Сын
Ребенок идет на кружок по шахматам и бросает его перед первыми же соревнованиями. Так же с плаванием, лыжами, программированием… Что делать, если заниматься нравится, только когда легко? Отвечает психолог Леля Тарасевич

Вопрос. Сыну 9 лет, успеваемость неплохая, потому что он достаточно способный, хорошо развиты память и мышление. Меня тревожит то, что он ничего не хочет доводить до конца и сразу сдается, если есть какие-то трудности. Завлечь чем-то очень трудно. На первых этапах ребенку нравится, но потом, спустя месяц, когда появляется соревновательный момент или материал усложняется, то сын сразу в слезы и отказывается этим заниматься. Пробовали за 5 лет разное: бадминтон, гимнастика, шахматы, шашки, программирование, лыжи, бассейн, тхэквондо, рисование. Оценки и награды тоже не волнуют сына. 

Лёля Тарасевич

Оценивайте ситуацию позитивно

Я бы обратила внимание родителей на то, что у них начинается гиперобобщение. «Мой сын ничего не хочет доводить до конца», — пишет мама. Ребенку 9 лет, он учится в третьем классе, успеваемость неплохая. Значит, учебу он доводит до логического конца. Скорее всего, и какие-то домашние дела ребенок делает. И наверняка есть какая-то игра, которая ему нравится — лего собирать, например. Надо смотреть позитивно.

Получается, проблему мама видит в том, что ребенок бросает спорт и кружки. Но в этом случае надо именно это и отмечать. И тогда мы говорим про часть дел, а не про все в целом. 

Договоритесь с ребенком

То, что ребенок посещает и меняет кружки — это неплохо. Я из тех, кто совершенно спокойно относится к тому, что люди много пробуют разное и выбирают свое. И ребенок, который попробовал заниматься шахматами, шашками, ходил на бадминтон, знает, что такое гимнастика и программирование, широко развивается. 

Мальчик не должен найти дело всей жизни, посещая кружки.

Здорово, что он умеет в шахматы играть, пусть не как гроссмейстер, но может сыграть партию. Хорошо, что он может на лыжах бегать.

При этом, чтобы избежать ситуации с мгновенным бросанием секции, ребенка важно подготовить и дать ему понять, что бросить можно, но не сразу. Надо договориться с ребенком. Например, сказать так: «Мы начинаем ходить на кружок. Пробное занятие тебе понравилось. И если ты вдруг решаешь бросить, то после такого решения ты ходишь еще несколько занятий, например 5–7».

Во-первых, это решение сохраняет родителю деньги. Ребенок доходит месяц, который уже оплачен.

Во-вторых, это предотвращает спонтанную попытку бросить кружок. Такое желание у ребенка может возникнуть, если его наругал педагог, он поссорился с ребятами на тренировке или просто не дали бросить мяч. За 7 посещений желание бросить может пройти. 

В-третьих, такая договоренность учит ребенка ответственности, которую он несет за свои решения. Учит его довести до логического конца. Он ставит осознанную точку — ходит до какого-то момента, а потом завершает учебу.

Можно дать выбор ребенку. Сказать, что тот может выбрать любой спорт, любое направление, а родители его поддержат.

Но надо понимать, что мы не можем ребенка заставить заниматься спортом, если вся семья вечерами и в выходные сидит на диване. Это будет странно.

В 9 лет может прокатить, а в 11 — вряд ли. Ребенок начинает критично смотреть — меня заставляют, а сами родители даже до парка не дойдут. Если мама вечером погружена в сериалы, а папа смотрит футбол по ТВ, то сложно требовать от ребенка, чтобы он и учился в школе, и ходил на кружки.

Найдите мотивацию

Важно определить, какой тип мотивации у ребенка. Их четыре.

  1. Собирательный тип. Дети, которые относятся к этому типу мотивации, легко принимают решение действовать, а потом выполняют его. Они сами принимают решение ходить на математику, лыжи, плавание. Но в какой-то момент могут бросить, потому что выгорают. 
  2. Мотивация «должник». Таких детей легко мотивировать ходить в кружок за компанию, вместе с другом. 
  3. Мотивация «скептик». Они реагируют только на внутренние ожидания. «Я соглашусь, если вы убедительно докажете мне, зачем это нужно». Ему важно понять, что шахматы влияют на развитие мозга, например. 
  4. Мотивация «бунтарь». Такие дети ненавидят что-то делать, если их заставляют. «Ты меня не заставишь, да я и сам себя не заставлю». Они сопротивляются любому контролю, даже самоконтролю, и часто получают удовольствие, игнорируя правила, ожидания и договоренности. Такому ребенку важна потребность найти идею, чтобы можно было во что-то верить и за что-то бороться.

Первый и четвертый тип мотивации встречается редко.

Нужно понять, какой тип мотивации у ребенка, и тогда будет легче объяснить ему важность посещения кружков. 

Фото: freepik.com

Ваш вопрос лучшим специалистам об образовании и воспитании детей

    Поскольку вы здесь...
    У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
    Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
    Лучшие материалы
    Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
    Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.