Сын ноет: «Посмотри в электронном дневнике, что мне задано». А учитель записал домашку в воскресенье
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com
Электронный дневник изменил учебу. За оценками родители следят в режиме онлайн: ребенок только получил двойку, а мама уже знает. Школьный рейтинг дополнительно нервирует: приятно ли слышать, что твой ребенок в классе не первый, а десятый по успеваемости? Домашнее задание может появиться только вечером или не прогрузиться из-за сбоя. Может, бумажный дневник был удобнее? Дарья Рощеня собрала честные истории родителей об электронных дневниках детей.

«Мама, что задали?»

Виктория, трое детей (3, 9 класс, 1 курс): 

— Я многодетная мама и школьный учитель. Как для родителя электронный дневник для меня скорее благо. Если хочу что-то узнать об успехах ребенка, то я узнаю. Зашла, посмотрела все, что меня интересует, успокоилась. Я не дергаю ребенка по поводу оценок. Он не краснеет, рассказывая мне, что не сделал что-то. Я это вижу сама и в деталях. Спокойно изучаю, а уже потом задаю вопросы, разбираюсь, помогаю, если требуется.

С другой стороны, ребенок теперь лишен свободы исправиться. Только получил двойку за стихотворение, а я уже знаю. Я сама училась в школе, где работала моя мама. Помню ситуацию, когда я на первом уроке получила два по-русскому. И вот я на перемене встречаю маму в коридоре и по ее виду понимаю, что про мою двойку она уже знает. Мне и так неудобно, что двойку влепили, еще  неприятнее, что мама узнала об этом не от меня.

Дети, конечно, разные: кому-то наплевать, а кто-то страшно переживает за плохие оценки. Может, и хотел бы двойку исправить, не тревожить, не расстраивать маму, не бояться, что дома накажут. Но с электронным дневником ничего не скроешь. 

Я больше скажу — не обязательно маме знать абсолютно про все двойки. Мне как родителю это часто неприятно. Я не раз себя ловила на мысли: ну зачем я теперь это знаю? Может, мороженое ребенку купила бы, гулять бы вместе в парк пошли. Но вот мне сообщили, что у сына два по математике. Нам надо сесть, эту двойку исправлять, а не мороженое в парке есть. И это становится оборотной стороной электронного дневника. 

Родители теперь чрезмерно информированы.

У электронного дневника есть и другие недостатки. Мой сын учится в третьем классе. Если он не записал домашнее задание в тетрадь, не услышал, что сказал педагог, не поинтересовался, что задано, эта проблема внезапно падает на меня. Например, телефона у него по каким-то причинам нет: сын наказан, телефон отобран. И вот он вечером начинает меня дергать: «Отдай телефон, посмотри домашку. Мам, что задали?» Я готова взорваться. Почему я должна знать, что ребенку задали? Почему дети не знают домашнее задание сами, выходя с урока? Почему не записывают в тетради? Почему дома должны пользоваться гаджетами? Почему дергают маму? Почему мама дергает все мамское сообщество вопросами «что задали по математике», «какие параграфы учить»? Такое ощущение, что с введением электронного дневника дети перестали ориентироваться в уроках.

Как учитель, я вижу проблему с двух сторон. Некоторые педагоги, учитывая особенности возраста, прямо в учебниках карандашом просят детей обвести задания. Кто-то требует записать домашку в тетрадь. То есть находят способ донести до детей информацию. Но кто-то из учителей ограничивается исключительно электронным форматом. А кто-то может разместить информацию вообще вечером в воскресенье. И тут уже возникает простор для манипуляции с обеих сторон. «А нам учитель в классе не сказал» или «задание в электронном дневнике есть, ваша вина, что вы его не выполнили».

Я человек старой закалки, поэтому в конце урока, как правило, домашку пишу на доске. Бывает, урок закончился, доску помыли, а я забыла перенести задание в электронный журнал. Мои ученики учатся в 8,9,10 классах, то есть вроде бы сознательные товарищи. И когда я спрашивала у них на следующем уроке про домашнее задание, мне пару раз прилетало: «Виктория Андреевна, а в электронном журнале пусто». Дети прикрываются тем, что учитель не заполнила журнал, хотя прекрасно слышали и видели, что задано? 

В этой ситуации я становлюсь на сторону системы. Раз она предполагает, что домашнее задание только тогда задано, когда оцифровано, ну значит так. Моя вина, что не заполнила электронный журнал. Ученики, вместо того, чтобы проявить сознательность, лукаво этим воспользовались, а я пала жертвой своей забывчивости. С другой стороны, если педагог внес задание в журнал в воскресенье в 20:00, то он имеет право его спросить. Я сама в такие игры не играю. Это издевательство над детьми и их родителями. Но некоторые учителя моих детей вполне пользуются такой возможностью.

У старшей дочери, когда она училась в лицее, был свой электронный дневник. Он был  сделан и оформлен иначе, чем МЭШ. Там, например, была опция, которая позволяет родителю пожаловаться на тему урока, которую дети проходят, на домашку, которую им задали. Кнопка обратной связи позволяла оставить развернутый комментарий. В каждом электронном дневнике есть рейтинг, и тут он был в виде Розы Ветров. Я могла увидеть, в какой области мой ребенок преуспевает. 

У средней дочери, она учится в частной школе, электронный дневник вообще совмещен с сайтом школы. Он позволяет посмотреть даже фото ребенка на уроках. Каждую четверть учителя пишут отчеты по ребенку, о его успехах. Если ругают, то немного, скорее доносят до родителя, что лишний раз ребенок не делает домашнюю работу или невнимателен на уроках. Учителя по-разному относятся к этим отчетам. Кто-то пишет формально, кто-то — развернуто, но это любопытная штука. Интересно прочитать про своего ребенка. Начиная с какого-то возраста, эти отчеты видят сами дети. 

Электронный дневник вроде бы облегчает жизнь, но порой в разы усложняет ее, заставляя родителей больше участвовать в процессе обучения ребенка.

Я в этом плане практически не вовлекаюсь, возможно, потому что к третьему ребенку просто устала.

В конце сентября у меня слетел с телефона МЭШ. Я принципиально его не восстанавливаю. Конечно, я могу через Госуслуги или через Мос.ру войти, но если честно, без электронного дневника я прекрасно себя чувствую. Думаю, некоторые оценки будут сюрпризом для меня в конце года. Но ничего, переживем. Главное, что ребенок, который учится в третьем классе, постоянно их мониторит и знает о своих успехах.

Я постоянно спрашиваю его: «Сынок, чья домашка помнишь? Иди узнавай, чего тебе задали». Так я показываю, что это его зона ответственности, и делить эту ответственность с ним я не собираюсь.

«МЭШ — это источник бесконечного стресса»

Дарья, двое детей (10 и 12 лет):

— Для меня МЭШ — это проблема, которая начинается с необходимости покупать всем смартфоны, регистрировать отдельные аккаунты на каждого ребенка и на себя. А этот вход с подтверждением по СМС! Если пытаешься войти с другого телефона — а мои дети постоянно мобильники теряют, забывают, разбивают — узнать домашку становится проблемой, равной полету на Луну.

Вот реальная история: сын уехал к отцу, с которым мы в разводе, забыл телефон дома. Не исключаю, специально забыл. Попытался войти в дневник с папиного гаджета. СМС с кодом приходил на телефон, который лежал у меня. В итоге ребенок с папой решили, что домашку можно и не делать. Какая уж тут самостоятельность?

И это не единичный случай. Бывает, что электронный дневник либо не работает у учителей, либо у половины родителей. Все начинают метаться, включаться в поиски домашних заданий. Учителя пишут задания в какие-то чаты — WhatsApp (Принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской. — Примеч. ред), Telegram, подключают Сферум, Maх. Если ты не в этом чате, то все. А я, например, просто не готова устанавливать кучу приложений, мне это не нужно.

Иногда задание приходит некорректно или слишком поздно. Было так, что я не увидела задание вообще. Но на следующий день, когда сын получил свою двойку, выяснилось, что в МЭШ оно было выложено. И вот ты приходишь после работы в 8–9 вечера. Ты не ужином занимаешься, не отдыхом, тебе надо делать уроки с ребенком, который до твоего прихода дурака валял. И начинаются поиски: писать другим родителям, надеяться, что кто-то ответит. В классе младшего сына народ безотказный. У старшего — иначе. 

В чатах поток информации. Я сама по полгода могу не замечать сообщений. Допускаю, что и другие также. И это у меня только двое детей. Я не представляю, как выживают многодетные.

Школа предъявляет нереальные требования к технической оснащенности и грамотности как родителей, так и детей.

Например, у старшего сына стоит Family Link, но в сочетании с МЭШ все сбоит и в результате не работает ничего. При этом в МЭШ предусмотрены цифровые домашние задания. Обычно это тесты, которые нельзя выполнить с телефона. То есть ребенку нужен еще и компьютер? Я одна воспитываю детей, у меня нет возможности каждому вручить по компьютеру.

И даже если сын как-то вошел в МЭШ, 100% с телефона не выполнит ЦДЗ. Есть же еще прикрепленные файлы в PDF, презентации. Значит, у ребенка в телефоне должен быть набор программ, которыми он просто обязан уметь виртуозно пользоваться: открывать, сохранять, пересылать. Это какой уровень компьютерной грамотности предполагают у ребенка в начальной школе? Мои дети не такие. 

Будь моя воля, с учетом особенностей восприятия, усидчивости, возбудимости, я собственным детям телефоны не давала бы класса до пятого. Время, которое они проводят в телефонах, чатах с одноклассниками убито, это не движение к самостоятельности и развитию. 

У МЭШ есть пуш-уведомления. Каждое зашел–вышел, поел–не поел приходит на телефон. Многие родители подключают уведомления, чтобы быть уверенными: с ребенком все нормально. А уведомления работают некорректно. Сообщения могут приходить с опозданием. Сидишь на совещании, а тебе в 10:00 прилетает — ребенок вошел в школу. Думаешь: где он был все это время?  Хорошо, если ты не успел еще тревогу поднять. А ведь есть родители, которые сидят в офисе и ждут этих оповещений.

А еще систему постоянно совершенствуют, модифицируют. Если ты не хочешь обновить МЭШ, по старой версии войти в дневник не получится. У меня была ситуация, когда я не то, что не хотела, я не смогла обновить систему и пару часов потратила только на выяснение домашнего задания. 

В прошлом году младший сын учился во втором классе, у него был кнопочный телефон. Я вынуждена была каждый день заходить в электронный дневник, чтобы переслать задание няне. Автоматом я видела все: каждую оценку, каждое замечание, каждый комментарий — «не сидел», «сорвал урок».

Меня это бесконечно травмирует. Если бы я не видела этого, может, ситуация уже разрешилась, ребенок бы сам все исправил. А так я должна в режиме онлайн на это реагировать. Это портит наши с детьми отношения. 

Я прихожу с работы и вместо отдыха проживаю школьные жизни своих детей. Я должна анализировать, что написал учитель, что это значит, думать, что мне с этим делать.

Из-за этого у меня началась бессонница, тревожность. Но я не хочу так жить. Я хочу, чтобы у детей была ответственность за свою учебу, за домашние задания. Да все психологи кричат об этом. Однако школьная система вынуждает меня контролировать каждый шаг ребенка.

Неделю назад у меня перестал работать дневник одного из детей. Я переустановила приложение, написала в техподдержку — ничего не помогло. В техподдержке можно выбрать только предустановленные вопросы. Моя проблема в них не вписывается. В итоге сейчас я захожу в дневник одного ребенка через приложение, а другого — через браузер. Это неудобно и снова отнимает время.

Через МЭШ мы же не только задания и уроки смотрим, но и заказываем питание, кладем деньги на карту ребенка, следим за прохождением диагностики или регистрацией на ГТО. А через браузер многие функции не работают. Пополнение карты «Москвенок» теперь тоже только через МЭШ. Деньги приходят не сразу, а через день. А заказ еды нужно делать за 3 рабочих дня! Если ребенок заболел — деньги сгорают. Это постоянные нервы, потеря времени, сил.

Оценки в режиме онлайн не помогают улучшить образование моих детей, они лишь дополнительный источник стресса для меня.

Ну зачем мне знать, что некоторые оценки до тройки округляют от 2,6, а некоторые  от 2,4 баллов?

Зачем мне знать о рейтинге детей в классе? Оценки в начальной школе по большому счету ни на что не влияют. В итоге МЭШ не добавляет ни удобства маме, ни самостоятельности ребенку. Он лишь создает видимость контроля, но на самом деле лишает и детей, и родителей свободы и спокойствия. 

Раньше была простая и понятная система: бумажный дневник, куда ребенок сам записывал задания. Это была его зона ответственности. Сейчас же вся ответственность переложена на родителя, который и без того загружен.

«У сына был бумажный дневник, и это ужас»

Наталья, двое детей (15, 20 лет):

— Когда сын пошел в школу, электронный дневник был новинкой, он только появился. Учителя его особенно не заполняли. Да и школьников у меня было двое. Дневников тоже два, еще и имена у обоих детей начинались на «А». В этих дневниках я постоянно путалась и потому практически ими не пользовалась. 

У сына был бумажный дневник. Вот это был ужас. Он либо не заполнял его, либо записывал все настолько неразборчиво, что без шифровальщика не обойтись. На продленке уроки не делал. Каждый мой вечер начинался с обзвонов: «Что задали?» Это тяготило жутко. Мы старались с сыном заканчивать с уроками хотя бы к восьми вечера. Но родители других детей не всегда отвечали в чатах, кто-то отвечал поздно, все же работают. Особенно меня потрясали мамы, которые ближе к полуночи начинали интересоваться «что задано на завтра». 

В пятом классе уже точно не нужно было никому звонить, выяснять. Электронный дневник стал обыденностью. Зашел в него, там все написано, все четко. Это ускоряет процесс уроков и их выполнения. Никаких дополнительных вопросов у нас никогда не было. Может нам повезло, конечно, потому что наши учителя не пишут в домашке «выучить словарные слова». Они пишут: «Выучить словарные слова из первого столбца на стр. 15». 

Не знаю как у других, но за моим сыном нужно внимательно следить. Он парень необязательный. И даже сейчас, когда он учится в девятом классе, я продолжаю контролировать и его оценки в электронном дневнике, и выполнение домашних заданий. В противном случае он скажет, что все ок, а на следующий день получит два.

Я скорее сторонник электронного дневника. Даже с технической стороны у нас ни разу не возникало проблем. Мы с мужем продвинутые пользователи, он вообще айтишник. 

Скорее я противница бумажных версий. За эти годы я убедилась, что не всем детям этот формат подходит. Мой сын относится к категории тех, кто потратит в сто раз больше времени, если начнет все сам записывать. Начнет писать, отвлечется, кто-то ему улыбнется, он улыбнется в ответ — задание не записано. Придет домой, начнет выяснять про домашку, прервется на каком-то этапе. А с электронным дневником — открыл гаджет, посмотрел, что задали, пошел и сделал. 

Со старшей дочерью, кстати, у меня не было такого. Я ей всегда доверяла, она хорошо училась. Честно, я даже не помню, как. Только смотрела в дневник, видела оценки, говорила «надо исправить», и всё. А тут — нет. Электронный дневник в случае с моим сыном не отменяет необходимость контроля, но существенно  облегчает его.

Если у ребенка есть дневник, он должен понимать, что все задания будут в нем.

Бывают, конечно, неприятности. Например, учитель разместил задание в выходные. Сын делает уроки на понедельник в пятницу, чтобы в выходные своими делами заниматься. Бывало, что «хоп» — задание в субботу разместили. Он его в этом случае не выполняет. Но и учителя, видимо, понимая свой промах, ничего не требуют, не ставят тут же двойку. В системе видно, когда задание размещено. Получается, учитель сам виноват, что поздно разместил.

Я не считаю, что благодаря электронному дневнику у ребенка вся жизнь наизнанку. Я, например, не смотрю его все время. Делаю это эпизодически. Могу постфактум увидеть двойку, спросить о ней. Родителям важно понимать какие проблемы и успехи у ребенка. 

Понятно, что электронный дневник не волшебная палочка. Но лично мне он помогает. Когда мне не нужно было контролировать дочку, дневник мне не мешал. Сейчас, когда нужно следить за сыном — он облегчает мне жизнь. 

«Для меня двойка в электронном дневнике — не повод для истерики»

Марина, двое детей (11 и 13 лет): 

— В первые годы обучения старшего сына еще были бумажные дневники. Педагог приучала детей к их ведению, но дублировала задания в родительский чат.  Я считаю, что ребенок должен научиться записывать домашние задания сам. Контроль домашней работы — первый шаг к навыку планирования и контроля за своей жизнью. В этом смысле бумажный дневник мне нравился. 

Со второго класса я сама перестала делать уроки со старшим сыном, а потом и со младшим. Учеба — это их зона ответственности. Электронный дневник здесь оказался только в помощь. Все необходимое в нем можно найти. Но если не сделал уроки — идешь в школу и признаешься, что забыл или не успел. Мои сыновья, кстати, научились делать что-то из уроков утром, если вечером устали после тренировки. Старший, вообще стал делать домашку на переменах.

Однако, с электронными дневниками постоянно возникают проблемы технического плана. Приложение в телефонах у детей не работает: их вышибает, логины и пароли не подходят, особенно после обновлений. Доступа к своему дневнику с собственного устройства у ребенка может не оказаться, и дети вынуждены смотреть задания с моего телефона. 

У нас был серьезный конфликт из-за этого в прошлом году. Один из педагогов начал прикреплять дополнительные задания в МЭШ, но как обязательные. Они шли в зачет,  если сделаны с аккаунта ребенка. А мы в МЭШ войти не могли, приложение не работало. Школа говорила: «Обращайтесь в техподдержку портала». Техподдержка отвечала, что проблема в нашем устройстве. Получился замкнутый круг. Физической возможности сделать уроки просто не было, тем более дополнительное задание. 

Таких же страдальцев собралось несколько семей. У кого-то возникли аналогичные технические сбои. У кого-то в семье принципиально не дают детям гаджеты. За кем-то следят бабушки, которые с девайсами не дружат. Сами родители приходят домой так поздно, что усаживать ребенка за уроки не могут. Словом, педагоги отменили это правило с дополнительными заданиями.

Учитывая, что мы все живем в телефонах, я не считаю электронные дневники злом. Мне удобно: видны задания, оценки. Добавлена функция отчетов — я вижу, какие оценки ребенок получил за день.

И для меня двойка в электронном дневнике — не повод для истерики и ссоры с детьми. Это сигнал. Если я вижу двойки, понижение рейтинга — это значит, надо что-то предпринять. Может, ребенку  что-то непонятно, а может вообще у него конфликт с преподавателем. Плохие оценки — это сигнал, чтобы разобраться, что происходит.

Однако, в системе МЭШ мне категорически не нравится рейтинг ребенка в классе. Постоянное сравнение: «Столько-то человек получили пятерки, а ты 25-й в рейтинге», — кого-то может подстегнуть, но дети же разные, с разной психикой. Бывает, в семьях родители требуют «быть лучшим» и «учиться только на пятерки». А если ещё и электронный дневник тебя изобличает — «посмотри, сколько детей перед тобой» — это может серьезно травмировать. По опыту знаю, как синдром отличника мешает жить. Живешь чужими целями, а не своими. Электронный рейтинг именно к этому и подталкивает.

Мы с детьми сталкивались и с другими проблемами. Например, когда задание в МЭШ не совпадало с тем, что дали на уроке. Дети утверждают одно, а в дневнике размещено другое. Короткая переписка в чате дает понять, что и учителя ошибаются. На все эти разбирательства тратится попусту уйма времени. 

Или другой сбой, когда задание появляется слишком поздно. Я знаю, что в любом классе всегда есть ответственный ребенок, который все запишет на уроке, а его мама скинет в чат. Но это же не дело. Почему из-за ошибок взрослых должны страдать дети? 

Фото: freepik.com

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.