«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою», – сказал Иисус своим ученикам.
Кажется, невозможно применить это идеальное правило в обычной жизни, когда на каждом шагу приходится кому-то что-то доказывать, отвоевывать свое место под солнцем, а иногда и просто защищаться от агрессивных личностей. Совсем без выяснения отношений человечество не может, многовековая история войн это подтверждает.
Как относится Церковь к воинственности, заложенной в человеке? Можно ли отстаивать свое мнение, не нанося ущерба своей бессмертной душе, и всегда ли нужно подставлять правую щеку? Об этом корреспондент «Взгляда-Православие» беседует с настоятелем саратовской Княже-Владимирской церкви отцом Михаилом Богатыревым.
– Отец Михаил, мне кажется, символично, что именно вы согласились поговорить об отношении Православной Церкви к конфликтам. Ведь строительство храма, настоятелем которого вы сейчас являетесь, было сопряжено с проблемами. Нашлись те, кто был резко против строительства церкви в Детском парке.
– Когда строилась эта церковь, было много достаточно жестких мнений по этому поводу. Причем от людей, которые, казалось бы, не должны их высказывать. Бабушки старенькие приходили и доказывали, что у детей опять отняли землю. Хотя, мне кажется, это было совершенно необъективно. Место мы облагородили, благоустроили. Здесь гуляют не только прихожане – и дети, и мамочки с колясками. Многие с уважением, с благоговением относятся к храму, даже если внутрь не заходят. У нас и выходок хулиганских здесь не бывает…
– Как вы считаете, почему такие настроения и вообще конфликты – неотъемлемая часть наших отношений?
– Наверное, конфликты в обществе неизбежны. Потому что мнений много, они высказываются. Люди должны иметь право свободно дискутировать, иначе о какой свободе можно говорить? Я, как христианин, считаю, что обсуждаться в обществе должно все. Именно в спорах рождаются какие-то мнения, которые идут всем на благо. Правда, только тогда, когда человек верит в то, что говорит. Ведь иногда критические мнения пытаются придумать, вложить в уста бабушек, заработать на этом какие-то политические капиталы… Но конфликтов быть не должно, их всегда можно избежать.
– Если человек заявляет о своем несогласии, например, с курсом партии; в данной ситуации конфликт – неотъемлемая часть позиции…
– Я думаю, если человек с чем-то не согласен, совсем не обязательно конфликтовать. Нужно просто высказать это мнение перед людьми, которым оно предназначено, и дальше заниматься своим делом, как тебе совесть подсказывает. Не обязательно выходить на баррикады.
Мой опыт работы с людьми говорит о том, что договориться можно при любых обстоятельствах. Без скандала. Если есть спорная ситуация и каждый человек немножко где-то уступит, то и сама ситуация разрешится. Особенно это касается семейных конфликтов. Что такое конфликт в семье? Это значит – кто-то кому-то не уступил.
– Как же уступать, если не согласен? Если муж, жена или ребенок ведут себя ненадлежащим образом? Муж пьет, ребенок грубит, жена неряха…
– Ну так что же, надо ребенка побить, мужа сковородкой огреть, а жену выгнать? Если человек пьет – это духовная болезнь, но мы же сейчас не об этом говорим. А ребенок плохо себя ведет – так он берет пример с родителей! В семье он впитывает в себя все, что видит. Надо понимать это и делать выводы. Если вы себя плохо ведете, а ребенок копирует, так что же, вы его еще и бить за это будете? Человек способен в таких ситуациях разобраться, найти решение. Верующий человек может жить вообще без конфликтов.
– Даже в нашем обществе, с его далеко не христианскими сюжетами? Просто принимать происходящее вокруг?
– Это немного другой вопрос. Очень-очень важный для христианина. Верующий человек не может идти на компромисс с грехом. Он может даже пойти на конфликт со всем обществом, если его заставляют делать то, что противоречит его христианской совести. Сейчас, на мой взгляд, у людей, наоборот, есть такая тенденция – соглашательство с грехом. И очень плохо, что люди это все терпят, пропускают мимо ушей, соглашаются, просто проходят мимо, чтобы не иметь лишних неприятностей, не тревожить свой покой. Это касается, например, массовой информации. Когда транслируются какие-то программы, печатаются нехорошие изображения. Все же понимают, что это могут посмотреть наши дети. И то, что мы против этого не протестуем, очень плохо. Вот здесь надо идти на конфликт и надо свое мнение громко высказывать, чтобы государство прислушалось.
– Но ведь греха вокруг так много, что если по таким критериям жить, то православный человек должен быть в постоянном конфликте…
– Не обязательно. Греха вокруг много, но мы говорим о ситуации, когда этот грех навязывается, когда тебя заставляют его принимать. И мы на примере первых христианских мучеников видим, как они поступали, когда их заставляли делать грех. Конечно, сейчас, если ты выйдешь и скажешь, что ты христианин и поэтому не хочешь совершать грех, тебя за это не сожгут и не распнут; ну так тем более – иди и говори! Компромисса с грехом быть не может никогда.
– А как понять: имеешь дело с грехом или это просто слабости человеческие?
– Для того чтобы понимать правильность или неправильность своего пути, человеку лучше находиться внутри церковной ограды. То есть посещать церковь. Потому что в церковном учении есть ответы на любые вопросы. Несмотря на то что священники могут быть разные – один скажет одно, другой – другое… Иногда даже и ошибаются, но Священное Писание, учение святых отцов, жития святых всегда дадут ответ – грех это или не грех. Это система координат. Тем более что сейчас такое время, когда есть много открытой информации, когда открыты церкви, когда доступны священники, которым можно задать вопрос. Сейчас нет отговорок. И говорить: я не знаю, что такое грех, потому что мне не у кого спросить и негде посмотреть, – наверное, это лукавство. Ну а уж как ты будешь бороться с грехом – твой личный путь.
– Когда нужно смиряться с обстоятельствами, а когда нет? Например, Православная Церковь учит смиряться с тем, что делает государство, хотя многим это не по душе…
– Да, Православная Церковь учит, что всякая власть от Бога. Так говорится в Священном Писании. Но мы не должны забывать о заповеди, которая гласит, что нет выше добродетели, чем положить душу свою за ближнего своего. О чем это говорит? Например, война, когда человек вынужден браться за оружие и идти воевать. По-христиански это? Нет, конечно! Но когда обстоятельства начинают угрожать тем, кто не может себя защитить, – мы должны идти и бороться с этим злом, чтобы не пострадали старики, дети. И это великое дело. И великий пример – Троице-Сергиева Лавра. Монахи держали оборону против поляков много месяцев, голодали, но боролись.
– Значит, постулат «подставь правую щеку» не универсален?
– Если он касается лично тебя – он универсален. Когда это касается слабого человека, который находится рядом с тобой и от тебя зависит, то его щеку подставлять не надо. Многие наши предки показывали великие примеры смирения, но когда дело доходило до вооруженных конфликтов, до разрушения государственных устоев, предки жестко отвечали. Почему бы нам не учиться у них?
– Но Церковь никогда не благоволила к оппозиционерам, разве нет?
– Не благоволила, согласен. Но «Социальная концепция Русской Православной Церкви» говорит о том, что общество, в случае если власть его ведет не туда, может выйти и оказать гражданское неповиновение. Христианские подвижники были оппозиционерами всегда, когда власть начинала вести их в грех, когда со стороны власти насаждалась, например, христианская ересь. Тогда большинство в обществе соглашалось с этим, не желая для себя никаких перемен, потери покоя, а люди честные, пылающие, всегда выходили и говорили свое мнение. И даже умирали за идею.
И у нас в Саратове есть хорошие примеры противоборства власти. Когда на набережной хотели построить высотное здание, люди обратились к чиновникам и сказали: не надо портить исторический облик этих мест. И они были услышаны, строительство отменили.
– Часто в основе конфликта лежит обида. Это чувство, с которым трудно справиться. И к вам в церковь, наверное, часто приходят люди кем-то, чем-то обиженные, и действительно обиженные – не выдумано, а очень сильно, серьезно. Что вы им советуете?
– В нашем обществе существуют организации, которые по долгу службы должны защищать людей, с которыми поступили незаконно, обидели. В этом тоже и воля Божия, и милость Божия к людям. Ведь воли Божией в отношении себя человек должен искать всю жизнь. Каким образом? А вот так – на жизненном пути. Если есть воля Божия, то идешь вперед, а если не получается, значит, надо думать: может, и не стоит пробивать бетонную стенку головой? Может, обойти ее? В жизни нашей, а уж в сегодняшнее время тем более, подняться выше своей обиды и посмотреть на нее со стороны, наверное, самое сложное. Человек сегодня очень гордый. На малейшую неприятность он реагирует обидой. А когда обида возникает в сердце человека, она делает его слепым. Он ничего, кроме себя родного, обиженного, уже не видит. И того, что своим поведением он начинает уже наносить вред окружающим, он тоже не замечает. Ну, обидели, и обидели! Во-первых, обиды могут быть и нечаянными. Это тоже надо понять. А когда застит глаза, когда в глазах туман кровавый и ты уже не видишь ничего, и тебе хочется только быстрее добраться до обидчика и возместить ему свою обиду… А Церковь говорит, что надо все свои желания, все свои помышления обращать к Богу и уж, конечно, ни в коем случае не вымещать что-то на своем обидчике.
– Значит, злобу надо отсекать от себя, какими бы ни были конфликты?
– Это тоже очень сложный, но единственно правильный путь богопознания – постараться возвысится над злостью и посмотреть отстраненно и объективно на себя любимого, находящегося в припадке злости. А то пошел человек на баррикады, а оказалось, что на самом деле воевать надо не с тем человеком, который с той стороны, с таким же, как у тебя, лицом, а с самим собой. Неприятно видеть православного христианина, доказывающего свое мнение с пеной у рта. Мы должны учиться правильному поведению в конфликтах. Апостол Павел говорит, что любой христианин в любой момент своей жизни должен дать ответ о своем уповании. То есть рассказать людям о своей вере. Спокойно и аккуратно. А если будешь кричать, выставляя себя в неприглядном виде, кто тебя поймет? Скажут, что же ты говоришь о любви, а лицо у тебя перекошенное?
– Как быть с мнением, что конфликтеры – наиболее интересные люди, более яркие личности, неуспокоенные, увлеченные…
– Судя по истории Церкви, самыми хорошими, самыми интересными людьми были те великие святые, которые никогда не конфликтовали. Преподобный Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Макарий Великий, Антоний Великий и другие. И интерес к ним общества от этого нисколько не страдал. А если человек пытается привлечь к себе внимание, устраивая конфликты, что, кстати, часто случается… Надо же понять, какие цели человек преследует, разжигая тот или иной конфликт. То есть спросить себя: ради чего?
– Ради справедливости! Чувство справедливости в человеке заложено, с этим чувством трудно пойти на компромисс…
– Согласен. Но если мы в церковной ограде находимся, мы должны очень внимательно выбирать и методы, и объекты, на которые мы направляем наши усилия. А чтобы не ошибиться, нужно искать ответы у Церкви. Например, в «Социальной концепции Русской Православной Церкви», где даны ответы на многие вопросы. Когда люди хотят найти ответы, они их находят. Когда человек хочет любоваться на себя бедного, обиженного, ему не нужны ответы ни на какие вопросы. И нужно учиться ненавидеть грех и любить грешника. Наверное, это главное и универсальное правило в конфликтах между людьми.
– Это крайне трудно, иногда практически невыполнимо. Разве такой высокий уровень доступен каждому?
– Если мы будем ставить перед собой идеальные, практически недостижимые цели и всю жизнь к ним тянуться, только в этом случае мы чего-то в жизни достигнем. В том числе и на пути духовно-нравственного совершенствования. Только так, по-другому не получится. А путь самореализации человека в жизни находится только на пути богопознания. Бывают разные исторические моменты. Бывает, что все общество идет неправильно. Но правильность учения Церкви не зависит от того, куда идет общество.
Наталья ЗАЙЦЕВА
Источник: Взгляд-православие