«Сын поступал в хороший колледж, но подвел плохой аттестат». Что делать, если ребенок точно не поступит в вуз
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com
«Я знала, что поступить в вуз моей дочери не под силу». Многие родители понимают, что высшее образование по ряду причин не подойдет их ребенку, а некоторые даже уверены, что это пустая трата времени и сил. Но поступить в хороший колледж, а потом учиться в нем — тоже нелегко. Родители рассказали о том, как помогали детям с выбором и почему колледж в их случае стал лучшим вариантом. 

Пошла в колледж за компанию

Екатерина, трое детей 

Поступление в колледж не было осознанным выбором ни моим, ни моего ребенка. Лучшая подруга дочки в 9-м классе объявила, что уходит в колледж имени Ушинского. Это один из старейших и, наверное, самый известный педагогический колледж столицы, выпускники которых высоко ценятся работодателями. Моя дочь решила пойти туда за компанию. 

Не могу сказать, что я была сторонницей колледжей. Считаю вуз гораздо более перспективным маршрутом. Но настаивать не стала, хотя уверена: не пойди дочка в колледж, у нее много чего в жизни сложилось бы по-другому. В институт она поступила бы без проблем на 100%.  

Подружка в итоге не прошла по конкурсу аттестатов. Средний балл за аттестат играет не последнюю роль в поступлении на бюджетные места. Зато моя Ася поступила. 

Первые пару лет ей все было по душе, а когда начались специальные предметы, она заскучала. К концу обучения колледж ей разонравился совершенно. Думаю, причина в том, что не сама Ася выбрала для себя педагогику как призвание, а подружка.

Скорее всего, моя дочь просто хотела уйти из школы в какую-то другую среду, чтобы найти новых друзей, а не потому что мечтала преподавать.

Хотя я убеждена, поступать нужно туда, куда хочешь, идти в ту область, которой собираешься себя посвятить и готов развиваться. 

Еще во время учебы дочь подрабатывала дошкольным педагогом, вела занятия в детском клубе. Тогда-то и убедилась, что совершенно не готова в этом вариться, да и зарплата мизерная. Любому молодому человеку сегодня хочется сразу много денег зарабатывать. Дочь блестяще окончила колледж, имеет диплом педагога инклюзивного образования, но работать в этой области не стала, как и поступать в институт. Устроилась зубным техником в лабораторию по изготовлению зубных протезов и коронок. 

Обычно на эту профессию учатся, а ее взяли сразу. Она окончила художественную школу, владеет навыками компьютерного моделирования, да и по другим параметрам удовлетворяет работодателей. За два года успела поработать в трех лабораториях и убедилась, что как зубной техник очень востребована. А я убедилась в правоте профориентологов. Мы с дочкой прошли их немало. Специалисты сразу определили в ней склонность к творческой деятельности.

Я не жалею, что она окончила педколледж. Педагогика для женщины идеальная область, особенно если у нее будет своя семья и дети. Даже если придется с детьми сидеть дома, сможешь работать удаленно репетитором. 

Очень хорошо, если родитель сразу видит талант ребенка, понимает, куда можно приложить его интересы. Так у меня сложилось со средним сыном: было понятно, кем он станет. В детстве сын мечтал быть ветеринаром, потом доктором. В девятом классе школа предложила пройти дополнительное обучение в колледже. Не знаю, все ли школы предоставляют такую возможность, у нашей были заключены контракты аж с двадцатью колледжами по самым разным специальностям. 

Сын выбрал сначала кулинарный колледж. Целый год после основной учебы ездил раз или два раза в неделю на занятия, сдал экзамены и получил диплом пекаря. Мог бы устроиться на хлебозавод, но подрабатывает пиццайоло в одном из столичных кафе. 

В 10-м классе пошел дополнительно в медицинском колледже на такой же курс и получил диплом медбрата. Это оказалось большим подспорьем при поступлении в институт физкультуры на факультет спортивной реабилитации. То есть он получил профессиональные навыки и дипломы без отрыва от школы и совершенно бесплатно. Если раньше у меня было некоторое предубеждение, то теперь я убедилась, что у колледжей есть большое преимущество: ты сразу получаешь профессию, выходишь специалистом, который может идти работать. 

Вместо четырех лет в вузе можно дважды отучиться в колледжах

Ольга, трое детей 

В этом году в колледж поступил старший сын. У нас не было другого выхода, потому что у него дислексия. Любой художественный вуз, в который абитуриент поступает на творческую специальность, предлагает творческий конкурс. Правда, принять ребенка просто по результатам такого конкурса нельзя, требуется ЕГЭ. На все факультеты, связанные с графическим дизайном, а мой ребенок об этом мечтал много лет, необходимо сдавать ЕГЭ по литературе, нужно много читать и грамотно писать. Для дислексика это трудная задача, порой невыполнимая.

У нас с мужем высшее образование и нет предубеждения по поводу колледжей.

Мои родители получили среднее специальное образование, старшая сестра сначала закончила колледж, а потом вуз. Так что мы допускаем, что колледж — это хороший образовательный маршрут для ребенка, а вуз — это не для всех. Колледж стал альтернативным путем.

Еще одним аргументом стало то, что мы с сыном ходили по дням открытых дверей и видели десяток колледжей изнутри. Высокий уровень оборудования классов, уровень молодых специалистов, которые выступали перед аудиторией, короткий срок обучения (два года после 11-го класса) с упором на практику очень подкупили. Выходишь из колледжа специалистом, которого сразу берут на работу, либо поступаешь в вуз и развиваешься дальше. 

Надо сказать, что во многих колледжах есть целые службы трудоустройства. Если ребенок начинает работать по специальности уже во время учебы, для него готовят индивидуальный план обучения, который позволил бы совмещать работу и учебу. 

По итогам дней открытых дверей мой сын сформировал внутренний рейтинг и поступил туда, куда был нацелен в первую очередь.   

По названию — колледж электромеханики и IT-технологий — не скажешь, что в нем есть какие-то творческие специальности, хотя дизайнерский факультет занимает отдельное здание. Навыков в рисунке и живописи оказалось достаточно для поступления на бюджет. 

Я довольна, что в колледж сын пошел после 11-го класса и изучает только специальные профильные предметы. Пойди он после 9-го класса, пришлось бы проходить оставшуюся школьную программу плюсом к специальной. К тому же конкурс на подавляющее число направлений значительно выше после 9-го класса, чем после 11-го. 

Пока сыну все нравится, он явно получает удовольствие от учебы. Наверное, это происходит оттого, что он занимается тем, о чем мечтал. Да и в собственных глазах он вырос. В школе получал тройки и четверки, а в колледже почти отличник. Так как практике в колледже уделяется довольно много внимания, остаток учебного года после первой сессии посвящен исключительно ей, потому что графический дизайн — это ремесленная специальность, довольно прикладная.

У меня никогда не было идеи продлить ребенку детство, чтобы у него были сладкие студенческие годы в вузе.

Мне кажется, современные дети в целом довольно инфантильные. Сначала они не знают, куда хотят пойти учиться. Потом родители за них решают, в какой вуз запихнуть, и все четыре года оплачивают это развлечение. В результате дети, закончив ненавистный институт, не хотят работать по этой специальности. Получается впустую потраченное время, нервы, деньги. 

В этом смысле колледж кажется более перспективным направлением, ведь вместо четырех лет в вузе можно дважды отучиться в колледжах и получить разные специальности. Колледж часто видится более продуманным вариантом, чем высшее образование. 

Вообще, я убеждена, что мы последнее поколение, которое изживает стереотип о том, что высшее образование обязательно, и если ребенок не получил высшее образование, он какой-то не такой. Очевидно, что практические знания ценятся работодателями гораздо больше, чем якобы фундаментальное образование, оторванное от реальности. Сейчас никто не спрашивает «где ты учился и какой у тебя диплом?». Тебе дают тестовое задание и смотрят, как ты с ним справляешься. Выполнил — есть шанс получить работу, не выполнил — какой бы прекрасный диплом ни был, ты никому не интересен. Вот и всё. 

Безусловно, есть области, в которых невозможно стать специалистом без глубокого погружения в предмет. Прежде всего это медицинское направление. Медицину за два года не освоить. И я бы не хотела лечиться у такого врача. Но если речь идет о более узких направлениях, например, о специалисте по защите информации или наладке компьютерных сетей, маловероятно, что этому нужно учиться четыре года. Это современная и востребованная специальность, в которой все стремительно устаревает. За четыре года в этой области тысячу раз все успеет измениться. 

Поступить в вуз моему ребенку не по силам 

Марина, пятеро детей 

Я всегда была уверена, что высшее образование — это абсолютный минимум для любого человека. Мне даже казалось, что без высшего образования человек неполноценен. Думаю, это внушили мне родители, которые твердили, как важно поступить в вуз. 

Я многодетная мама и очень быстро поняла, что люди разные и дети тоже очень разные. Есть те, кто тянет и хорошо учится в школе, у кого есть способности в какой-то конкретной области. Таким детям правильно поступать в хороший вуз и получать фундаментальные знания. Но есть другие, кому пройти этот путь невозможно. Если мой старший сын без особого труда выиграл ВСОШ и стал студентом ВШЭ, то со второй дочкой, у которой есть неврологические особенности, это на грани фантастики. 

Какие-то предметы в школе дочке не давались. У нее были проблемы с русским, иностранным, литературой. Ей сложно было читать вслух, на письме она допускала ошибки. Отдельным испытанием было помогать ей учить стихи. Мы могли месяц учить два четверостишия, которые любой другой ребенок освоил бы за час.

Когда в девятом классе мы задумались о дальнейших перспективах, дочь сказала, что хочет посвятить себя медицине. И мы поняли, что вряд ли она поступит. Можно было предпринять какие-то нечеловеческие усилия, пытаться, бороться, но зачем, если очевидно, что у ребенка иной путь. В медицинском вузе не получится не учить латынь. Каждая мышца, каждая косточка в человеческом теле имеет свое латинское наименование. Зубрежка там — норма, часть действительности. 

Глядя на то, как тяжело у нее шла учеба в школе, я пришла к мысли, что не каждый человек обязан получать высшее образование, быть академиком и доцентом, изобретать ракету или лекарство. 

Чтобы помогать другим и быть востребованным, высшее образование не обязательно. 

Мы решили начать с медицинского колледжа. Обошли дни открытых дверей в разных колледжах. Обращали внимание на атмосферу, студентов, преподавателей. Так как мы люди верующие и давно наблюдали за деятельностью епископа Пантелеимона (Шатова), появилась идея посетить день открытых дверей в Свято-Димитриевском училище сестер милосердия. И это было удивительно, потому что в училище мы почувствовали себя абсолютно дома. Дочка сказала, что ей хочется здесь быть, сюда приходить и очень хочется учиться. 

Я была приятно удивлена, узнав, что выпускников училища сестер милосердия охотно берут на работу. Помимо высококлассных специалистов, которые там преподают, в этом училище строгая дисциплина, требования к студентам как действующему медперсоналу (запрет на маникюр, например), жесткий контроль за посещаемостью и академической успеваемостью.

Дочка поступала сразу в несколько колледжей по результатам ЕГЭ. Биологию она сдала на отлично, русский, увы, на тройку. Но ключевую роль в поступлении сыграло итоговое собеседование. У дочки заботливое и любящее сердце. Она эмпатична, чувствует состояние человека. Думаю, преподаватели не ошиблись, когда ее выбрали. Она и правда оказалась настоящей медсестрой, с легкой рукой, которая мастерски ставит уколы. Она умеет выхаживать людей. У нее есть к этому какая-то особая способность. 

Не могу сказать, что учеба давалась ей легко. Некоторые предметы, требовавшие зубрежки, например, фармакология, были для нее тяжелыми. Некоторые дисциплины по глубине погружения и тщательности изучения больше напоминали предметы в вузе, чем в колледже.

На каждом из курсов студенты проходили практику в больницах как младший медперсонал. Это позволяет определиться с направлением для дальнейшей работы. Дочка была операционной и реанимационной сестрой, работала в неврологическом и паллиативном отделении. Но больше всего она любила работать с детьми. Преддипломную практику проходила в отделении недоношенных Филатовской больницы. 

Там она познакомилась с заведующей неонатальной реанимацией — врачом с большой буквы. Человеком, который научил мою дочь бороться за жизнь новорожденных пациентов, уважать горе близких, потерявших детей. В работе с ней дочка поняла, что такое быть настоящим врачом, наверное поэтому после окончания колледжа пришла к ней работать.

Благодаря своему ребенку я убедилась, что дело не в вузе и образовании как таковом. Заниматься в жизни надо тем, что у тебя хорошо получается, к чему лежит душа, что интересно, нравится, любишь. Любое дело может стать призванием в жизни, приносить добро и удовлетворение, главное, быть на своем месте. 

Плохо учишься в школе — в хороший колледж не поступишь

Александра, шестеро детей

Трое моих детей поступили в колледжи не от хорошей жизни. Не пошли бы туда, если бы в 10-й класс в нашей школе брали с тройками. 

Для старшего сына не было варианта переводиться в другую школу. Он осознанно хотел получить профессиональное образование после девятого класса. Так и говорил: «мне нужны навыки, которые можно было бы сразу применять в работе и жизни». Решил, что пойдет по архитектурному направлению. Учился год на курсах при МАРХИ, занимался черчением с репетитором.

Поступить в хороший колледж сложно. Аттестат за девятый класс — важный кирпичик к поступлению. Отличный аттестат — практически гарантия.

На творческих направлениях, той же архитектуре, аттестат суммируется с результатами внутренних экзаменов. Ты можешь неплохо сдать творческий экзамен, но плохой аттестат тебя подведет. Увы, так было в нашем случае.

Сын поступал в колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга, его еще называют «26 кадр». И по конкурсу аттестатов оказался сильно ниже в списке поступающих. Был август, приемная комиссия практически завершена, я растеряна и совершенно не понимала, что делать. Помню, приехала в колледж забирать документы и расплакалась. Ко мне подошла преподаватель из приемной комиссии и рассказала о строительном колледже на юге Москвы, в котором в тот год открылось архитектурное направление. Нас это спасло. На факультете был недобор, и сын без труда поступил.

Девятиклассники в большинстве своем народ незрелый. Родителям нужно быть готовыми к тому, что придется плотно сопровождать ребенка в его учебе в колледже, держать руку на пульсе. Тот, кто в школе хорошо учился, умеет работать, он и в колледже будет отличником. Учеба требует высокой трудоспособности, на одном таланте не проедешь. А моему сыну усидчивости и кропотливости не хватало. Ему было очень тяжело из-за нагрузки. 

В колледже нельзя просто взять и не спать в последнюю ночь, а потом быстренько доделать чертежик, штриховку, раскладку, график, чего-то там почитать, повторить и как-нибудь сдать хоть на троечку. Нет, ты должен предоставить рукотворные работы, причем по всем направлениям: от макетирования, чертежа, до разработки проекта цветового решения архитектурного объекта. Признаюсь, я реально тянула сына. Несмотря на это, его трижды выгоняли из колледжа. Каждый раз приходилось участвовать, упрашивать оставить, нанимать репетиторов, которые буквально ночевали у нас, помогая заканчивать и дорисовывать проекты. Это был сущий кошмар. 

Однако я обнаружила плюсы, о которых не подозревала. Во-первых, система среднего специального образования старинная. Поэтому важно понимать, куда идет ребенок, каков преподавательский состав. На это имеет смысл ориентироваться. Во-вторых, важно учитывать отзывы. Это объективный инструмент оценки образования и атмосферы в колледже. В-третьих, нужно допускать, что из колледжа будут звонить. Это не вуз, в который пришел студент и вся ответственность за его обучение на нем же, а родитель постфактум узнает, что ребенка год как отчислили из вуза. 

В колледже такого не бывает. Куратор, классный руководитель оборвет вам телефон, если что-то идет не так. Даже родительские собрания в колледже говорят о том, что система максимально близка к школьной. Если бы мне не звонили, не писали, я не догадалась бы, что у меня сложный, но талантливый и умный ребенок. Он учился пинками и с такими данными вряд ли бы закончил вуз. В этом смысле колледж ему очень подошел. 

Сын закончил колледж, получил диплом и оказался востребованным специалистом. Несколько лет работал в китайской строительной компании.

Помню, как однажды сказал: «Мам, если бы у меня была возможность что-то поменять, ни за что ничего бы не поменял. Не надо просиживать штаны в вузе. Если собираешься получать понятную специальность, иди в колледж и осваивай профессиональные навыки, которые тебя будут кормить». 

Средняя дочь закончила девятый класс с одной тройкой по геометрии. На этой почве у нее случилась депрессия, стало понятно, что в 10-й класс в своей школе она не пойдет. Лето пролежала, уткнувшись в стенку лицом. Не нашла в себе сил прийти на пересдачу. А идти на поблажки ей никто не собирался. 

Мы подключили соседей, друзей, знакомых и только 5 сентября узнали о недоборе в медицинский класс в одну из школ в центре Москвы. У моей средней дочери, как и у ее брата, нет способности к системному труду, усиленной работе. Это ужасно мешает в учебе. Проучившись в медклассе, она влюбилась в биологию, начала мечтать о том, чтобы стать медиком. Она, может, и хотела бы поступить в вуз, но в ее случае это было абсолютно нереально, потому что какие-то предметы из-за ее неусидчивости просто просели. 

Вообще, если задумал поступить в медицинский вуз, отдавай себе отчет, что 99% не поступишь на бюджет. А платное отделение не все потянут. Так что вариантов с поступлением у моей средней дочки было мало. Заниматься еще год с репетиторами она не хотела. Сидеть дома для нее было морально тяжело. Решили попробовать колледж. Но даже в колледж с ее баллами за аттестат шансов поступить на бюджет на лечебное дело, более престижное, чем сестринское дело, не было. 

На сестринское дело она проходила, но не хотела, так как считала, что возможностей для будущего трудоустройства будет меньше. Мы наскребли денег на платное отделение, а в последний день приема кто-то отказался от бюджетного места и дочка попала туда, куда хотела. 

Она довольно успешно училась, но окончание колледжа пришлось на пандемию. Это у многих выбило почву из-под ног. Мы-то рассчитывали, что дочка поступит в вуз. А она прямо из колледжа пошла работать в ковидный госпиталь. Получала там огромные деньги, которые ее распустили. После ковида работать за зарплату в три раза меньше в обычной больнице она уже не захотела. 

Сейчас работает не по профилю. Мы с мужем грустим, что ребенок теряет профессиональные навыки, пусть и зарабатывает очень достойно. И хотя дочь убеждает, что хочет развиваться в медицинском направлении, пока решиться и вернуться в эту сферу не готова. Это не удивительно. Если ты молод, имеешь удобный график, много зарабатываешь, сложно что-то менять, тем более бросить все ради учебы.

Музыка — дело жизни моей самой младшей дочери. Но после девятого класса она не смогла поступить в Гнесинку из-за аттестата. Творческие экзамены сдала хорошо, а в конкурсе аттестатов уступила. Еще со старшими я усвоила урок: плохо учишься в школе, в хороший колледж не поступишь. Правда, с тройкой по алгебре в старую школу вернуться у дочки тоже не вышло. Пришлось идти в школу у дома. Ей там ужасно не нравилось, и она даже не хотела утром просыпаться. 

На второй год, пусть с трудом обойдя в рейтинге соперниц, дочь смогла поступить в музыкальное училище. Число бюджетных мест в творческих вузах уменьшается с каждым годом, потому ее поступление для нашей семьи колоссальный успех, а для нее самой — ступенька на пути в консерваторию. Но это тот случай, когда в вуз после школы не поступишь.

Фото: freepik.com

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.