Страсти по куличу

|

Хорошо младенцу, лежащему в колыбели. Единственный труд – кушать, единственное неудобство – пелёнка, связавшая ручки, на которые так хочется посмотреть. А как приятно вдыхать мамин запах и слушать стук её сердца!

Хорошо младенцу в вере – тому, кто озадачился на праздник Пасхи Христовой лишь освящением снедей. Ощущение праздника точно такое же, а забот никаких – ни составлением постного меню без масла, ни выкраиванием времени на долгую молитву в храме он не мучился. Хмурится воцерковлённый старший брат, ворчит: «Набежали тут, натоптали, Вам-то хорошо».

Тем временем он и сам христианин-лайт и каждый год задаёт себе один и тот же вопрос: «Когда печь кулич? В понедельник или в четверток?»

Получается, что и он мысленно находится на берегах и скалах быта, даже не помня, что у него есть лодка и вода. Отстоять, купить, приготовить, освятить, опять отстоять, принести домой, съесть. Совместить. Прочувствовать!

Мне снова и снова вспоминается старый выпуск детского киножурнала “Ералаш”. Тот, где юная девушка в спортивном костюме повторяет движения за кинозвездой, а её бабушка делает работу по дому. Девушка наклоняется влево и вправо, бабушка, наклоняясь, моет пол, девушка машет руками, бабушка похожими движениями трёт зеркало, девушка выполняет приседания, бабушка, приседая, собирает разбросанные вещи с пола… А помните, кто первым устал? Да кто изображал деятельность, конечно, но не приносил пользы – девушка упала на руки появившейся невесть откуда вездесущей бабки.

О чём это я?

А о том, что бесплодны попытки вымучить из себя сочувствие Страстям Господним, если чужое смертное страдание не касалось сердца по-настоящему, если оно было отвергнуто в повседневной жизни. А цивилизация старается сделать всё для того, чтобы мы не чувствовали эмоциональных неудобств, и вовлекаются в это все – верующие и неверующие. Симптоматично то, что уходит в прошлое и вот-вот уйдёт традиция семейных поминальных трапез: уже ни девять, ни сорок дней, ни год со дня перехода члена семьи в мир иной не могут собрать большое количество родни на тихое застолье. Застолья всё больше организуются праздничные. А кто-то остаётся наедине со своим горем.

Поэтому попытки пережить Страстную Седмицу рядом с Господом напоминает имитацию чувств.

Не имея регулярного опыта приготовления поминальной трапезы и участия в ней, трудно готовить куличи и не думать о весёлом пире. Но чтобы вырасти из духовного младенчества, не стоит переводить разговор, услышав о ждущей всех нас последней земной черте.

Так поговорим о ней?

В эту Великую Пятницу в нашей семье двойной траур. Кроме страстей Господних я не смогу не вспомнить свою бабушку Любу, потому что со дня её смерти исполнится сорок дней. Поминки, конечно, со Страстной перенесены, но не воздохнуть не получится – ушло детство, я стала совсем взрослой. И пусть я давно замужем и трижды мама, но грела мысль, что можно приехать к бабушке и обнять её. А теперь это в прошлом. Но и в будущем тоже! В будущем благодаря Господу Иисусу Христу, Который прошёл путь воскресения первым. И чем больше близких людей переселяется по ту сторону объективной реальности, тем больше приходится думать о невидимом мире. По-настоящему знать о нём, получая весточки в виде так называемых «случайных» совпадений.

Хорошо, что моё поколение не росло в изоляции от темы смерти. Нам приходилось видеть, как люди прощаются со своими умершими. Похороны не были поспешными, а двери в дом, который посетила скорбь, не закрывались, от детей ничего не умалчивали, и о том, кто будет следующим, старики толковали спокойно. То и дело хоронили кого-нибудь с оркестром, торжественно проходя хотя часть пути до кладбища пешком, а на дорогах часто встречались цветы и сосновые ветки, и что это значит, знали даже младшие школьники.

Теперь, в мире позитива, эта тема запретна, а само слово «пятница» связано не с острой болью распятия, а с предвкушением конца последнего рабочего дня и весёлой вечеринкой после него. Но о Христе и Его Воскресении в таком случае не поговоришь, потому что тема бессмертия неразрывно связана с темой смерти.

На христианском погребении мы слышим слова апостола Павла: « Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4, 13-14).

Надежда на жизнь вечную – это именно то чувство, которое снимает запрет с темы смерти, потому что гонит страх перед ней.

Получается, что привыкая отстраняться от чужого горя, человек лишается возможности пережить Страстную Седмицу по-настоящему. Апостол Иоанн обличает нас: “Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?” (1 Иоанн 4,20). Если цитату перефразировать, то разумно будет вопросить: «Как сопереживать распятому Господу, Которого не видел, если не сочувствовать боли ближнего, которого видел?»

И чем больше функций берёт на себя бюро ритуальных услуг, тем меньше возможностей сделать что-то для усопшего и унять тоску. Чем реже мы объединяемся за поминальными трапезами, чтобы помолиться за ушедшего и поддержать осиротевших, тем труднее нам быть равнодушными к земным сластям.

Младенец не знает сочувствия, все его печали – это чувство голода, мокрая пелёнка да желание поспать. Но для взрослого неразумно оставаться в младенчестве, лишая себя благородного чувства сострадания.

Не грешно готовиться к Пасхе на Страстной, не странно плакать, замешивая тесто на кулич. Жаль, что кулич занимает иной раз все мысли.

 

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Премьер-министр отметил, что люди с ограничениями по здоровью должны быть обеспечены доступом к социальным лифтам
Новая система позволит с математической точностью оценить индивидуальность каждого ребенка
"Для проезда по России студенты, наша молодежь должна иметь очень серьезную дотацию, чтобы иметь возможность посмотреть,…

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: