Как достойно провести Святки, что общего между христианами, астрологами и цыганками и как превратить святочные вечера в вечери любви. О русских святочных традициях добрых и подлинных и, наоборот, весьма сомнительных, рассказывает писатель, проповедник, педагог, старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря Москвы, член Союза писателей России протоиерей Артемий Владимиров.

Протоиерей Артемий Владимиров

Люди, которые действительно связали свою жизнь с Матерью-Церковью и о Православии знают не понаслышке, всегда готовятся к главным церковным празднествам, будь то Рождество, Пасха или Троица.

Мы помним, что радостные дни явления в мир Спасителя и Его тридневного воскресения предваряются постами. Знаем и о том, что первый день праздника последуется сплошной седмицей, когда Церковь отменяет воздержание от скоромной пищи в среду и пятницу.

Праздничная неделя после Пасхи именуется «Светлой», время от Рождества Христова до Крещения Господня «Святками».

Для чего нам нужны «Святки»?

Церковь приглашает своих чад погрузиться в светлую атмосферу Рождества, желает, чтобы они довели до ума и сердца самую суть «великой тайны благочестия», как называет апостол Павел событие Вифлеемской ночи.

Каждый раз, когда на Святках мы переступаем порог храма, до наших ушей доносится пение рождественского тропаря.

Заглядывая в вертеп из елового лапника и созерцая на иконе изображение Богомладенца в воловьих яслях, мы приходим к осознанию, что Господь само сердце человека хочет соделать местом Своего обитания…

Святки, кратко сказать, это такое праздничное время, когда малые ребятки играют в прятки, а возрастные христиане помышляют о единении с Господом Иисусом Христом, новорожденным Спасителем, в Божественной Евхаристии. С благоговением, покаянием и любовью приступая к Святой Чаше, мы вкушаем самые Пречистую Плоть и Кровь Создателя в освящение души и тела.

Как тут не вспомнить притчу о десяти девах, которые со светильниками вышли встречать своего Жениха. Он затворяется с «разумными» из них в светлом брачном чертоге. Это единение со Христом Богомладенцем в глубинах человеческого сердца и является тем идеалом, той высотой, на которую возносит нас праздник Рождества.

Святки – особое время. Пост в среду и пятницу отменяется, ибо девы чертога брачного «не могут поститься, когда с ними Жених»…

И мы, выходя из храма, призваны светить миру радостной улыбкой и добрым словом. Истинно церковных людей всегда отличает гостеприимство, радушие, умение «на мажоре» общаться с ближними, которым они служат с легким сердцем, бескорыстно, с внутренней благодарностью Господу. Пусть вся наша жизнь будет даром, положенным к стопам новорожденного Христа…

Безусловно, как и в случае со Светлой седмицей, Святки – это время общения с близкими по духу людьми, тем паче что теперь у нас Рождество – государственный праздник. «Выходные дни» сами по себе располагают друзей видеть друг друга, не правда ли?

Коль скоро снимаются все ограничения в посте, то по закону русского гостеприимства и хлебосольства нужно щедро делиться с соседями тем, что у нас припасено для праздника. Но мы собираемся вместе «не для хлеба куса, а ради Иисуса», поэтому общение, дневное или вечернее, должно, на мой взгляд, напоминать собою древнехристианские агапы, или вечери любви.

На христианских трапезах необходимо давать место благодарственной молитве и пению, рождественским песнопениям и духовным стихам, колядкам.

К сожалению, эта культура почти утрачена современными «юзерами-лузерами-пользователями». Ничто, однако, не препятствует и в наше время устраивать подобные вечера в православных семьях, где народились милые детишки, с нетерпением ожидающие рождественскую елку и заблаговременно приготовившие подарки для своих друзей.

Мне хорошо известно, что сегодня православные родители стараются возрождать детский мир, описанный Иваном Шмелевым в его книге «Лето Господне».

А в ней автор, между прочим, пишет и про Святки… О, сколь богатым, насыщенным, интересным было содержание этих дней! Какой удивительный мир вкусностей, затейливой красоты домашнего интерьера, рождественских игр, загадок и шарад окрашивал детство русских детей в золотые тона!

В заключение позвольте мне поразмыслить и об известных всякому мало-мальски начитанному человеку поэтических строках Василия Жуковского: «Раз в крещенский вечерок девушки гадали: за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали»… Не забудем и пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин», где так выразительно запечатлены черты дворянского быта, в котором зачастую подлинная религиозность смешивалась с народными суевериями.

Просвещенному читателю «Правмира», думаю, нет нужды объяснять, что в XXI столетии карты таро, гадание на воске и кофейной гуще, с помощью маятника – суть жалкие пережитки постиндустриального общества. Мы, христиане, не имеем ничего общего ни с астрологами, ни с антропософами, ни с вокзальными цыганками, поэтому я могу говорить о подобной дребедени лишь с грустной улыбкой, произнося этакое пренебрежительное аристократическое «фи»!

Мыслящих право людей куда более должно привлекать семейное чтение, а сегодня, слава Тебе, Господи, немало чудесных авторов (помимо упомянутого мною Ивана Шмелева) могут быть незримыми участниками наших посиделок у камелька. Это и классическая русская литература, и не столь известная широкому читателю литература XX столетия Никифоров-Волгин, Ширяев, Зайцев, Шергин и другие.

Плоды же доброго святочного общения нам уже известны ясность ума, мирное сердце, радость о Господе…

Я вот на Святках уже успел и с детьми побегать наперегонки по заснеженным аллеям, и в сугробах поваляться, и в снежки поиграть чтобы потом, уютно расположившись у пылающего камина, экспромтом рассказать и взрослым, и детям сказку, не лишенную известной доли романтизма.

Одним словом, мы с вами за все хорошее на Святках, что только ни пронизано светом подлинной христианской культуры.

Что же касается мастей треф, пики или черви, it is not our style…

Подготовила Ольга Лунина

Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: