Священное Писание
Насколько важно Священное Писание для нашего спасения, нужно ли знать Библию наизусть, чтобы спастись, как правильно читать Книгу книг – об этом мы попросили рассказать священника Алексия Колосова.
Священное Писание
Отец Алексий, насколько важно Священное Писание для христианина?
— Священное Писание, Слово Божие, обладает для каждого из нас безусловной важностью! Наряду со Священным Преданием это важнейшая часть Божественного Откровения – свидетельства Бога о Самом Себе и о сотворённом Им мире: о том мире, в котором мы живём и совершаем своё спасение.
Правда ли, что нередко Священное Писание заставляет человека пересмотреть свои взгляды на жизнь и приводит к вере?
— Да, и таких примеров очень много как в истории Церкви, так и в современности. Например, преподобный Антоний Великий встал на путь христианского подвижничества, услышав простые слова Евангелия: «пойди, продай имение своё и раздай нищим и иди, следуй за мной!»(Мф.19,21).
Как Евангелие повлияло на Ваш путь к вере?
— Евангелие «спрямило» его – помогло избежать многих ошибок. Помогает человеку уже одно то, что Слово Божие указывает твёрдые, непреложные нравственные ориентиры– нам важны не столько общие рассуждения, а твёрдое руководство, твёрдое знание воли Божией. Мы и ближнего, которого видим, часто не слушаем, а уж Бога, которого не видим… Вот слово Божие нам и свидетельствует волю Его вполне осязаемым образом. Для меня знакомство с Евангелием было шоком – в хорошем смысле, конечно: читал запоем и не мог оторваться! Кроме того, Евангелие очень сильно утешало в скорбях — особенно повествование про крестный подвиг Спасителя: прочитаешь и на душе легче. Так и сейчас – откроешь Евангелие, и будто груз с души спадёт, будто Христос стоит рядом. Это как на службе – кто усердно молился за Литургией, тот поймёт.
Верно ли говорить о близости христианства восточным религиям – ведь и в восточной традиции существуют своды учений. Чем отличается учение Христа от учений, например Конфуция и Лао–Цзы?
— Центральный объект свода учения в христианстве — Богочеловек. Это, в данном случае, формально единственное различие. Христос не просто учитель, который передаёт ученикам то, что услышал сам. Он – Спаситель: в Нём совершается наше спасение. Всё Его учение связано с тем, как реализовать это спасение. Недаром, последняя заповедь Его, обращённая к ученикам, звучит так: «Идите, проповедуйте Евангелие всему миру, крестяще их во имя Отца, и Сына и Святаго Духа». Здесь мы видим задачу Церкви: возвестить Истину и ввести человека в единство с ней через Таинства. Нет другого пути к спасению, как только через Христа, поэтому всё кроме Него в Писании не ново: и призывы к милосердию, к любви, к покаянию… Всё это уже было. Не было только Мессии-Спасителя, который Сам есть «Путь, Истина и Жизнь»(Ин. 14, 6). Вспомните Его слова: “Веруйте в Бога, и в Меня веруйте” (Ин. 14 , 1), “Я свет миру” (Ин. 8)
Является ли знание Священного Писания непременным условием спасения?
— Знание Священного Писания, как минимум, является крайне желательным. То, что мы можем почерпнуть из Священного Предания, из самой церковной жизни очень важно, недаром же Господь устроил так, что Божественное Откровение состоит из Священного Писания и Священного Предания. Это два крыла спасения – представьте себе птицу с подбитым крылом: далеко ли она улетит? Высоко ли сможет подняться? Так и человек: чтобы успешно совершать своё спасение, необходима не только церковная жизнь, не только Таинства, как квинтэссенция Предания, но и богодухновенное свидетельство Писания, которое неизменно возвещает нам волю Божию.
Здесь уместно вспомнить слова свт.Иоанна Златоуста: «По–настоящему, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писания, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила нашим душам благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом. В самом деле, с Ноем, Авраамом и его потомками, равно как с Иовом и Моисеем, Бог беседовал не чрез письмена, а непосредственно, потому что находил их ум чистым. Но так как с течением времени одни уклонились от истинного учения, другие от чистоты жизни и нравственности, то явилась опять нужда в наставлении письменном. Если достойно укоризны уже то, что мы нуждаемся в Писании и не привлекаем к себе благодати Духа, то какова, подумай, будет наша вина, если мы не захотим воспользоваться и этим пособием, а будем презирать Писание, как излишнее и ненужное, и таким образом навлекать на себя еще большее наказание?»
Нередко слышатся упреки, что православные плохо знают Библию. Действительно ли это так?
— Это заблуждение – просто наше отношение к Священному Писанию несколько иное, нежели у протестантов разного рода. Родоначальник протестантизма, Мартин Лютер, провозгласил, что для спасения необходимы «только вера, только Писание» — к этому он пришёл в попытках найти истину через отрицание католического вероучения. Этого держатся и все современные протестанты – и лютеране, и баптисты, и адвентисты, и пятидесятники и все прочие. Но путь к Богу пролегает не через отрицание, а через принятие положительного учения о Боге, хранимого и преподаваемого истинной Церковью. Так и у Лютера – вернуться к Истине не получилось, получилось «некатоличество».
Мы, православные, этим не связаны – от первохристианских времён мы веруем, что Божественное Откровение двусоставно, объединяет и Писание и Предание. И если Писание есть письменное свидетельство о Христе, Его проповеди и учения Апостолов, то в Предании, существенную часть которого составляет жизнь в Таинствах Церкви, мы встречаем Самого Христа. Что важнее – Сам Христос или свидетельство о Нём? Согласитесь, что Христос всё же важнее – вот мы и стремимся к Нему. Христос не в зазубренных цитатах – Христос в Таинствах.
Если протестанты знают Библию лучше, значит ли это, что они ближе к пути спасения?
— Это ещё одно заблуждение – протестанты не знают Библию лучше: как правило, после одного общего «прогона» начинается заучивание тех цитат, на которые опирается данное протестантское движение, и игнорирование остальных – в конце концов, у человека в голове оседает такая «эрзацверсия» Писания, непротиворечивая к учению данной протестантской общины. Так Писание не изучают – так укореняются в сектах. Как если бы повар из всех приправ пользовался бы только солью: «Есть и сахар, и горчица, но мы будем пользоваться только солью». Соль нужна, но будете ли вы класть её в чай? Бог всё в этом мире расположил «мерой и весом» — так и человек должен заботиться о том, чтобы не было в духовной жизни перекосов. Библию надо изучать целостно, сознавая, что нельзя отмахнуться от «неудобных» мест – этого, к сожалению, нет у протестантов.
«Знание Библии» — слабое место протестантов. Хорошо, выучил ты то, что полагается, сыпешь цитатами налево-направо… А дальше-то что? Грех не есть неведение – грех есть болезнь: о болезни не надо рассказывать – её надо лечить! Спасение не в том, что тебе расскажут о Боге – спасение в благодати, которую мы обретаем в молитве и Таинствах, это наше «лекарство» от греха. Такие примеры были в советское время в лице многих преподавателей научного атеизма – они знали Писание, но приблизило ли это их к Богу? Вот и судите сами.
Здесь хотелось бы добавить, что изучение Слова Божия не бывает внеконфессиональным. Если человек пренебрегает святоотеческим толкованием, которое предлагает ему Церковь, и идёт «изучать Библию» к протестантам, то он получает не «знание» Писания, а его протестантское понимание, получает сильную инъекцию вероучения той или иной секты: мало кто может найти силы и с помощью Божией оставить этот путь.
Зачем нужны толкования? Нельзя ли просто читать текст без дополнительных измышлений?
— Бог дал человеку способность разумения, но поражённому грехом человечеству свойственно ошибаться. Слово Божие непогрешимо, но человек не безгрешен – нам нужны ориентиры, по которым мы могли бы сверять своё понимание: такими ориентирами являются святоотеческие толкования, восходящие к первым векам христианства. Нельзя воспринимать Писание «как Бог на душу положит» — так можно отпасть от Истины и так появляются ереси. Человеку свойственно ошибаться, поэтому наше понимание должно поверять Преданием Церкви, частью которого является Святоотеческое наследие.
«Строить свою жизнь по Евангелию» – что это значит?
— Это значит проводить свою жизнь, руководствуясь евангельским свидетельством о Боге и Его воле, причём не по букве только, а по духу! В одном из своих посланий апостол Павел призывает верных подражать ему, как он сам — Христу. Постоянная сверка себя с тем образом, который предлагает нам Евангелие во Христе и есть жизнь по Евангелию. Здесь действует простое правило — если мы не знаем как поступить, но хотим поступить по-евангельски, спросим себя: а как призывает нас поступить Христос? Совесть и подскажет, как в данном случае будет «по-евангельски»…
Как правильно читать Священное Писание? С чего начать, как часто надо читать?
— Есть разные советы. Можно читать по главе Евангелия и Апостольских Посланий в день. Главное, чтобы этому чтению предшествовала молитва о разумении читаемого и последовало размышление о прочитанном. Но это только начало – по-настоящему Евангелие входит в нашу жизнь тогда, когда мы начинаем пытаться жить по нему. Воплощать Христов нравственный закон в своей жизни.
Насколько достоверно Евангельское повествование?
Насколько достоверно? Начните жить по нему – узнаете! Суть церковной жизни – стяжание Духа Святаго. Придёте в храм – придёт и Дух Святой, «который научит вас всему»(Ин.14, 26). Мир вам и благословение Божие!
Со священником Алексием Колосовым беседовала Анна Любимова.