Вопрос. Сыну 9 лет, успеваемость неплохая, потому что он достаточно способный, хорошо развиты память и мышление. Меня тревожит то, что он ничего не хочет доводить до конца и сразу сдается, если есть какие-то трудности. Завлечь чем-то очень трудно. На первых этапах ребенку нравится, но потом, спустя месяц, когда появляется соревновательный момент или материал усложняется, то сын сразу в слезы и отказывается этим заниматься. Пробовали за 5 лет разное: бадминтон, гимнастика, шахматы, шашки, программирование, лыжи, бассейн, тхэквондо, рисование. Оценки и награды тоже не волнуют сына.
Оценивайте ситуацию позитивно
Я бы обратила внимание родителей на то, что у них начинается гиперобобщение. «Мой сын ничего не хочет доводить до конца», — пишет мама. Ребенку 9 лет, он учится в третьем классе, успеваемость неплохая. Значит, учебу он доводит до логического конца. Скорее всего, и какие-то домашние дела ребенок делает. И наверняка есть какая-то игра, которая ему нравится — лего собирать, например. Надо смотреть позитивно.
Получается, проблему мама видит в том, что ребенок бросает спорт и кружки. Но в этом случае надо именно это и отмечать. И тогда мы говорим про часть дел, а не про все в целом.
Договоритесь с ребенком
То, что ребенок посещает и меняет кружки — это неплохо. Я из тех, кто совершенно спокойно относится к тому, что люди много пробуют разное и выбирают свое. И ребенок, который попробовал заниматься шахматами, шашками, ходил на бадминтон, знает, что такое гимнастика и программирование, широко развивается.
Мальчик не должен найти дело всей жизни, посещая кружки.
Здорово, что он умеет в шахматы играть, пусть не как гроссмейстер, но может сыграть партию. Хорошо, что он может на лыжах бегать.
При этом, чтобы избежать ситуации с мгновенным бросанием секции, ребенка важно подготовить и дать ему понять, что бросить можно, но не сразу. Надо договориться с ребенком. Например, сказать так: «Мы начинаем ходить на кружок. Пробное занятие тебе понравилось. И если ты вдруг решаешь бросить, то после такого решения ты ходишь еще несколько занятий, например 5–7».
Во-первых, это решение сохраняет родителю деньги. Ребенок доходит месяц, который уже оплачен.
Во-вторых, это предотвращает спонтанную попытку бросить кружок. Такое желание у ребенка может возникнуть, если его наругал педагог, он поссорился с ребятами на тренировке или просто не дали бросить мяч. За 7 посещений желание бросить может пройти.
В-третьих, такая договоренность учит ребенка ответственности, которую он несет за свои решения. Учит его довести до логического конца. Он ставит осознанную точку — ходит до какого-то момента, а потом завершает учебу.
Можно дать выбор ребенку. Сказать, что тот может выбрать любой спорт, любое направление, а родители его поддержат.
Но надо понимать, что мы не можем ребенка заставить заниматься спортом, если вся семья вечерами и в выходные сидит на диване. Это будет странно.
В 9 лет может прокатить, а в 11 — вряд ли. Ребенок начинает критично смотреть — меня заставляют, а сами родители даже до парка не дойдут. Если мама вечером погружена в сериалы, а папа смотрит футбол по ТВ, то сложно требовать от ребенка, чтобы он и учился в школе, и ходил на кружки.
Найдите мотивацию
Важно определить, какой тип мотивации у ребенка. Их четыре.
- Собирательный тип. Дети, которые относятся к этому типу мотивации, легко принимают решение действовать, а потом выполняют его. Они сами принимают решение ходить на математику, лыжи, плавание. Но в какой-то момент могут бросить, потому что выгорают.
- Мотивация «должник». Таких детей легко мотивировать ходить в кружок за компанию, вместе с другом.
- Мотивация «скептик». Они реагируют только на внутренние ожидания. «Я соглашусь, если вы убедительно докажете мне, зачем это нужно». Ему важно понять, что шахматы влияют на развитие мозга, например.
- Мотивация «бунтарь». Такие дети ненавидят что-то делать, если их заставляют. «Ты меня не заставишь, да я и сам себя не заставлю». Они сопротивляются любому контролю, даже самоконтролю, и часто получают удовольствие, игнорируя правила, ожидания и договоренности. Такому ребенку важна потребность найти идею, чтобы можно было во что-то верить и за что-то бороться.
Первый и четвертый тип мотивации встречается редко.
Нужно понять, какой тип мотивации у ребенка, и тогда будет легче объяснить ему важность посещения кружков.
Фото: freepik.com