Сын не знает, кем хочет стать. Как ему помочь?
Вопрос. Мой ребенок никак не определится с будущей профессией. Ему 17 лет, и в следующем году он будет поступать в вуз. Я предложил ему пойти по моим стопам и стать инженером, но он говорит, что это «не его». Он хочет заниматься чем-то творческим, но чем именно — не знает. Я боюсь, что он сделает неправильный выбор, а потом будет жалеть об этом. Как ему помочь, не навязывая при этом свое мнение?

Яна Недайхлиб
Ответ. Выбор профессии в 17 лет — это не только о будущей работе как таковой. Ваш сын делает первый действительно сложный экзистенциальный выбор, который символизирует взросление, сепарацию от родителей и заявление о своей уникальности. При этом та тревога, которую испытывают родители, понятна. Я могу предположить, что именно она стала частью динамики, которая в том числе мешает ребенку определиться с профессией.
Наша основная цель — не выбрать за ребенка, а создать условия, в которых его собственная способность к выбору сможет проявиться. И здесь важно, есть ли вообще у ребенка возможность выбирать? Может ли он выбрать — поехать к бабушке или остаться дома? Выбирать, что он будет на завтрак. Выбирать, что он будет есть в кафе. Выбирать, какую одежду ему носить, какую прическу ему сделать. Есть ли у него вообще возможность выбирать? Потому что если ребенок на протяжении 17 лет растет в конструкции, в которой он не выбирает, а ему указывают, то он вообще в какой-то степени лишается этой возможности выбора. А сейчас мы ему предлагаем сделать выбор, который определит всю его будущую жизнь.
И если сейчас вы вдруг столкнетесь с непростой мыслью о том, что ваш ребенок пока не совершает выбор, ему нужно это вернуть в жизнь. И мы это делаем не на уровне «выбери университет», потому что это сложно. Мы это делаем на уровне чего-то простого, чтобы он сейчас пробовал пойти в магазин с какой-то суммой денег и купить себе одежду сам. И мы не комментируем этот выбор. Или, например, чтобы он выбирал, что он будет на завтрак, участвовал в закупке продуктов и приготовлении.
То есть вернуть ему возможность маленьких выборов — еды, поездки, одежды, прически, зубной пасты. И посмотреть, как ребенок с этим выбором вообще справляется.
После этого мы смещаем фокус с результата на процесс. Я бы здесь рекомендовала сместить акцент с того, что он выбирает профессию на всю жизнь.
Посмотрим, какие есть вузы, ЕГЭ. В этот момент мы расширяем это пространство. Пусть это будет гуманитарное направление. Мы тогда смотрим в сторону литературы, истории, обществознания.
Важно легализовать право подростка на незнание и помощь. Мы можем его поддержать и сказать, что в 17 лет нормально не знать, кем хочешь быть. И желание заниматься творчеством — важный ориентир. Узнать, что он вкладывает в слово «творчество». Есть писатели, журналисты, гейм-дизайнеры, звукорежиссеры, архитекторы, специалисты по визуализации данных… Обсудите, что ему интересно.