 530-е годы. Равенна, Италия

«Между тем рабы и служители, разведя огонь, потому что было холодно, стояли и грелись. Петр также стоял с ними и грелся. Симон же Петр стоял и грелся.(Ин. 18:18). Симон же Петр стоял и грелся. Тут сказали ему: не из учеников ли Его и ты? Он отрекся и сказал: нет. Один из рабов первосвященнических, родственник тому, которому Петр отсек ухо, говорит: не я ли видел тебя с Ним в саду? Петр опять отрекся; и тотчас запел петух». (Ин.18: 25-27).

Икона-таблетка из Новгородского Софийского собора. Конец XV - начало XVI в. Новгородский музей-заповедник. Фрагмент

Икона-таблетка из Новгородского Софийского собора. Конец XV – начало XVI в. Новгородский музей-заповедник. Фрагмент

«Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю». (Мф. 27: 1-2)

Миниатюра Евангелия из Россано. Сирия. VI в. Музей Диочезано, Россано, Италия. Фрагмент

Миниатюра Евангелия из Россано. Сирия. VI в. Музей Диочезано, Россано, Италия. Фрагмент

«На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели. Был тогда у них известный узник, называемый Варавва. Итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? ибо знал, что предали Его из зависти. Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него. Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву». (Мф. 27: 15-21)

Миниатюра Евангелия из Россано. Сирия. VI в. Музей Диочезано, Россано, Италия

Миниатюра Евангелия из Россано. Сирия. VI в. Музей Диочезано, Россано, Италия

«Пилат говорит им: чтó же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят. Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие». (Мф. 27: 22-26)

Мозаика церкви Сан Аполинаре Нуово. 530-е годы. Равенна, Италия

Мозаика церкви Сан Аполинаре Нуово. 530-е годы. Равенна, Италия

«Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его». (Ин. 19:1)

Икона-таблетка из Новгородского Софийского собора. Конец XV - начало XVI в. Новгородский музей-заповедник. Фрагмент

Икона-таблетка из Новгородского Софийского собора. Конец XV – начало XVI в. Новгородский музей-заповедник. Фрагмент

«И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по ланитам». (Ин. 19: 2-3)

Икона из празднич. чина иконостаса Новгородского Софийского собора. 1509 г. Новгородский музей-заповедник

Икона из празднич. чина иконостаса Новгородского Софийского собора. 1509 г. Новгородский музей-заповедник

«Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек! Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим». (Ин. 19: 4-7)

Рембрандт Харменс ван Рейн. Христос перед народом. Середина XVII в. ГМИИ им.А.С.Пушкина, Москва

Рембрандт Харменс ван Рейн. Христос перед народом. Середина XVII в. ГМИИ им.А.С.Пушкина, Москва

«И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его». (Мф. 27: 31-32)

Икона из празднич. чина иконостаса Новгородского Софийского собора. 1509 г. Новгородский музей-заповедник

Икона из празднич. чина иконостаса Новгородского Софийского собора. 1509 г. Новгородский музей-заповедник

«И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса». (Ин.:19:17-18)

Икона-таблетка из Новгородского Софийского собора. Конец XV - начало XVI в. Новгородский музей-заповедник. Фрагмент

Икона-таблетка из Новгородского Софийского собора. Конец XV – начало XVI в. Новгородский музей-заповедник. Фрагмент

«Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там. И поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую». (Мф. 27: 35-38)

Икона. IX в. Монастырь св.Екатерины, Синай

Икона. IX в. Монастырь св.Екатерины, Синай

«Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины. При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина». (Ин. 19: 23-25)

Миниатюра Кодекса Раввулы. 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренция, Италия

Миниатюра Кодекса Раввулы. 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренция, Италия

«Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе». (Ин. 19: 26-27)

Мозаика церкви Успения в Дафни. Около 1100 г. Греция

Мозаика церкви Успения в Дафни. Около 1100 г. Греция

«От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или́, Или́! ламá савахфани́? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложи́в на трость, давал Ему пить. А другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его». (Мф. 27: 45-49)

Миниатюра Хлудовской Псалтири. Константинополь. Около середины IX в. ГИМ, Москва

Миниатюра Хлудовской Псалтири. Константинополь. Около середины IX в. ГИМ, Москва

«Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий. Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых». (Мф. 27: 50-56)

Дионисий. Икона из празднич. чина Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря. Около 1500 г. ГТГ, Москва

Дионисий. Икона из празднич. чина Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря. Около 1500 г. ГТГ, Москва

«И как уже настал вечер, – потому что была пятница, то есть день перед субботою, – пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу». (Мк. 15: 42-45)

Икона из празднич. чина иконостаса Новгородского Софийского собора. 1509 г. Новгородский музей-заповедник

Икона из празднич. чина иконостаса Новгородского Софийского собора. 1509 г. Новгородский музей-заповедник

«Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи». (Ин. 19: 39-40)

Резная икона. Византия. Рубеж XI - XII в. Государственный Эрмитаж, Спб.

Резная икона. Византия. Рубеж XI – XII в. Государственный Эрмитаж, Спб.

Фреска церкви св.Пантелеимона в Нерези. 1164 г. Македония

Фреска церкви св.Пантелеимона в Нерези. 1164 г. Македония

Рафаэль Санти. 1507 г. Рисунок пером

Рафаэль Санти. 1507 г. Рисунок пером

Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Около 1156 г. Псков

Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Около 1156 г. Псков

Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Около 1156 г. Псков. Фрагмент

Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Около 1156 г. Псков. Фрагмент

Фреска церкви св.Пантелеимона в Нерези. 1164 г. Македония

Фреска церкви св.Пантелеимона в Нерези. 1164 г. Македония

«На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко». (Ин. 19: 41-42)

Миниатюра Хлудовской Псалтири. Константинополь. Около середины IX в. ГИМ, Москва

Миниатюра Хлудовской Псалтири. Константинополь. Около середины IX в. ГИМ, Москва

«На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать». (Мф. 27: 62–66)

Пряжка от пояса Цезария Арльского. Лотарингия. г. Мец. VI в. Музей Арля и античного Прованса, Франция

Пряжка от пояса Цезария Арльского. Лотарингия. г. Мец. VI в. Музей Арля и античного Прованса, Франция

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Почему наше праведное возмущение в фейсбуке так выгодно рекламодателям
И как в карнавале мундиаля отображается российская действительность
И недоумевают, если мужчину с ребенком называют звездой

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: