Главная Общество Аналитические обозрения

Священнослужители о трудовой этике

Пропаганда потребительства расчеловечивает, уверен протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах. «Добросовестный труд — это послушание Богу», — так сформулировал православную точку зрения протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ.

REGIONS.RU — новости Федерации

Пропаганда потребительства расчеловечивает, уверен протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах.

«Пропаганда потребления — ничто иное как «зомбирование». Она превращает людей в полуживотных, в биороботов, растлевает в человеке личность и уничтожает в нем образ и подобие Божие. И главный удар направлен, конечно, на молодежь», — считает священник.

«Труд делает человека человеком (обезьяна при этом остается обезьяной). Разумный человек должен трудиться, иначе он утратит разум и превратится в животное. Так учат все религии и культуры», — сказал отец Александр.

«А теперь распространилась какая-то новая философия, отрицающая значение труда в формировании человеческой личности и ставящая на первое место потребление. И наши современные СМИ коварно и весьма искусно навязывают миру эту философию потребления», — отметил он.

«Добросовестный труд — это послушание Богу», — так сформулировал православную точку зрения протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ.

«Традиционное православное отношение к труду пролегает между двумя крайностями. Одна крайность — труд как неизбежное зло и страдание. Необходимость нетворческого труда еще в античном язычестве воспринималась как тяжкая участь человека. Другая крайность — абсолютизация труда как некоей конечной ценности», — сказал отец Максим.

«В ряде протестантских этических учений человек, процветающий материально, мыслится как имеющий особое Божие благословение, что в определенном смысле привело к развитию современной буржуазной цивилизации», — напомнил отец Максим тезис известного социолога Макса Вебера.

«Православие смотрит на труд амбивалентно. С одной стороны, понимая необходимость труда для нашего спасения, мы воспринимаем труд как послушание пред Богом. С другой стороны, мы не возносим труд на вершину иерархии ценностей. Труд вовсе не является конечной ценностью, по отношению к которой и духовная жизнь, и жизнь в вечности должны отойти на второй план», — заключил он.

Пропагандировать нужно не удовольствия, а условно говоря, здоровый (в том числе и в нравственном отношении) образ жизни, подчеркнул директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак.

«Кажется странным, что нужно доказывать необходимость и ценность труда. Ведь именно на труде основывается история любого народа и любой цивилизации, — отметил священник.

«Но в современном мире акценты смещаются. На первый план выдвигаются наслаждение, удовольствие, удовлетворение страстей, и для их достижения, как твердят СМИ, не нужно прилагать усилий или какого-либо труда. И в этом — одно из глобальных заблуждений современного общества», — сказал отец Андрей.

«Любовь к труду надо прививать и в семье (с самого раннего детства), и в школе (слава Богу, еще не отменили уроки труда). А вот СМИ следовало бы ограничить в пропаганде и рекламе наслаждений и навязывании потребительского отношения к жизни», — заключил батюшка.

Без уважения к честному труженику обществу не выжить, уверен протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках.

«Именно труд лежит в основании мировой цивилизации. Именно труд отличает человека от животного. Сейчас же вслед за утратой культуры труда утрачивается и культура отдыха, и все больше людей жалуются на постоянную усталость», — отметил батюшка.

«Правильное отношение к труду мы находим на страницах Св. Писания, где имеется множество указаний о необходимости труда. Адаму, первому из людей, Господь еще в раю заповедал хранить и возделывать райский сад. Святые праотцы пасли овец, апостолы добывали пропитание трудами рук своих, а Сын Божий плотничал», — напомнил отец Олег.

«Сейчас же все чаще в пример молодежи ставятся удачливые спекулянты, делающие деньги буквально из воздуха и ничего не производящие. В нормальном обществе так не должно быть. Если общество хочет быть здоровым, то в первую очередь необходимо вернуть уважение простому честному труженику», — заключил православный священник.

Уважительное отношение к труду воспитывается через уважительное отношение к труженику, даже если труд его незаметен и непривлекателен, подчеркнул протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской.

«Человек ценен не тем, сколько он приобрел, получил и потребил, а тем, что он принес и отдал людям, как он распорядился талантами, полученными от Бога. Сам Господь повелел человеку трудиться. Это заповедь Божья, данная еще Адаму», — сказал батюшка.

«В основании радостной, гармоничной и трудолюбивой личности лежит любовь к людям и к труду, что и нужно прививать с самого раннего детства», — заключил священник.

Общество потребления неестественно, отметил председатель Союза православных граждан Валентин Владимирович Лебедев.

«Общество потребления фантастично по своей природе: деньги нельзя получить не трудясь (за исключением тех, кто нажил свои капиталы неправедным путем, но о них я не говорю)», — сказал он.

«СМИ, которые пропагандируют потребление, опасны не тем, что люди перестанут работать — деньги не берутся из ничего. Но они дают неверное представление о смысле труда», — подчеркнул Валентин Владимирович.

«Тот, кто зарабатывает много денег, должен в первую очередь делать что-либо полезное для общества: давать людям работу, вкладывать деньги в благотворительность, в культуру, в спорт, в те же СМИ, пропагандирующие традиционные ценности; и уже только потом — его обязанность содержать себя и свою семью. Человек, который не имеет возможности давать людям работу и заниматься благотворительностью, должен просто ежедневно упорно трудиться. А бездельник не может дать ничего ни обществу, ни своей семье», — сказал председатель Союза православных граждан.

«Так было всегда, так жили наши (и не только наши) богобоязненные предки и это должно быть эталоном и сейчас. Даже коммунистическая позиция была несколько искаженным отражением того, что написано в Священном Писании. Принцип «кто не работает, тот не ест» взят у апостола Павла. Только в коммунизме этот принцип не был подкреплен верой и примерами святых», — заключил Валентин Лебедев.

Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.