Сын садится за уроки только после скандала. Как мне перестать орать
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com
Подросток грубит и игнорирует, когда ему напоминают об уроках. Садится за домашние задания только после скандала. Что делать, чтобы уроки не были катастрофой для всей семьи? Разбираем проблему с семейным психологом Ольгой Пирог. 

Вопрос: Сыну 11 лет. В школе все больше задают, и вечерами он скандалит, если напоминаю про уроки. Ведет себя нагло, стал заносчивым, пробует не подчиняться, грубит. Домашнее задание делать не хочет. Я сама устаю на работе и часто не выдерживаю, срываюсь на крик. Если наору на него, садится и все делает. Для меня самое тяжелое — это последствия моего выхода из себя. Ненавижу это состояние. Потом уснуть не могу. Можно ли найти способ не выходить из себя? Как не превращать домашние уроки в скандал?

Ольга Пирог

Разберитесь с причинами

Одиннадцать лет — это начало подросткового периода. Ребенок стремится к самостоятельности, но еще не умеет управлять эмоциями. Наглость, грубость, хамство могут быть как попыткой установить личные границы, так и защитить их. За дерзостью нередко скрывается страх неудачи. А за откладыванием уроков — нежелание приступать к тому, что не получается и дается с трудом. Взрослые прокрастинируют, сталкиваясь с неподъемными задачами, и дети здесь не отличаются от родителей. Сложное вызывает внутреннее сопротивление у нас всех. 

Снизьте нагрузку 

Не всегда родители учитывают ресурсность ребенка. Нам кажется, что сын из вредности не хочет делать уроки, совсем обнаглел, поступает назло. Хотя он банально устал, не успел отдохнуть или отдохнул недостаточно. 

Современные дети неоправданно перегружены. Родители уверены, что тренировка по плаванию после школы — это способ взбодриться и переключиться, чтобы с новыми силами сесть за уроки. Это не совсем так. Прежде чем браться за домашние задания, растущему организму нужно восстановиться и отдохнуть. Даже получасовой сон будет в этом огромным подспорьем.  

Задайтесь вопросом, соответствуют ли нагрузка, условия учебы, режим дня и отдыха вашего ребенка возрасту и потребностям. Или он крутится в колесе на таких скоростях, что не всякий взрослый выдержит. Подумайте, не стоит ли в целом снизить нагрузку. Возможно, она чрезмерная и ребенок поэтому не справляется с уроками.

Измените подход к урокам

Не бойтесь делегировать контроль над выполнением домашних заданий подростку. Предложите ребенку самому решать, в какой последовательности делать задания и когда начинать. Но несколько ограничьте выбор. Предложите варианты: «Ты начнешь делать уроки через полчаса или через час?» 

Когда у человека есть возможность выбирать, он перестает чувствовать себя под давлением. Одно это снижает протестное поведение.

Не спешите упрекать. Вместо «Почему ты еще не сел за уроки», спросите: «Какой предмет тебе хочется сделать сегодня первым», «тебе нужна моя помощь?» В ответ вы можете услышать: «Русский я сам сделаю, а математику эту видеть не могу». По сути ваши вопросы будут таким же напоминанием об уроках, но в иной форме. Заодно вы узнаете, с какими предметами есть сложности.  

Разбейте задачи на части

Большие задачи пугают детей. Выполнить задания по пяти предметам на завтра часто видится детьми, как покорение Эвереста. Научите ребенка двигаться маленькими шагами. Метод маленьких шагов хорош не только для взрослых с их серьезными проектами. Он работает с детьми очень продуктивно, потому что закладывает основы их самостоятельности. 

Помогите разделить задания на небольшие этапы с перерывами. При этом лучше сесть рядом и помочь, показать, как это делается, чем сказать: «Давай-ка раздели задачи по значимости и трудности». 

Можно расписать этапы на бумаге. Повесить на доску перед письменным столом, чтобы ребенок отмечал галочками выполненные задания. Видел, сколько ему осталось до перерыва, сколько предстоит еще сделать.

Практикуйте «метод помидора»

Рассказывайте, как сами справляетесь с трудными задачами. Можно поделиться историей про Франческо Чирилло и его метод Pomodoro, который помогает за короткий промежуток времени успеть продуктивно поработать и отдохнуть.  

«Помидор» — это отрезок времени в 25 минут, в который надо максимально сосредоточиться. Можно даже поставить таймер. А потом дать себе 5 минут отдыха, чтобы восстановить силы и быть готовым к новой задаче. В часе — два «помидора». После четырех «помидоров» можно позволить себе отдых в 15–30 минут. Попробуйте попрактиковать это сначала вместе с ребенком. Желательно сделать это не один раз. Так вы поможете прочувствовать, как это работает и насколько эффективно. 

Заведите ритуал 

Подросткам помогают ритуалы. Например, если они садятся за уроки сразу после ужина. В целом важно, чтобы домашние задания выполнялись в строго определенное время. 

Фоном можно включить спокойную музыку. Лучше всего поставить таймер. Он помогает детям ощутить время, понять его протяженность, рассчитать свои силы. Выполнение домашних заданий — это не механическая рутинная работа. Уроки требуют когнитивных усилий, зачастую серьезных, особенно если речь идет о запоминании больших объемов текста, решении сложных математических задач.

Снизьте требования

Перфекционизм еще никому не помог. Не все в жизни должно быть идеально. Идея «ты должен сделать домашнюю работу на пятерку» — иногда непосильная задача для ребенка. Однако мы упорно требуем и добиваемся этого криком, скандалами, конфликтами, будто от пятерки по английскому зависит вся жизнь. 

Иногда достаточно, чтобы уроки просто были сделаны. Да, хоть как-нибудь.

Да, может быть неаккуратно, с помарками, кривым почерком, но сделаны. Завершенность порой важнее, чем снежным комом растущие долги за один предмет и идеально вылизанные задания по другому.  

Бывает полезным обсудить ситуацию с педагогом. Предупредить, что ребенок, по вашим наблюдениям, сильно истощается, не все успевает.

Учителя, которые ежедневно наблюдают детей в классе, прекрасно понимают, как сложно тому или иному ученику дается материал, как тяжело ему сосредотачиваться. Контакт с учителем превращает вас в соратников, которые помогают ребенку преодолевать трудности, меняться и расти в них. 

«Уроки — твоя ответственность»

С детьми важно обсуждать последствия. Но делать это надо максимально спокойно. Констатируйте факт, просто сообщайте: «Уроки — это твоя ответственность. Если не выполнишь задание учителя, завтра получишь замечание, двойку». 

Воздерживайтесь от угроз и манипуляций. Угрозы всегда вызывают желание защититься, а это лишь усиливает конфликт между вами и ребенком.

Многие родители боятся естественных последствий. Допустите для себя, что последствиям есть место в жизни. Пусть ребенок однажды пойдет в школу с несделанными уроками и столкнется сам с замечанием учителя, двойкой. Это гораздо лучше и быстрее научит его ответственности, чем крик мамы.

Договаривайтесь заранее

Составьте контракт в виде свода правил. Напишите их и повесьте над столом. Например, объявите, что уроки должны быть выполнены до 20:00. Мама готова помогать с уроками до 19:30, так как у нее есть и свои дела.

Правила должны быть составлены совместно и заранее, оговорены в доброжелательной манере. Это не может быть беспрекословное распоряжение, но только контракт, с которым согласны обе стороны. 

Позаботьтесь о себе

Усталость и стресс снижают порог терпения. Если ребенок устает и не справляется с нагрузкой и ему нужен отдых после учебы, то чем родитель хуже? Родителю тоже нужен отдых перед тем, как садиться за уроки с ребенком. 

Находите для себя 15–20 минут, чтобы спокойно выпить чаю, принять душ, наконец, помедитировать перед тем, как приступить к роли репетитора пятиклассника. 

Берегите отношения с ребенком 

Укрепляйте доверие между вами и ребенком. Повышайте его мотивацию. Избегайте обвинений. Вместо «Ты опять ничего не сделал», лучше сказать: «Я вижу, тебе сегодня сложно, давай разберемся вместе». 

Дети грубят часто потому, что чувствуют, что их не понимают. Вне ситуации с уроками находите время для спокойных бесед. Выслушивайте мнение ребенка о разных вещах. Разговаривайте с ним, а не только командуйте. 

Поощряйте

Поощряйте не только результат, но и старания. Например, скажите: «Как здорово, что ты сегодня сосредоточился и очень аккуратно выполнил задание», «Мне нравится, что ты сегодня сел за уроки без напоминаний». 

Делайте акцент на успехах. Это позволит не превращать тему домашних заданий в триггерную.

Также стоит ввести систему поощрений, но не материальную. Подумайте, что больше всего любит делать ребенок вместе с вами: гулять, смотреть фильмы, играть в компьютерную игру. 

Дайте себе «минуту подумать»

Родителям важно работать над своим состоянием. Делайте паузы перед тем, как выдать реакцию на хамство подростка, который опять отказывается садиться за уроки. Когда чувствуете, что закипаете и тирада на повышенных тонах вот-вот сорвется с уст, скажите вслух или про себя: «Мне нужна минутка, чтобы подумать». 

Выйдите в другую комнату, выпейте воды, сделайте три глубоких вдоха. Можно сделать вдох через нос на четыре счета, задержать дыхание на два счета и выдохнуть через сомкнутые губы на восемь счетов. Кому-то очень помогает диафрагмальное дыхание. 

Положите одну руку на грудь, а вторую на живот. Вдыхайте воздух носом так, чтобы рука на животе поднималась, а на груди оставалась неподвижной. Выдыхайте через сомкнутые губы, напрягая мышцы пресса так, чтобы живот втягивался. Далее через сомкнутые губы вдох на четыре счета и медленный выдох сложенным в трубочку ртом на восемь счетов. 

Пара таких циклов позволит стимулировать работу сердца, насытит мозг кислородом, что в целом снизит тревожность. 

Если понимаете, что терпение достигло пика, достаньте лед из морозилки и подержите в руках. 

Приучая себя в состоянии истерики выходить в другую комнату, пить воду, дышать, брать лед в руки, вы разрываете автоматизм. Когда мы прерываем цикл, он перестает быть автоматической реакцией на несделанные уроки ребенка. 

Попросите прощения, если сорвались 

От истерики никто не застрахован. Если вы все-таки сорвались, извинитесь. «Прости, что я на тебя накричала. Я очень устала. Знаю, что это не оправдание, но так вышло. Я прошу у тебя прощения». Эти слова покажут ребенку, что вы уважаете его чувства. 

Помните, главное, что есть между родителями и детьми — контакт. Без контакта невозможно скорректировать и исправить практически ничего.

Позже, когда эмоции улягутся, нужно обсудить ситуацию. Можно спросить: «Как тебе помочь? Что я могу сделать, чтобы мы завтра не ругались в этой ситуации?» Важно не вставать в оппозицию ребенку, не быть против него. Сохраняйте контакт и сотрудничество даже в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях.   

Не ждите мгновенных результатов

Подростковый период — это возраст проб и ошибок, когда дети в том числе испытывают на прочность своих родителей.

Основная задача, которая стоит тут перед мамой, вовсе не выполненные уроки, а связь с ребенком и перспектива отношений.

Смотрите на уроки в перспективе того, к чему конфликты из-за них способны привести в будущем. Родители редко задумываются, что сегодняшний скандал завтра может обернуться разрывом. Фокус родительского внимания должен быть на «здесь и сейчас». 

Не пытайтесь обобщать: «Он мне постоянно грубит», «он растет хамом», «он бездельник, лентяй и двоечник». Такие умозаключения лишь нагнетают тревогу. Сегодня ребенок и правда дерзко вам ответил или проигнорировал уроки, зато завтра он может исправиться. 

Снижайте взаимную тревогу. Через спокойствие и последовательность вы сможете перейти от борьбы к сотрудничеству. Дайте себе и ребенку право на ошибки и возможность учиться на них. Результат будет, пусть и не сразу.

Признайте, что вы не идеальная мать

Маме необходимо прощать себя за срывы. Все мы не идеальные. Все мы срываемся. Воспитывать и растить детей трудно. И уроки с ребенком делать трудно, тем более что многие современные родители не получали в собственном детстве такой помощи от мам и пап. Говорите себе: «Да, я срываюсь, потому что я не выдерживаю. Но я работаю над этим и верю, что все будет хорошо». 

Меняйте модель своего поведения постепенно. Если сегодня вы задаетесь вопросом «как не срываться», то это уже знак, что вы готовы к изменениям. Рефлексия и желание что-то изменить — путь, по которому вы уже начали движение.  

Фото: freepik.com

Ваш вопрос лучшим специалистам об образовании и воспитании детей

    Поскольку вы здесь...
    У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
    Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
    Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
    Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.